Здание движимое или недвижимое имущество

Определение движимого имущества сельхозпредприятия в целях налогообложения | Аюдар Инфо

Здание движимое или недвижимое имущество

Казаков Е. С., эксперт журнала

Законодатели долго не могли определиться, как им быть с обложением налогом на имущество движимого имущества.

Освобождение налогоплательщиков от обложения налогом данного имущества или включение его в облагаемую базу, хотя бы и по пониженной ставке, – все это влияет на чьи то экономические интересы: то бюджетов субъектов РФ, куда поступает данный налог, то средств налогоплательщиков, на балансе которых такое имущество находится.

Можно предположить, что ими принято окончательное решение в отношении данной проблемы, пусть и оно оставляет вопросы у налогоплательщиков.

Федеральным законом от 03.08.2018 № 302 ФЗ внесено изменение в п. 1 ст. 374 НК РФ, согласно которому из числа объектов обложения налогом на имущество исключено движимое имущество.

Ранее оно облагалось этим налогом по пониженной ставке, а до того входило в перечень льготируемых. Теперь облагать такое имущество налогом снова нет оснований. Зато налогоплательщик должен быть уверен, что имущество не является недвижимым (собственно, именно отнесение имущества к недвижимому влечет его включение в облагаемые налогом объекты).

Судя по разъяснениям чиновников, они сами не вполне понимают, какое имущество сельхозпредприятия следует относить к недвижимому, однако – надо отдать им должное – пытаются помочь налогоплательщикам разобраться в этом вопросе.

Так, в письмах ФНС России от 08.02.2019 № БС-4-21/2181 и БС-4-21/2179 констатируется, что гл. 30 НК РФ не содержит определений понятий «движимое имущество» и «недвижимое имущество». С учетом ст. 11 НК РФ в таком случае необходимо использовать определения, содержащиеся в иных отраслях законодательства.

Согласно п. 2 ст. 130 ГК РФ вещи, не относящиеся к недвижимости, признаются движимым имуществом. На основании п. 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам относятся земельные участки и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Налог на имущество сельхозпредприятия. К сведению:

К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.

Недвижимыми вещами считаются жилые и нежилые помещения, а также предназначенные для размещения транспортных средств части зданий или сооружений (машино-места), если границы таких помещений, частей зданий или сооружений описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке.
Вещи, не являющиеся недвижимостью, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом. Регистрация прав на движимые вещи не требуется, кроме случаев, указанных в законе.

В связи с этим необходимо учитывать, что согласно ст. 133 ГК РФ вещь, раздел которой в натуре невозможен без разрушения, повреждения или изменения ее назначения и которая выступает в обороте как единый объект вещных прав, является неделимой вещью и в том случае, если она имеет составные части.

Замена одних составных частей неделимой вещи другими составными частями не влечет возникновения иной вещи, если при этом существенные свойства вещи сохраняются.

Налоговики указали, что при рассмотрении состава объекта недвижимого имущества сельхозпредприятия необходимо учитывать нормы ОКОФ[1], а также Федерального закона от 30.12.2009 № 384 ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

Данные нормативные документы предусматривают, в частности, что сооружение – это результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих (а в отдельных случаях – и ограждающих) строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.

Сооружения являются объектами, прочно связанными с землей.

Объектом классификации материальных основных фондов в ОКОФ является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями, или отдельно конструктивно обособленный предмет, или обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов.

Поэтому, по мнению налоговиков, под объектом недвижимого имущества возможно понимать единый конструктивный объект капитального строительства как совокупность указанных в ст. 2 Федерального закона № 384 ФЗ объектов, функционально связанных со зданием (сооружением) так, что их перемещение без причинения несоразмерного ущерба назначению объекта недвижимого имущества невозможно.

Налог на имущество сельхозпредприятия. Обратите внимание:

Не включаются в состав объекта недвижимого имущества учитываемые как отдельные инвентарные объекты движимого имущества (основные средства), которые могут быть использованы вне объекта недвижимого имущества, демонтаж которых не причиняет несоразмерного ущерба его назначению и (или) функциональное предназначение которых не является неотъемлемой частью функционирования объекта недвижимого имущества (здания, сооружения).

В силу ч. 6 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со ст. 130, 131, 132, 133.1, 164 ГК РФ. То есть признаком недвижимого имущества является, как правило, необходимость его регистрации.

Источник: https://www.audar-press.ru/imuschestvo-selhozpredpriyatiya-i-nalog

Вс пояснил порядок разграничения движимого и недвижимого имущества для налогообложения

Здание движимое или недвижимое имущество

12 июля Верховный Суд РФ вынес Определение № 307-ЭС19-5241 по делу об оспаривании компанией доначисленных ей налоговым органом сумм недоимки, пеней и штрафа по налогу на имущество за оборудование, расположенное внутри производственного цеха, которое было приобретено как движимое.

Общество не согласилось с результатами выездной налоговой проверки

В апреле 2014 г. ЗАО «Лесозавод 25» построило цех по производству древесных гранул, а также приобрело ряд основных средств (производственное оборудование, транспортеры, систему защиты от пожаров и пылевых взрывов) для производства готовой продукции.

Указанное оборудование было поставлено компании иностранным изготовителем как движимое имущество, которое впоследствии разместили внутри возведенного цеха.

После монтажа оборудования общество учло его в качестве самостоятельных инвентарных объектов основных средств.

В 2016 г. межрайонная инспекция ФНС по крупнейшим налогоплательщикам по Архангельской области и Ненецкому автономному округу провела выездную проверку компании.

По результатам такой проверки обществу было предложено уплатить недоимку по налогу на имущество на сумму 11 млн руб., штраф почти в полмиллиона рублей и соответствующие суммы пеней.

Кроме того, налогоплательщику предложили уменьшить суммы убытков по налогу на прибыль за проверяемый период и увеличить размер налогооблагаемой прибыли за 2015 г.

Основанием доначисления недоимки, пени и штрафа по налогу на имущество послужил вывод о необходимости отнесения всех основных объектов цеха к недвижимому имуществу. Налоговый орган также счел, что общество неправомерно освободило указанные объекты от налогообложения, воспользовавшись льготой, предусмотренной для движимого имущества.

Компания обжаловала решение инспекции в вышестоящий налоговый орган, который частично изменил его. «Лесозавод 25» оспорил данное решение в судебном порядке.

Суды лишь частично удовлетворили требования налогоплательщика

При рассмотрении дела требование компании об оспаривании сумм в рамках налога на имущество было выделено в отдельное производство.

Истец обращал внимание суда на то, что приобретенные им объекты движимого имущества, формирующие производственную линию, предназначались не для обслуживания здания, а для производства готовой продукции.

Следовательно, они относятся к такому виду объектов основных средств, как машины и оборудование, поскольку их включение в состав зданий не предусмотрено Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94, действовавшим на момент принятия их к учету.

Кроме того, компания ссылалась на письмо бюро технической инвентаризации, согласно которому спорное оборудование не являлось недвижимостью.

Тем не менее, опираясь на заключение судебной экспертизы, суд решил, что цех по производству древесных гранул и размещенные в нем иные объекты составляют сложный неделимый объект, предназначенный для получения целевого продукта по единому технологическому процессу. Изъятие объектов из единого комплекса прекратит или изменит процесс производства древесных гранул, поэтому суд признал установленные в здании объекты составной частью объекта недвижимости (цеха) и отказал в освобождении их от налогообложения.

В итоге арбитражный суд признал недействительным решение налогового органа в части доначисления 676 тыс. руб. налога на имущество, соответствующих сумм пеней, а также 27 тыс. руб. штрафа по п. 1 ст. 122 НК РФ.

Таким образом, он удовлетворил претензии общества в части доначислений в отношении трансформаторной подстанции, поскольку налоговый орган не исследовал ее подключение к другим объектам общества и не установил наличие функциональной или технологической взаимосвязи со зданием цеха.

Признавая законным решение инспекции в иной части, суд руководствовался положениями ст. 130–134 ГК РФ, регулирующими режим сложных и неделимых вещей, и исходил из того, что к подлежащим налогообложению объектам недвижимости могут быть отнесены также составные части объектов недвижимости. В дальнейшем апелляция и кассация поддержали решение первой инстанции.

ВС пояснил критерии отнесения объектов к движимому имуществу

Со ссылкой на допущенные судами существенные нарушения норм материального и процессуального права компания обратилась с кассационной жалобой в Верховный Суд РФ.

Рассмотрев материалы дела № А05-879/2018, Судебная коллегия по экономическим спорам отметила, что в соответствии с действующими классификаторами оборудование не относится к зданиям и сооружениям, формируя самостоятельную группу основных средств, за исключением прямо предусмотренных случаев, когда отдельные объекты признаются неотъемлемой частью зданий и включаются в их состав (например, коммуникации внутри зданий, необходимые для их эксплуатации; оборудование встроенных котельных установок, водо-, газо- и теплопроводные устройства, а также устройства канализации).

ВС подчеркнул, что из содержания классификаторов также вытекает, что оборудование для осуществления процесса производства путем выполнения тех или иных технических функций, связанных с изменением предмета труда (в том числе установленное на фундаменте), по общему правилу не классифицируется в качестве сооружений, а подлежит классификации в соответствующих группировках машин и оборудования.

Суд указал, что машины и оборудование, приобретенные как объекты движимого имущества, учитываются в бухгалтерском учете отдельно от зданий и сооружений в качестве самостоятельных инвентарных объектов и согласно п. 1 ст. 374 НК РФ подлежат налогообложению в таком качестве.

«Соответственно, по общему правилу к машинам и оборудованию, выступавшим движимым имуществом при их приобретении и правомерно принятым на учет в качестве отдельных инвентарных объектов, применимы исключения из объекта налогообложения, предусмотренные подп. 8 п. 4 ст. 374 и п. 25 ст.

381 НК РФ», – сказано в определении.

Как пояснил ВС, аналогичного подхода придерживается и Минпромторг в соответствующем Письме от 23 марта 2018 г. № ОВ17590/12.

Так, министерство мотивировало это тем, что данные объекты основных средств (расположенные как внутри, так и вне зданий) не являются составными элементами зданий – они предназначены не для обслуживания последних, а для изготовления готовой продукции или обслуживания производственного процесса.

В то же время Суд отметил, что в случае установления в ходе налоговой проверки обстоятельств, указывающих на искусственное разделение в бухгалтерском учете единого объекта основных средств, выступающего недвижимым объектом (зданием или сооружением), налоговые органы не лишены права обосновывать необходимость взимания налога на имущество в подобных ситуациях.

«Однако необходимость взимания налога должна быть основана на объективных критериях, соблюдение которых в соответствии с п. 6 ст.

3 НК РФ являлось бы ясным любому разумному налогоплательщику при принятии объекта основных средств к учету, а не зависело бы от оценочных суждений экспертов и не приводило бы к постановке в неравное положение налогоплательщиков, осуществивших инвестиции в обновление производственного оборудования в зависимости от особенностей монтажа и эксплуатации этих объектов, например от климатических условий места производства, требующих расположения оборудования в здании для обеспечения его нормальной эксплуатации», – отметил ВС.

В этой связи Суд выявил, что представленные в деле заключения экспертов по существу сводятся лишь к оценке экономической целесообразности последующего демонтажа оборудования в случае перемещения производства, если такое решение будет принято в будущем.

ВС подчеркнул, что применение в данном случае критерия экономической целесообразности ставит в неравное положение налогоплательщиков, осуществивших инвестиции в обновление оборудования, и не обеспечивает, в конечном счете, стимулирование организаций к инвестированию в средства производства и их модернизации.

Он также подчеркнул, что сам по себе факт монтажа оборудования в специально возведенном для его эксплуатации здании, в том числе если последующие демонтаж и перемещение оборудования потребуют несения дополнительных затрат и частичной ликвидации здания, не означает, что назначением оборудования становится обслуживание здания.

Таким образом, Верховный Суд выявил, что судебная экспертиза (как и представленные сторонами заключения экспертов, полученные во внесудебном порядке) была проведена по вопросам, не имеющим значения для правильного разрешения дела. Следовательно, ее заключение не опровергло правомерность классификации приобретенного налогоплательщиком имущества в качестве оборудования, подлежащего учету в виде отдельных инвентарных объектов.

ВС отменил судебные акты нижестоящих судов и направил дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, указав, что при новом рассмотрении суду следует, в частности, оценить доводы общества и возражения налогового органа об осуществлении налогоплательщиком инвестиций в обновление производственного оборудования и его правомерном учете в качестве самостоятельных инвентарных объектов основных средств, об отнесении приобретенного имущества к кодам классификатора основных фондов.

Эксперты «АГ» положительно оценили выводы ВС

Комментируя решение Суда, партнер, руководитель налоговой практики юридической фирмы INTELLECT Юлия Курмамбаева сообщила, что налоговые специалисты с большим интересом следили за развитием событий в деле «Лесозавода 25» и результаты их не разочаровали.

«С 2013 г. движимое имущество постепенно стало выводиться из-под налогообложения налогом на имущество, с 1 января 2019 г. оно полностью исключено из объектов налогообложения (п. 1 ст. 374 НК РФ).

Однако, как показало время, радость налогоплательщиков была преждевременной. В практике одно за другим стали появляться дела по проблемам отграничения движимого имущества от недвижимого.

В основном споры возникали в отношении технологического оборудования промышленных предприятий», – пояснила эксперт.

По ее словам, они касались, в частности, трансформаторов, компрессоров, трансформаторных подстанций (Определение ВС РФ от 3 сентября 2018 г.

№ 307-КГ18-13146); производственных линий, трубопроводов, газоходов (постановление АС Московской области от 23 августа 2018 г.

по делу № А40-176218/2017); линий электропередачи, внутриплощадочных сетей, плавучих установок (постановление АС Северо-Западного округа от 4 июня 2018 г. по делу № А42-5598/2017).

Юлия Курмамбаева отметила, что с помощью технических экспертиз налоговики стали переквалифицировать указанные объекты в недвижимость по самым различным признакам (смонтировано на фундаменте, перемещение и демонтаж повлекут несоизмеримые затраты, создано исключительно для обслуживания здания и образует с ним единую сложную вещь и пр.). «В судебной практике до сих пор не было никакого единства. И дело “Лесозавода 25” только положит начало в определении понятных и исчерпывающих критериев разграничения движимого и недвижимого имущества для целей налогообложения», – пояснила она.

По словам эксперта, определение ВС РФ содержит два очень важных тезиса:

  • машины и оборудование не являются составными частями зданий, если предназначены для производства готовой продукции или обслуживания производственного процесса, а не для обслуживания заданий;
  • отнесение имущества к движимому не может быть поставлено в зависимость от мнения стороннего эксперта, критерии разграничения должны быть четкими и понятными для налогоплательщика. В качестве таковых суд разрешил использовать формализованные критерии бухгалтерского учета, в частности ОКОФ.

«Безусловно, такой подход защищает права налогоплательщиков и способствует правовой определенности в вопросах налогообложения», – заключила Юлия Курмамбаева.

Руководитель налоговой практики юридической фирмы Five Stones Consulting, адвокат Екатерина Болдинова отметила, что в рамках рассматриваемого спора, имевшего большой резонанс, основной вопрос касался налогообложении оборудования.

«Компания получила существенные доначисления налога на имущество в связи с тем, что налоговая инспекция отнесла оборудование цеха древесных гранул к недвижимому имуществу.

Изменение квалификации оборудования с движимого имущества на недвижимое фактически было связно с тем, что налоговый орган, а вслед за ним и нижестоящие суды признали законной юридическую переквалификацию инспекцией движимого имущества в облагаемое налогом недвижимое имущество, используя, в том числе, не предусмотренный ГК РФ критерий технологической связанности.

Фактически, по логике налогового органа, получалось, что если оборудование стоит на твердом фундаменте и не может быть перенесено, то оно должно относиться к недвижимому имуществу и облагаться налогом на имущество», – пояснила эксперт.

По словам Екатерины Болдиновой, Верховный Суд в своем определении фактически сформулировал долгожданные критерии разграничения движимого и недвижимого имущества в целях его налогообложения, что позволит бизнесу с большей степенью определенности квалифицировать имеющееся оборудование и правильно использовать налоговые льготы по налогу на имущество.

«ВС РФ, в частности, отметил, что основой классификации объектов основных средств в бухгалтерском учете выступает ОКОФ, однако при этом указал, что сам классификатор не обязательно предопределяет принадлежность имущества к движимому или недвижимому. Важность приобретает критерий предназначения объекта.

По мнению Суда, объединение оборудования со зданием в единый объект возможно, только если это оборудование необходимо для обслуживания здания, а не для производства продукции или выполнения иной, отличной от такого обслуживания функции (“самостоятельность предназначения”).

Частичная ликвидация здания при демонтаже оборудования не делает размещенное в нем оборудование автоматически недвижимым», – пояснила эксперт.

Источник: https://www.advgazeta.ru/novosti/vs-poyasnil-poryadok-razgranicheniya-dvizhimogo-i-nedvizhimogo-imushchestva-dlya-nalogooblozheniya/

Движимые объекты собственности включают в. Разница между движимым и недвижимым имуществом

Здание движимое или недвижимое имущество

Имущество традиционно классифицируется на 2 типа — движимое и недвижимое. Что характеризует каждый из них?

Что такое движимое имущество?

Для того чтобы определить, что такое движимое имущество, мы можем обратиться к положениям главного нормативного акта РФ, в котором регулируются имущественные правоотношения, — а именно к Гражданскому кодексу. Сущность терминов, о которых идет речь, раскрывается в ст. 130 ГК РФ.

В соответствии с положениями Кодекса, движимым является имущество, не относящееся:

  • к земельным участкам, недрам, а также иным объектам, которые имеют устойчивое географическое положение, и их перемещение в другое место невозможно без нарушения или повреждения их конструкции;
  • к самолетам, морским и речным судам, которые зарегистрированы в государственных реестрах в установленном порядке;
  • к имуществу, которое определено как недвижимое законом.

Таким образом, движимым, исходя из логики положений Гражданского кодекса, признается все то имущество, что не является недвижимым. То есть — методом исключения. Кроме того, в ст. 130 ГК РФ также указано, что к движимому имуществу следует относить наличные денежные средства и ценные бумаги.

https://www.youtube.com/watch?v=io6AvPhIrME

Движимое имущество — то, которое, как правило, не требует государственной регистрации и находится в распоряжении собственника в силу гражданского договора с продавцом, дарителем или иным субъектом, волеизъявление которого предопределило возникновение у человека или организации права владения соответствующим имуществом.

Но есть виды движимых активов, которые должны регистрироваться в государственных реестрах. К таковым относится, к примеру, большинство средств транспорта.

В некоторых случаях нужно регистрировать в компетентных ведомствах движимое имущество, используемое в определенных целях.

Например, если ИП или организация ведет торговлю в Москве (в других городах РФ данное правило пока что не установлено) с применением передвижных объектов — фургонов, палаток, то сведения об этом должны быть предоставлены в ФНС.

На движимое имущество, как правило, не начисляется никаких налогов. Но есть довольно много исключений из этого правила. В частности, в законодательстве РФ предусмотрен транспортный налог, уплачиваемый владельцами автомобилей различных типов. Кроме того, на те передвижные объекты, что используются в продажах столичными предпринимателями, может начисляться торговый сбор.

Все виды имущества (как движимое, так и недвижимое) имеют приобретательную давность — право получения объекта в собственность по истечении продолжительного времени добросовестного пользования им. Данное право регулируется положениями ст. 234 ГК РФ. В соответствии с ними, для движимого имущества срок приобретательной давности — 5 лет.

Что такое недвижимое имущество?

К недвижимому относится все то имущество, что мы перечислили выше как противоположное по своей правовой природе движимому — согласно положениям ст. 130 ГК РФ. Другой его признак — в большинстве случаев есть необходимость в осуществлении государственной регистрации соответствующих активов.

При этом вноситься в реестры тех или иных органов власти, как правило, должны сведения не только непосредственно об объектах недвижимого имущества, но также и о сделках, подтверждающих их переход в собственность к какому-либо человеку или организации.

Большинство видов недвижимого имущества по умолчанию подлежит налогообложению. Владельцы квартир и частных домов платят сборы, установленные для физлиц, собственники коммерческих помещений — налоги, что введены законодательно для юрлиц и ИП.

Касательно срока приобретательной давности — в соответствии со ст. 234 ГК РФ, для рассматриваемого типа имущества он составляет 15 лет.

Сравнение

Главное отличие движимого имущества от недвижимого — в том, что первое не имеет определенных координат месторасположения (в том числе в виде адреса) и может быть перемещено из одного места в другое без нарушения и повреждения конструкции. Что касается недвижимости — ее свойства противоположны.

Есть и иные показатели несхожести рассматриваемых видов имущества. То, что относится к движимому, как правило, не подлежит государственной регистрации, имеет приобретательную давность в 5 лет. Недвижимое имущество чаще всего должно быть зарегистрировано в государственных реестрах. Приобретательная давность по нему составляет 15 лет.

Определив, в чем разница между движимым и недвижимым имуществом, отразим выводы в таблице.

Федеральный закон от 29 ноября 2012 года № 202-ФЗ внес изменения в порядок исчисления организаций. Согласно поправкам, с 1 января 2013 года сбор на движимое имущество не уплачивается.

Однако это правило касается только объектов, принятых на учет в качестве основных средств после 1 января 2013 года. На первый взгляд, все очень просто.

Сначала определяем, движимое имущество или нет, затем узнаем дату постановки на учет и делаем соответствующий вывод: начислять или нет налог.

Известно, что недвижимость неразрывно связана с землей, а движимое имущество строго определенного и постоянного места не имеет. Но на практике не всегда так просто отнести тот или иной объект к определенной категории. В таких случаях избежать ошибки в расчете помогают письма контролирующих органов и судебная практика.

Проблема классификации

Приобретая после 1 января 2013 года имущество, бухгалтер должен определить, относится оно к движимому или является недвижимым. Обычно покупка автомобиля, строительной техники, инвентаря не вызывает проблем — эта собственность однозначно относится к движимой.

Обратите внимание

Нормы гражданского законодательства и бухгалтерского учета оперируют разными понятиями, так например, в ГК используют такие понятия, как «неделимая вещь» и «сложная вещь», чтобы показать неделимость объектов гражданских прав.

Согласно статье 6 Положения по бухгалтерскому учету , утвержденному Приказом Минфина РФ от 30 марта 2001 года № 26н, единицей учета основных средств является инвентарный объект. Причем им может быть как объект со всеми приспособлениями и принадлежностями, так и отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения самостоятельных функций.

Объектом гражданского права может быть одна «неделимая вещь», которая в бухгалтерском учете представлена несколькими инвентарными объектами с разными сроками полезного использования.

Ярким примером «неделимой вещи» является здание со всеми коммуникациями, необходимыми для его эксплуатации.

К ним, согласно Общероссийскому классификатору основных фондов, утвержденному постановлением Госстандарта от 26 декабря 1994 года № 359, относятся: система отопления; внутренняя сеть водопровода, газопровода и канализации со всеми устройствами; внутренняя сеть силовой и осветительной электропроводки с арматурой; телефонные и сигнализационные сети и т.д.

Мнение Минфина

Источник: https://baugrupp.ru/movable-property-objects-include-the-difference-between-movable-and-immovable-property/

Особенности правового регулирования движимого имущества государственного и муниципального собственника

Здание движимое или недвижимое имущество

Для понимания сути движимого имущества необходимо вначале разграничить понятия недвижимого и движимого имущества.

По своему месторасположению, способности перемещаться, качественным и функциональным характеристикам все имущество делится на недвижимое и движимое.

Анализ проблематики

В науке гражданского права продолжаются дискуссии относительно понятия «недвижимое имущество». Невзирая на то, что разделение имущества на движимое и недвижимое закреплено в гражданском законодательстве большинства стран мира, в отечественной гражданско-правовой доктрине нет единой мысли о понятии категории «недвижимость» и критериев отнесения к ней.

Четкий законодательный критерий разделения имущества на движимое и недвижимое крайне необходим. Ведь при бессистемном отнесении различных видов имущества к категории «недвижимого» возникает вопрос об условности понятия данной категории.

С практической точки зрения это недопустимо, поскольку законодательство устанавливает различные правовые режимы движимого и недвижимого имущества.

В юридической науке сложились три теории понятия «недвижимости». Первая, наиболее распространенная, предлагает признавать недвижимостью вещи, которые имеют крепкую связь с землей.

Представители второй концепции, ссылаясь на судебную практику, в свое время предлагали при определении признаков недвижимости руководствоваться критерием «наличия юридической связи прав владельца строения с землей, на которой оно построено», считая, что не надо признавать недвижимостью сооружения, построенные на чужой земле, и временные.

Существовала и промежуточная мысль, согласно которой можно выделить третью теорию: сооружения, построенные на чужой земле в силу обязательственного права необходимо считать вещами движимыми, а строения, созданные в силу вещного права па эту землю, — недвижимыми.

Последняя теория может найти в современных правовых системах как сторонников, так и оппонентов, но, по нашему мнению, очень трудно не считать недвижимостью здание, которое возведено на земле, взятой в долгосрочную аренду, например на 90 лет.

Некоторые авторы устанавливают, что выбранный законодателем критерий для разграничения движимого и недвижимого имущества — возможность перемещения имущества без его обесценивания и изменения его назначения — является недостаточным для определения сферы действия, например, законодательства об ипотеке. Поэтому отмеченный критерий следует дополнить специальными законодательными положениями о том, что временные здания и сооружения к категории недвижимого имущества не принадлежат.

Следует также решить вопрос о возможности отнесения к недвижимому имуществу коммуникаций, дорог, тротуаров, предполагая, что эти объекты охвачены законодательным определением понятия недвижимого имущества, но их техническая инвентаризация де-факто не осуществляется[1].

Однако отсутствует необходимость в том, чтобы юридическое разделение имущества на движимое и недвижимое совпадало с физической возможностью перемещения вещей в пространстве: в области права такое разделение имущества имеет то значение, что одни определения связываются с вещами недвижимыми, другие — с вещами движимыми; но имущество, которое признается по закону недвижимым, недвижимо по своей природе или оно движимое — это все равно; и если, например, законодательство найдет необходимым какое-то определение, которое касается недвижимого имущества, распространить и на имущество движимое, то определение это будет применяться и к движимому имуществу, и наоборот.

Исторический экскурс

В России термин «недвижимое и движимое имущество» впервые появился в законодательстве времени правления Петра I (Указ от 23 марта 1714 г. «О порядке наследования движимого и недвижимого имущества»).

Под недвижимым имуществом понимались земля, угодья, здания, заводы, фабрики, лавки.

К недвижимому также относились полезные ископаемые, которые находятся в земле и разные строения, которые возносятся над землей, а также построенные иод ней, например: шахты, мосты, дамбы.

На определение юридического деления вещей на движимые и недвижимые обращал внимание Д. И. Мейер (1819—1856), который устанавливал, что «недвижимое имущество но нашему законодательству — земли, дома, заводы и т.д.

; движимое — мореходные и речные суда, книги, карты, инструменты, скот, хлеб сжатый и молотый и т.д.».

Словом, разделение имущества на движимое и недвижимое, принятое законодателем, отвечает природе вещей: все имущество, которое по природе своей оказывается движимым и недвижимым, признается таким и законодательством[2].

Российское законодательство XIX — начала XX в., в Своде гражданских законов, делило имущество на «всякого роду недвижимые, движимые, раздельные, нераздельные, благоприобретенные и родовые». В ст. 384 Свода к недвижимому имуществу были отнесены земли, угодья, дома, заводы, фабрики, лавки, всякие строения и пустые дворовые места, а также железные дороги.

Действующий Гражданский кодекс Российской Федерации относит к недвижимому имуществу земельные участки, участки недр, выделенные водные объекты и все, что тесно связанно с землей, т.е. объекты, перемещение которых без соразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многовековые насаждения, здания и строения (ст. 103 ГК РФ).

Юридически разграничение движимого и недвижимого имущества закреплено законодательно и требует оформления прав на такие виды имущества.

Природа прав на землю и другое недвижимое имущество, включая ипотеку и другие виды прав, которые применяются для обеспечения погашения ссуды, в основе своей отличается от прав на движимое имущество, и, следовательно, метод поиска этих прав и оценки относительных приоритетов требует создания и ведения реестра недвижимого имущества, который будет отличаться от реестра движимого имущества. Права собственности на недвижимое имущество фактически предоставляются путем регистрации, тогда как собственность на движимое имущество не регистрируется вообще.

Важно запомнить!

К недвижимому имуществу относятся объекты, которые невозможно переместить без причинения им ущерба. Исключения составляют виды водного транспорта и авиационная техника, которые также относят к недвижимому имуществу в связи с их большими габаритными размерами и особенностями документального оформления.

Зачастую объекты недвижимого имущества тесно связаны с земельными вопросами, месторасположением и правовым статусом территории, на которой они расположены. К объектам движимого имущества относятся различные виды ценностей, акции, векселя, облигации и т.д.

, которые могут мобильно перемещаться без ущерба их целостности и качественным свойствам.

К движимому имуществу государственного и муниципального собственника относятся:

  • — находящиеся в собственности государства, субъекта федерации, муниципального образования акции (доли, вклады) хозяйственных обществ и товариществ;
  • — движимое имущество, принадлежащее государственным и муниципальным унитарным предприятиям на праве хозяйственного ведения и государственным учреждениям, органам государственной власти, органам местного самоуправления на праве оперативного управления;
  • — движимое имущество, входящее в состав казны государства, субъекта федерации, муниципального образования (в том числе принадлежащее на обязательственных правах или находящееся в фактическом владении у юридических и физических лиц), независимо от его стоимости.

Поскольку нахождение движимого имущества государственного либо муниципального собственника обосновывает его особую значимость, связанную с необходимостью учета его сохранности и спецификой использования, относительно движимого имущества государственного/муници- пального собственника ведется реестр.

В реестре движимого имущества государственного либо муниципального собственника по каждому объекту учета движимого имущества указываются следующие сведения:

  • — наименование объекта;
  • — место нахождения объекта;
  • — описание объекта, позволяющее его идентифицировать;
  • — вид правового режима объекта;
  • — рыночная стоимость объекта (в случае наличия данных о рыночной стоимости объекта на момент внесения его в реестр движимого имущества);
  • — полное наименование и реквизиты (место нахождения, банковские реквизиты, индивидуальный номер налогоплательщика, иные реквизиты) юридического лица либо фамилия, имя, отчество, место жительства и индивидуальный номер налогоплательщика физического лица, ответственных за содержание либо сохранность объекта;
  • — состояние объекта (степень износа, %);
  • — сведения о стоимости объекта (балансовая первоначальная стоимость объекта, балансовая остаточная стоимость объекта, амортизация); номинальная стоимость объекта (для объектов, являющихся ценными бумагами, долями в уставном капитале хозяйственных обществ, долями в уставном капитале хозяйственных товариществ);
  • — сведения о характере использования объекта;
  • — правоустанавливающий документ на объект (в случае обязательной регистрации прав, предусмотренной федеральным законом, — сведения о государственной регистрации объекта);
  • — сведения о наличии обременений движимого имущества правами третьих лиц.

Ведение подобного Реестра движимого имущества государственного или муниципального собственника позволяет осуществлять контроль по специфике использования и сохранности данного имущества. Учет стоимости движимого имущества ведется в рублях.

Среди движимого имущества, относящегося к государственной или муниципальной форме собственности, в качестве обособленной категории следует выделить особо ценное движимое имущество. Для этой категории имущества предусмотрены особые законодательные нормы:

  • — бюджетное учреждение не может самостоятельно, т.е. без разрешения органа, выполняющего функции и полномочия учредителя, распоряжаться этим имуществом;
  • — на это имущество не может быть обращено взыскание по обязательствам учреждения;
  • — расходы на содержание этого имущества должны компенсироваться учреждению за счет средств субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания.

Критерии отнесения движимого имущества к особо ценному можно разделить на несколько типов по различным основаниям.

  • 1. Выделение видов движимого имущества, которое относится к категории особо ценного независимо от балансовой стоимости. Например, все виды автомобильного транспорта, колесной и гусеничной техники, включая тракторы и прицепы.
  • 2. Установление предела балансовой стоимости, свыше которого движимое имущество относится к особо ценному независимо от функционального назначения, например, балансовой стоимостью свыше 50 000 руб.
  • 3. Определение для конкретного учреждения, группы учреждений сверх общего перечня отдельных видов особо ценного движимого имущества или даже отдельных объектов, которые могут быть определены как особо ценные, без которых исполнение учреждением своих уставных функций будет невозможно или затруднено.
  • 4. Отнесение к особо ценному имущества, отчуждение которого производится в специальном порядке, установленным законодателем.

Следует отметить, что если учреждение изменило тип на бюджетное и получило утвержденный перечень особо ценного движимого имущества еще 1 июля 2011 г., а переход на новый способ финансового обеспечения будет только с 1 января 2012 г., перечень особо ценного движимого имущества по состоянию на 1 января 2012 г. необходимо актуализировать.

Виды особо ценного движимого имущества автономных и бюджетных учреждений утверждаются органами исполнительной власти, осуществляющими функции и полномочия учредителей соответствующих учреждений, по согласованию с органом по управлению государственной собственностью области.

При этом к особо ценному движимому имуществу не может быть отнесено имущество, которое не предназначено для осуществления основной деятельности областного автономного и бюджетного учреждения, а также имущество, приобретенное областными автономными и бюджетными учреждениями за счет доходов, полученных от оказания платных услуг и осуществления иной приносящей доход деятельности, безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, в том числе добровольных пожертвований.

Итак, можно отметить следующий подход законодателя к выделению особо ценного движимого имущества:

  • 1) имущество, отчуждение которого осуществляется в специальном порядке, так называемое «режимное», с установленным особым правовым режимом, должно быть во всех случаях включено в состав особо ценного движимого имущества;
  • 2) иное имущество должно быть оценено по стоимости. Если стоимость превышает установленный предел, то оно должно быть также включено в состав особо ценного движимого имущества. Если стоимость имущества ниже установленного предела, то оно может быть отнесено к категории особо ценного в зависимости от следующих критериев:
    • — в случае, если при определении видов особо ценного движимого имущества (федеральными органами исполнительной власти или в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ или местной администрацией) данный вид имущества был к ним отнесен, имущество подлежит включению в состав особо ценного движимого имущества;
    • — в случае, если без данного имущества осуществление автономным или бюджетным учреждений предусмотренных его уставом основных видов деятельности будет существенно затруднено;

Ведение перечня особо ценного движимого имущества, согласно законодательству, осуществляется бюджетным или автономным учреждением на основании сведений бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений о полном наименовании объекта, отнесенного в установленном порядке к особо ценному движимому имуществу, его балансовой стоимости и об инвентарном (учетном) номере (при его наличии).

Источник: https://studme.org/105557/menedzhment/osobennosti_pravovogo_regulirovaniya_dvizhimogo_imuschestva_gosudarstvennogo_munitsipalnogo_sobstvennika

Закон 24/7
Добавить комментарий