Закон о запрете о рекламе табачной продукции

Статья 16. Запрет рекламы и стимулирования продажи табака, спонсорства табака | ГАРАНТ

Закон о запрете о рекламе табачной продукции

Статья 16. Запрет рекламы и стимулирования продажи табака, спонсорства табака

1. В комментируемой статье установлены и регламентированы запреты рекламы и стимулирования продажи табака, спонсорства табака. Федеральный закон «Об ограничении курения табака» содержал лишь часть данных запретов, о чем подробнее сказано ниже.

Комментируемой статьей введены запреты на стимулирование продажи табачных изделий и спонсорства. Такое регулирование соответствует положениям ст. 13 «Реклама, стимулирование продажи и спонсорство табачных изделий» Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака, согласно п.

 1 которой Стороны признают, что полный запрет на рекламу, стимулирование продажи и спонсорство приведет к сокращению потребления табачных изделий.

Часть 1 комментируемой статьи соответственно указанной статье Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака устанавливает, что в целях сокращения спроса на табак и табачные изделия запрещаются:

1) реклама и стимулирование продажи табака, табачной продукции и (или) потребления табака;

2) спонсорство табака.

Понятие рекламы определено в п. 1 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» как информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Спонсорство табака согласно определению, данному в п. 5 ч. 1 ст. 5 комментируемого Закона, — это любой вид вклада в любые событие, мероприятие или отдельное лицо, целью, результатом или вероятным результатом которого является стимулирование продажи табачного изделия или употребления табака прямо или косвенно.

В отношении же стимулирования продажи табака, табачной продукции и (или) потребления табака в п. 1 ч. 1 комментируемой статьи непосредственно перечислены следующие действия, которые представляют особо такое стимулирование:

а) распространение табака, табачных изделий среди населения бесплатно, в т.ч. в виде подарков;

б) применение скидок с цены табачных изделий любыми способами, в т.ч. посредством издания купонов и талонов;

в) использование товарного знака, служащего для индивидуализации табачных изделий, на других видах товаров, не являющихся табачными изделиями, при производстве таких товаров, а также оптовая и розничная торговля товарами, которые не являются табачными изделиями, но на которых использован товарный знак, служащий для индивидуализации табачных изделий;

г) использование и имитация табачного изделия при производстве других видов товаров, не являющихся табачными изделиями, при оптовой и розничной торговле такими товарами;

д) демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака во вновь созданных и предназначенных для детей аудиовизуальных произведениях, включая теле- и видеофильмы, в театрально-зрелищных представлениях, в радио-, теле-, видео- и кинохроникальных программах, а также публичное исполнение, сообщение в эфир, по кабелю и любое другое использование указанных произведений, представлений, программ, в которых осуществляется демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака;

е) организация и проведение мероприятий (в т.ч. лотерей, конкурсов, игр), условием участия в которых является приобретение табачных изделий;

ж) организация и проведение культурных, физкультурных, спортивных и других массовых мероприятий, целью, результатом или вероятным результатом которых является прямое или косвенное побуждение к приобретению табачных изделий и (или) потреблению табака (в т.ч. организация и проведение массовых мероприятий, в которых табачные изделия установлены в качестве призов);

з) использование фирменных наименований, товарных знаков и знаков обслуживания, а также коммерческих обозначений, принадлежащих табачным организациям, при организации и осуществлении благотворительной деятельности.

2. В части 2 комментируемой статьи установлены запреты:

демонстрации табачных изделий и процесса потребления табака во вновь созданных и предназначенных для взрослых аудиовизуальных произведениях, включая теле- и видеофильмы, в театрально-зрелищных представлениях, в радио-, теле-, видео- и кинохроникальных программах публичного исполнения, сообщения в эфир, по кабелю и любого другого использования указанных произведений, представлений, программ, в которых осуществляется демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака.

Согласно данной норме исключение составляют лишь случаи, когда такое действие является неотъемлемой частью художественного замысла.

Ранее подобный запрет формулировался менее развернуто в п. 2 ст.

 7 Федерального закона «Об ограничении курения табака»: не допускаются демонстрация курения табака во вновь создаваемых телевизионных фильмах, в кинофильмах и спектаклях, если такое действие не является неотъемлемой частью художественного замысла, и демонстрация курения табака общественными и политическими деятелями в средствах массовой информации.

3. Часть 3 комментируемой статьи устанавливает правило демонстрации аудиовизуальных произведений, включая теле- и видеофильмы, теле-, видео- и кинохроникальных программ, в которых осуществляется демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака.

Это правило, которое согласно ч. 3 ст. 25 комментируемого Закона вступает в силу с 1 июня 2014 г., заключается в возложении на вещателя или организатора демонстрации обязанности обеспечить трансляцию социальной рекламы о вреде потребления табака непосредственно перед началом или во время демонстрации такого произведения, такой программы.

Понятие социальной рекламы определено в п. 11 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» как информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства.

4. В части 4 комментируемой статьи установлен случай, когда допускается демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака в средствах массовой информации.

В соответствии с данной нормой такая демонстрация допускается при информировании населения о вреде потребления табака и вредном воздействии окружающего табачного дыма при проведении информационных кампаний.

Информирование органами государственной власти и органами местного самоуправления населения о вреде потребления табака и вредном воздействии окружающего табачного дыма посредством проведения информационных кампаний в средствах массовой информации предусмотрено частью 6 ст. 15 комментируемого Закона.

Как говорилось в комментарии к указанной статье, под средством массовой информации согласно определению, данному в ст. 2 Закона РФ «О средствах массовой информации», понимается периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием).

5. Часть 5 комментируемой статьи, регламентируя осуществление запрета рекламы табака, табачных изделий и курительных принадлежностей отсылает к законодательству РФ о рекламе.

По сути, такая же отсылочная норма ранее содержалась в ст.

 5 Федерального закона «Об ограничении курения табака», предусматривавшей, что реклама табака и табачных изделий осуществляется в соответствии с законодательством РФ о рекламе.

Осуществление рекламы табака, табачных изделий и курительных принадлежностей регламентировано статьей 23 Федерального закона «О рекламе», согласно ч. 1 которой реклама табака, табачных изделий и курительных принадлежностей, в т.ч. трубок, кальянов, сигаретной бумаги, зажигалок и других подобных товаров, не должна:

1) содержать утверждение о том, что курение имеет важное значение для достижения общественного признания, профессионального, спортивного или личного успеха либо способствует улучшению физического или эмоционального состояния;

2) осуждать воздержание от курения;

3) обращаться к несовершеннолетним;

4) использовать образы несовершеннолетних.

В соответствии с ч. 2 указанной статьи реклама табака, табачных изделий и курительных принадлежностей, в т.ч. трубок, кальянов, сигаретной бумаги, зажигалок и других подобных товаров, не должна размещаться:

1) в теле- и радиопрограммах, при кино- и видеообслуживании;

2) в предназначенных для несовершеннолетних печатных изданиях, аудио- и видеопродукции;

3) на первой и последней полосах газет, а также на первой и последней страницах и обложках журналов;

4) с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их;

5) на всех видах транспортных средств общего пользования;

6) в детских, образовательных, медицинских, санаторно-курортных, оздоровительных, военных организациях, театрах, цирках, музеях, домах и дворцах культуры, концертных и выставочных залах, библиотеках, лекториях, планетариях и на расстоянии ближе чем 100 метров от занимаемых ими зданий, строений, сооружений;

7) в физкультурно-оздоровительных, спортивных сооружениях и на расстоянии ближе чем 100 метров от таких сооружений.

Статья 23 Федерального закона «О рекламе» также предусматривает следующее:

реклама табака и табачных изделий в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде курения, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем 10% рекламной площади (рекламного пространства) (ч. 3);

проведение рекламных акций, сопровождающихся раздачей образцов табачных изделий, в организациях или местах, в которых не допускается розничная продажа таких изделий или их определенных видов, запрещается.

При проведении рекламных акций, сопровождающихся раздачей образцов табака, табачных изделий и курительных принадлежностей, запрещается привлекать несовершеннолетних к участию в их раздаче, а также предлагать им такие образцы (ч. 4).

Источник: https://base.garant.ru/58156326/7a58987b486424ad79b62aa427dab1df/

Дело-табак: введен полный запрет на рекламу сигарет

Закон о запрете о рекламе табачной продукции
Иллюстрация Fotolia

Сегодня, 15 ноября вступил в силу полный запрет на рекламу (в том числе спонсорскую) табака, табачной продукции, табачных изделий и курительных принадлежностей.

Ранее соответствующие поправки были внесены в закон «О рекламе» и КоАП.

Новый запрет повлечет за собой отток рекламных бюджетов из сегментов, на которые прежде полностью или частично не распространялись антитабачные меры – прессы, интернета и indoor, а также ударит по медиаагентствам.

Ранее реклама табачной продукции была запрещена на ТВ, радио, в outdoor, на первой и последней полосах газет и обложках журналов, в детских изданиях и частично в indoor: школах и вузах, детских садах, медицинских, оздоровительных, спортивных, военных и культурных учреждениях, а также на расстоянии 100 метров от них.

Введение полного запрета на рекламу табака связано с принятым в этом году антитабачным законом, который ввел табу на курение в органах госвласти и муниципалитетах с 1 июня 2013 года.

Запрет на курение в кафе и ресторанах вступит в силу в июне 2014 года.

Кроме того, курить будет нельзя на вокзалах, в аэропортах, на платформах пригородных поездов, на пляжах, в гостиницах, на площадках подъездов многоквартирных домов и т.д.

Большинство рекламодателей думало, что полный запрет начнет действовать вместе с антитабачным законом – 1 июня.

Поэтому пик активности табачных рекламодателей в прессе пришелся именно на март-май, в интернете – на апрель-май, следует из данных Аналитического центра Vi на основе TNS Media Intelligence.

Однако ФАС в конце мая поспешила выпустить разъяснение, из которого было ясно, что рекламе табака дали отсрочку до внесения поправок в закон «О рекламе».

Периодическая печать сильнее всех пострадает от нового запрета – сегмент и так показывает отрицательную динамику по рекламным доходам уже второй квартал подряд.

В результате отсутствия рекламы табака в ноябре и декабре динамика по этим двум месяцам ухудшится на 3 процентных пункта, но по году в целом это отразится несильно, подчеркивает эксперт Аналитического центра Vi Александр Ефремов.

В январе-сентябре 2013 года рекламные бюджеты табачных брендов в прессе составили почти 564 млн. рублей, свидетельствует статистика АЦ Vi. В структуре рекламных доходов прессы данная товарная категория занимала 4%, тогда как за аналогичный период прошлого года ее доля равнялась 3%.

Доходы изданий центральной прессы от рекламы категории «Табачные изделия» в млн. рублей без НДС, Аналитический центр Vi на основе TNS Media Intelligence

Оценить в абсолютных цифрах потери рекламных доходов интернет-площадок от данного запрета трудно, так как доступна только статистика по показам баннеров, рекламирующих табачные товары.

Однако во время всплеска табачной рекламы в интернете – в апреле этого года – количество показов баннеров по тематике «табачные изделия» составляло почти 200 млн раз в месяц, согласно цифрам TNS Media Intelligence.

Запрет на рекламу сигарет отразится и на объемах сегмента indoor, но не столь значительно. «До ноября этого года реклама табака была итак значительно ограничена законом. Основными местами для коммуникации в indoor оставались: продовольственная розница и HoReCa, аэропорты и торговые центры.

И если носители в рознице и ресторанах – это, как правило, были собственные сети рекламно-торгового оборудования производителей (эти затраты не учитываются в оценках объема рынка рекламы), то аэропорты и торговые центры лишатся части бюджетов и стабильных клиентов. Эти два сегмента составляют порядка 50% рынка indoor по оценке 2013 года», – комментирует эксперт All-indoor.ru Сергей Михайлов.

Медиаагентства потеряют своих табачных клиентов. «Закон отразится на тех агентствах, среди клиентов которых велика доля табачных компаний.

Им придется как искать новых клиентов, так и пристраивать куда-то освободившийся персонал, ведь зачастую на крупных табачных брендах работали большие команды», – отмечает управляющий директор баингового агентства Kwanza (TWIGA) Алена Былбас.

Похоже, табачные бренды ожидает участь алкогольных, которым уже запретили рекламироваться в российских СМИ: после этого они расширили присутствие своих брендов на зарубежных рынках.

В Japan Tobacco International (бренды Winston, Mild Seven, Camel, Sobranie и другие) пояснили, что компания будет действовать согласно российскому законодательству, а средства рекламных бюджетов перейдут акционерам.

Читать также

Во сколько обойдется нарушение запрета на рекламу табака

Источник: https://www.sostav.ru/publication/reklamodateli-nervno-kuryat-v-storone-ot-smi-6789.html

Запрет выкладки сигарет — гарантия 100% выполнения законодательства о запрете рекламы табачных изделий | Центр демократии и верховенства права

Закон о запрете о рекламе табачной продукции

16 сентября 2012 вступил в силу Закон Украины № 3778-IV «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно запрета рекламы, спонсорства и стимулирования продажи табачных изделий», который запрещает все виды рекламы табачной продукции. 

Такой шаг был осуществлен с целью снижения уровня распространенности курения. Обманчивый образ привлекательности сигарет создавался с помощью рекламных средств для расширения круга клиентов табачной индустрии в частности среди детей и молодежи. 

Изменения в законодательство были приняты в рамках реализации положений Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака (РКБТ), ратифицированной Украиной в 2006 г. и запрещающей все формы рекламы, стимулирования продажи и спонсорства, которые продвигают табачные изделия на рынок такими средствами, которые, в свою очередь, являются ложными или вводят в заблуждение.

После вступления в силу изменений, предусмотренных Законом № 3778-IV, в Украине исчезла реклама сигарет в пунктах их продажи, а также перекрылась возможность спонсорства, с помощью которого табачная индустрия продвигала свою продукцию, финансируя масштабные публичные мероприятия, в частности предназначенные для молодежи. В комплексе с другими законодательными ограничениями и ростом цен полный запрет на рекламу дал положительный эффект. Только за 2014-й зависимость украинцев от курения уменьшилась: на 3 процентных пункта (с 45% до 42 %) среди мужчин и на 2 (с 11 % до 9 %) — среди женщин. Однако табачные компании активно используют другие агрессивные методы продвижения сигарет, в частности, специальную выкладку пачек сигарет — «привлекательное» оформление витрин киосков, прикассовой зоны и специальных отдельных стеллажей в супермаркетах путем размещения сигарет на ярком/цветном фоне в рамках, боксах и панно.

Для того, чтобы и в дальнейшем продвигать свою продукцию, табачные компании используют яркие дизайнерские решения, например, подсветку и аксессуары с табачными брендами. А пачки сигарет становятся все более привлекательными и яркими.

 «Фактически видимое размещение сигарет в местах их продажи с использованием специальных маркетинговых инструментов, согласно Руководящим принципам ст. 13 Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака, является видом стимулирования продажи табачных изделий.

Принятые Законом Украины № 3778 изменения полностью запрещают стимулирование продажи сигарет.

Однако проблема заключается в сложности имплементации указанных норм действующего закона. Контролирующие органы утверждают, что яркое оформление витрин табачных киосков и других мест продаж не является прямым нарушением действующего закона.

Поэтому для того , чтобы с одной стороны усовершенствовать положения действующего законодательства по запрету рекламы и стимулирования продажи табачных изделий, а с другой — обезопасить детей и молодежь от возможности их привлечения к курению, нужно запретить выкладку сигарет в местах их продажи», — отметил Тарас Шевченко, руководитель проекта «Киев без табачного дыма» ОО «Институт Медиа Права».

«В Украине более 90 тыс. точек продажи сигарет. Каждый киоск превратился в большой пункт сигаретной рекламы.

Такого количества сигарет в витринах улиц городов вы не найдете ни в одной стране ЕС, а в РФ и Беларуси видимое размещение сигарет в магазинах вообще запрещено законом.

Для Украины следующим шагом должен стать полный запрет выкладки сигарет», — отметил Андрей Скипальский, руководитель Украинского центра контроля над табаком ОО «Жизнь».

Учитывая огромное количество киосков с ярко оформленными витринами сигарет, которые создают видимость сигаретных брендов и влияют на сознание так же, как и прямая реклама, существует необходимость решить проблему стимулирования продажи табачных изделий в местах продажи путем запрета выкладки пачек сигарет в витринах точек продаж. К тому же постоянное присутствие сигарет в поле зрения создает социальную толерантность и приемлемость курения. Это позволяет табачному бизнесу существенно манипулировать сознанием подростков и молодежи. 

Для того, чтобы обеспечить высокий уровень выполнения закона о полном запрете рекламы, спонсорства и стимулирования продаж табачных изделий и выполнить обязательства Украины в рамках РКБТ, общественность призывает власть запретить выкладку табачных изделий в витринах магазинов, как это сделали в ряде других государств, таких как: Великобритания, Австралия, Канада, Норвегия, Финляндия, Ирландия, Исландия, Новая Зеландия, Таиланд, Россия, Беларусь, Панама, Кения, Непал. Запрет выкладки сигарет — гарантия исполнения законодательства о полном запрете рекламы, спонсорства, стимулирования продаж и других форм продвижения табачных изделий. 

Источник: https://cedem.org.ua/ru/news/zapret-vykladky-sygaret-garantyya-100-vypolnenyya-zakonodatelstva-o-zaprete-reklamy-tabachnyh-yzdelyj/

Фас отсрочила запрет на рекламу табака

Закон о запрете о рекламе табачной продукции

Реклама табака в России сохранится после 1 июня 2013 года. Об этом говорится в разъяснениях Федеральной антимонопольной службы (ФАС) о продвижении сигарет после вступления в силу антитабачного закона.

Закон «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» был подписан в феврале этого года. Основная часть его положений, в том числе запрет на рекламу сигарет, вступают в силу 1 июня. Но ФАС в своем разъяснении сообщила, что и после этой даты требования к продвижению табака останутся прежними.

«После вступления с 1 июня 2013 года в силу закона о табаке нормы о запрете рекламы табака и табачных изделий не применяются к рекламе данных товаров напрямую», — отмечается в документе антимонопольной службы. Однако уже существующие ограничения должны соблюдаться.

Сегодня, согласно закону «О рекламе», продвижение сигарет и сопутствующих товаров запрещено на телевидении и радио, на первой и последней полосах газет и обложках журналов, во всех видах общественного транспорта, на уличных рекламных конструкциях (в том числе на крышах и стенах домов), в детских печатных изданиях и аудиовизуальных программах, а также в детских, образовательных, медицинских, санаторно-курортных, оздоровительных, военных организациях, в физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружениях, в театрах, цирках, музеях, домах и дворцах культуры, концертных и выставочных залах, библиотеках, лекториях, планетариях и на расстоянии ближе чем 100 м от занимаемых ими зданий. Кроме этого, реклама табака всегда должна содержать предупреждение о вреде курения (не менее 10% рекламной площади).

В ФАС объясняют, что в антитабачном законе запрет на рекламу сигарет установлен со ссылкой на рекламное законодательство, поэтому для оценки рекламы табака должны применяться нормы закона «О рекламе».

— В антитабачном законе содержится отсылочная норма к закону «О рекламе», — объясняет позицию ведомства замначальника управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС Татьяна Никитина. — На данный момент в законе «О рекламе» нет полного запрета.

Такой запрет планируется в законопроекте, принятом в первом чтении Госдумой. Когда будет изменен рекламный закон и в законе «О рекламе» появится соответствующий запрет, мы сможем применять санкции, станем понимать, какая административная ответственность предусмотрена за нарушение данной статьи закона.

Потому что за нарушение антитабачного закона также ответственность еще не установлена.

Необходимые для этого поправки уже прошли в Госдуме первое чтение.

Изменения в рекламное законодательство, внесенные в феврале вице-спикером Сергеем Железняком, председателем комитета по охране здоровья Сергеем Калашниковым и его первым замом Николаем Герасименко, предусматривают дополнение списка «товаров, реклама которых не допускается» (статья 7 закона «О рекламе») рекламой «табака, табачных изделий и курительных принадлежностей». Так, сигареты в рекламных правах приравняют к наркотикам, взрывчатым веществам и органам или тканям человека, представленным в качестве объектов купли-продажи.

А за нарушение этого запрета депутаты предлагают ввести административный штраф: для должностных лиц от 5 тыс. до 20 тыс. рублей, для юридических — от 100 тыс. до 500 тыс.

с конфискацией рекламной продукции либо приостановление деятельности до 90 суток. По прогнозам Сергея Калашникова, Дума и Совет Федерации должны принять указанные поправки до 1 июня.

Разъяснения ФАС он назвал «неадекватными».

— Это совершенно неадекватная реакция, — считает депутат. — Внесенный нами законопроект в первую очередь предполагает введение конкретных штрафов, а сам запрет прописан в законе об ограничении курения табака.

Он вступает в силу 1 июня, тогда же должен заработать и запрет на рекламу сигарет. Другое дело, что пока нет штрафов за нарушение этого закона, то есть нет наказания.

Но у ФАС достаточно много инструментов борьбы с незаконной рекламой и без штрафов — например, снятие рекламы, предупреждения. Разъяснения ФАС необходимо опротестовать.

Несмотря на недовольство Госдумы разъяснениями ФАС, бизнес намерен следовать именно им.

— Мы ознакомились с разъяснением Федеральной антимонопольной службы по поводу сроков вступления в силу запрета на рекламу табачной продукции и намерены ему следовать, — сообщил «Известиям» директор по корпоративным отношениям «БАТ Россия» Александр Лютый.

В компании «Империал Тобакко Россия-Белоруссия» отмечают, что в антитабачном законе содержится конкретный список запрещенных при продвижении табака действий. Эта норма и должна заработать с 1 июня 2013 года, подчеркнул директор по корпоративным вопросам компании Карл-Хайнц Фельберг.

Согласно антитабачному закону, c 1 июня запрещается (статья 16 закона) реклама и стимулирование табака, скидки, купоны и талоны на сигареты, использование табачных брендов для других видов товаров, а также имитация табачных изделий, проведение конкурсов, для участия в которых необходимо покупать сигареты. Кроме этого, запрещается спонсорство табачных компаний и демонстрация процесса курения во вновь создаваемых и предназначенных для детей аудиовизуальных произведениях. Для остальных произведений использование сцен курения допускается по задумке автора. Плюс к этому с 1 июня 2014 года при демонстрации телепрограмм и видеофильмов, содержащих сцены курения, вещатель должен крутить социальную рекламу о вреде табака перед началом этих передач или непосредственно во время демонстрации.

По данным TNS Россия, за I квартал этого года реклама табака заняла более 2,4% от общей площади рекламы в прессе.

Источник: https://iz.ru/news/550725

Реклама табака — наживка для соцсетей?

Закон о запрете о рекламе табачной продукции
Правообладатель иллюстрации Nkolay Galkin/TASS Image caption Алена Долецкая перешла с обычных сигарет на электронные

Накануне 31 мая, Всемирного дня без табака, более 100 организаций общественного здравоохранения и борьбы против курения из 48 стран обратились с призывом к компаниям , Instagram, и Snapchat принять оперативные меры, чтобы ограничить скрытую рекламу табачных изделий на своих платформах.

В письме активисты опирались на исследование Рейтер, в котором говорится, что производитель сигарет Philip Morris использует молодых лидеров мнений в сети «Инстаграм» для продажи своей электронной системы для курения IQOS (устройства для нагревания табака, похожего на электронную сигарету).

Борцы с курением заявили, что социальные сети недостаточно следят за тем, какие товары продвигают лидеры мнений. Некоторых из них корпорации используют для продвижения продукции с никотином.

Онлайн-продажа электронных сигарет не ограничена в ряде стран, но соцсети утверждают, что у них есть политика, ограничивающая рекламу табачных изделий.

Борцы с курением в своем письме заявили, что открытое или скрытое спонсирование инфлюенсеров создает лазейку в политике онлайн-платформ.

«Кто-то, выражающий свое мнение»?

Компания и принадлежащая ей сеть «Инстаграм» изучают вопрос, чтобы понять, что и как можно улучшить, сказала пресс-секретарь корпорации Стефани Отвей.

«При разработке правил пользования для миллиардов пользователей компания должна проводить черту между рекламой, рекламными сообщениями и просто кем-то, выражающим свое мнение», — говорит Отвей.

Пресс-секретарь компании Элизабет Люк заявила Рейтер, что компания запрещает продвижение табачных изделий, аксессуаров и брендов по всему миру, но отказалась комментировать, включает ли это инфлюэнсеров.

В свою очередь, табачный гигант Philip Morris использовал молодых влиятельных инфлюэнсеров для продвижения своего устройства IQOS. 10 мая он сообщил, что она начал внутреннее расследование и приостановил все подобные кампании.

Серая зона закона

Однако новые посты от инфлюэнсеров, рекламирующих IQOS, появлялись в сетях и позднее.

В Египте, Польше, Армении, Италии и Иране за последнюю неделю появились публикации, в которых молодые мужчины и женщины используют эти устройства.

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption В штаб-квартире Philip Morris утверждают, что делают всё для уменьшения числа курильщиков «обычных» сигарет

При этом пресс-служба Philip Morris также утверждает, что их кампания в соцсетях носит чисто информационный характер и табачный гигант информирует покупателей о вреде курения.

Компания-дистрибьютор IQOS в США — Altria уже заявляла, что отказывается от рекламы в социальных сетях. Но известно, что в марте этого года она искала через открытые HR-платформы специалиста по цифровому маркетингу для рекламы электронных сигарет.

Цифровая реклама табачных изделий остается серой зоной для регуляторов во всем мире. Правила публикации рекламных сообщений об изделиях с никотином в ряде стран были созданы еще до появления рекламных компаний в социальных сетях.

Всемирная организация здравоохранения, призывает страны всего мира полностью запретить рекламу табака. Но в докладе ВОЗ за 2018 год признаются проблемы, связанные с регулированием этой сферы.

«Привлекательный статус»?

Как объяснял Би-би-си научный сотрудник Центра исследования раковых заболеваний Fox Chase в Филадельфии Илья Серебрицкий, если общество махнет рукой на это «меньшее по отношению к обычным сигаретам зло», новые продукты с никотином могут стать очень популярны

«Если вместо того, чтобы то же самое количество курильщиков, которое есть сейчас, перешли на электронные сигареты и, может быть, часть из них бросили бы курить, возникнет ситуация, когда мы создадим привлекательный социальный статус курению. И мы получим большее количество курильщиков», — считает Серебрицкий.

В России IQOS также вёл активную рекламную кампанию с помощью лидеров мнений в соцсетях.

Правообладатель иллюстрации Vyacheslav Prokofiev/TASS Image caption Певец и телеведущий Антон Лаврентьев активно делился опытом использования IQOS

Бывший главный редактор журналов Vogue Россия и Interview Алена Долецкая, певец и телеведущий Антон Лаврентьев, актриса Виктория Исакова, стилист Александр Рогов, актёр Константин Крюков — все они так или иначе положительно отзывались о своём опыте использования электронной системы курения.

Причём, как призналась Би-би-си Долецкая, в итоге она бросила обычные сигареты, испытав «невероятное облегчение после 40 лет курения».

Подобно другим странам, изображения IQOS в личных аккаунтах инфлюэнсеров в России не попадает под федеральный закон «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака». Демонстрация курения в СМИ регулируется крайне жестко.

Источник: https://www.bbc.com/russian/features-48386830

Запрет рекламы табака и табачных изделий — Весь рекламный рынок России 2018/2019

Закон о запрете о рекламе табачной продукции
На сегодняшний день нет абсолютно четких поправок в Закон «О рекламе» касающихся полного запрета рекламы табачной продукции. Однако, существует ряд документов и инициатив, с принятием которых табачная отрасль может полностью лишиться рекламы.

Выбор редакции AllAdvertising

Знаковым событием является то, что в 2008 году Россия присоединилась к конвенции Всемирной организации здравоохранения по борьбе с табаком, которая предусматривает полный запрет на рекламу табака и табачной продукции.

Поскольку России, как стране, присоединившейся к конвенции, по регламенту дается 5 лет на то, чтобы привести в соответствие свое законодательство, все изменения должны быть внесены и приняты не позднее весны 2013 года.

О запрете рекламы табака и табачных изделий говорится в законопроекте Министерства здравоохранения и социального развития «О защите здоровья населения от последствий потребления табака».

Законопроект во многом ориентирован на положения Рамочной Конвенции ВОЗ, поэтому, в случае его принятия, реклама табачных изделий будет полностью запрещена, а табачные компании больше не смогут заниматься спонсорством. Кроме того, в соответствии с утвержденной в 2010 году правительством концепцией по борьбе с табаком предусматривается полный запрет рекламы и спонсорства производителями табачных изделий. В 2006 году была принята новая редакция Закона «О рекламе».

Новые и ранее действовавшие ограничения на рекламу табачных изделий:

  1. Реклама табака и табачных иделий не должна содержать демонстрацию процессов курения, а также не должна создавать впечатление, что курение имеет важное значение для достижения общественного, спортивного или личного успеха либо для улучшения физического или психического состояния;
  2. Реклама табака и табачных иделий не должна дискредитировать воздержание от курения, содержать информацию о положительных терапевтических свойствах табака и табачных изделий и представлять их высокое содержание в продукте как достоинство;
  3. Реклама табака и табачных иделий не должна обращаться непосредственно к несовершеннолетним, а также использовать образы физических лиц в возрасте до 35 лет, высказывания или участие лиц, пользующихся популярностью у несовершеннолетних и лиц в возрасте до 21 года;
  4. Реклама табака и табачных иделий не должна содержать утверждение о том, что курение имеет важное значение для достижения общественного признания, профессионального, спортивного или личного успеха либо способствует улучшению физического или эмоционального состояния;
  5. Реклама табака и табачных иделий не должна осуждать воздержание от курения;
  6. Реклама табака и табачных иделий не должна обращаться к несовершеннолетним;
  7. Реклама табака и табачных иделий не должна использовать образы несовершеннолетних.

В целях сокращения спроса на сигареты Минздрав предлагает запретить стимулирование продаж табачных изделий и потребления табака, а также спонсорство табачными компаниями, в том числе:

  1. Распространение табака и табачных изделий среди населения бесплатно;
  2. Применение скидок к цене табачных изделий любыми способами, в том числе, посредством издания купонов и талонов;
  3. Использование товарного знака, служащего для индивидуализации табачных изделий, на других видах товаров, не являющихся табачными изделиями, при их производстве, а также оптовой и розничной торговли товарами, не являющимися табачными изделиями, на которых использован товарный знак, служащий для индивидуализации табачных изделий;
  4. Использование формы табачного изделия для других видов товаров, не являющихся табачными изделиями, при их производстве, оптовой и розничной торговле;
  5. Демонстрация табачных изделий и процесса их потребления (за исключением демонстрации процесса потребления табачных изделий при информировании об их вреде) во вновь создаваемых аудиовизуальных произведениях, включая теле- и видеофильмы, в театрально-зрелищных представлениях, в радио-, теле-, видео- и кинохроникальных программах, а также публичное исполнение, сообщение в эфир, по кабелю и любое другое использование указанных произведений, представлений, программ, в которых содержится демонстрация табачных изделий и процесса их потребления;
  6. Организация и проведение мероприятий (в том числе, лотерей, конкурсов, игр), условием участия в которых является приобретение табачного изделия;
  7. Организация и проведение массовых культурных, спортивно-зрелищных и иных массовых мероприятий, целью, результатом или вероятным результатом которых являются прямое или косвенное побуждение к приобретению табачного изделия и (или) к потреблению табака, в том числе, организация и проведение массовых мероприятий, в которых табачные изделия установлены в качестве призов;
  8. Спонсорство табачными компаниями, в том числе любой вклад в организацию и проведение табачными компаниями любых акций и мероприятий в сфере образования, физкультуры, спорта, здравоохранения и культуры, а также оказание табачными компаниями любой помощи образовательным, физкультурно-спортивным благотворительным организациям, организациям здравоохранения и культуры.

Запрет рекламы табака, табачных изделий и курительных принадлежностей (в том числе: трубок, кальянов, сигаретной бумаги, зажигалок и других подобных товаров) осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе. Александр Лютый, директор по корпоративным отношениям «British American Tobacco Россия»:

    «Любые ограничения должны быть оправданными, продуманными и последовательными, в том числе и в сфере рекламирования тех или иных товаров. Важно, что эти нормы должны учитывать реалии российского рынка, иначе они могут действовать не в том ключе, в каком были задуманы, или не работать вовсе. Мы считаем необоснованными предложения о введении полного запрета на рекламу табачных изделий, но поддерживаем инициативу о запрете рекламы в местах, которые наиболее часто и массово посещают несовершеннолетние, таких как метро, аэропорты, железнодорожные вокзалы и другие объекты транспортной инфраструктуры. Возможно, введение таких мер, как запрет на использование в рекламе табачной продукции привлекательных для подростков образов, будет весьма действенным в борьбе с подростковым курением. В данном контексте можно привести пример новых правил регулирования рекламы алкогольной продукции и пива.

    Вместе с этим мы убеждены в том, что полное лишение совершеннолетних потребителей права на получение информации о легальной продукции, в том числе посредством ее ответственной рекламы и маркетинга в местах продаж, является чрезмерным и противоречащим Конституции РФ».

Анатолий Верещагин, директор по коммуникациям JTI:

    «От запрета на рекламу пострадает, в первую очередь, потребитель. Запрет, фактически, нарушает конституционные права граждан на информацию о табаке и табачных изделиях. Президент РФ указал, что «установление запрета на распространение рекламы табака и табачных изделий не соответствует установленным Конституцией РФ основаниям для ограничения прав граждан в части, касающейся неполучения информации о табаке и табачных изделиях» (Письмо № Пр-558 от 27.03.2001). Ключевой документ, регулирующий табачную отрасль на глобальном уровне — рамочная Конвенция ВОЗ по борьбе с табаком — не настаивает на полном ограничении рекламы, если это идет вразрез с Конституцией или ее принципами. В качестве альтернативы полному запрету представляется целесообразным поэтапно ввести дополнительные ограничения на отдельные виды рекламы путем внесения соответствующих изменений в Федеральный закон «О рекламе» с учетом сохранения права потребителей на получение информации о легально производимых табачных изделиях.

    Мы поддерживаем предложение о запрете спонсорства табачными производителями и товарными знаками образовательных, медицинских и спортивных мероприятий.

    Однако, вместе с этим, мы считаем запреты на корпоративную благотворительность или поддержку культурных мероприятий необоснованными, так как законопослушные производители табачных изделий являются равноправными членами предпринимательского корпуса России».

Дмитрий Янин, председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей:

    «Россия занимает «достойное» первое место по распространенности курения в мире — это результат, в том числе и неэффективного законодательства по рекламе, позволяющего сейчас рекламировать опасный товар в детских журналах типа Cosmo, в метро (за исключением Москвы), в аэропортах, в магазинах, в газетах, в интернет (история Саввиди с его сигаретами Kiss, наглядно показала на какой возраст рассчитана такая реклама и связанные с ней сайты), спонсировать фестивали электронной музыки, телесериалы. В данном вопросе был выдвинут ряд инициатив, некоторые из которых были приняты. Мы тоже проявляли активность. Наши попытки через ФАС оспорить незаконную табачную рекламу в московском метро (ежедневно перевозящем более 8-ми миллионов пассажиров) не увенчались успехом. Лишь политическая воля нового руководителя Комитета по рекламе и информации Москвы помогла нам с лета 2011 года изгнать табачников и водочников из стен московского метро, запрет появился в условиях тендера.

    Находящиеся на рассмотрении Думы законопроекты, инициированные депутатами по частичным запретам, неэффективны, так как не позволяют оградить граждан (в большинстве своем некурящих) от рекламы товара, убивающего своего потребителя. В связи с этим полный запрет рекламы сигарет является наиболее действенным».

Сайт: http://www.sostav.ru

Источник: https://www.alladvertising.ru/info/no_smoking.html

Закон 24/7
Добавить комментарий