Закон о сми право на опровержение

право на ответ

Закон о сми право на опровержение

Верховный суд учит суды применять п. 10 ст. 152 ГК РФ…

Истцы по настоящему делу утверждают, что ответчиками распространены недостоверные сведения, обосновывая необходимость защиты своих прав ссылкой на норму пункта 10 статьи 152 ГК РФ.

Как следует из пунктов 1, 2 и 5 статьи 152 ГК РФ, гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности.

Опровержение должно быть сделано тем же способом, которым были распространены сведения о гражданине, или другим аналогичным способом. Сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина и распространенные в средствах массовой информации, должны быть опровергнуты в тех же средствах массовой информации.

Гражданин, в отношении которого в средствах массовой информации распространены указанные сведения, имеет право потребовать наряду с опровержением также опубликования своего ответа в тех же средствах массовой информации.

Если сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, оказались после их распространения доступными в сети «Интернет», гражданин вправе требовать удаления соответствующей информации, а также опровержения указанных сведений способом, обеспечивающим доведение опровержения до пользователей сети «Интернет».

На основании пункта 10 статьи 152 ГК РФ правила пунктов 1 – 9 настоящей статьи, за исключением положений о компенсации морального вреда, могут быть применены судом также к случаям распространения любых не соответствующих действительности сведений о гражданине, если такой гражданин докажет несоответствие указанных сведений действительности.

Пункт 11 статьи 152 ГК РФ предусматривает, что правила настоящей статьи о защите деловой репутации гражданина, за исключением положений о компенсации морального вреда, соответственно, применяются к защите деловой репутации юридического лица.

В Обзоре практики рассмотрения судами дел по спорам о защите чести, достоинства и деловой репутации (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.03.

2016) разъяснено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели как субъекты предпринимательской деятельности вправе защищать свою деловую репутацию путем опровержения порочащих их сведений или опубликования своего ответа в печати, а также заявлять требования о возмещении убытков, причиненных распространением таких сведений.

В силу пункта 10 статьи 152 ГК РФ это разъяснение актуально и для не соответствующих действительности сведений, не носящих порочащего характера.
Не соответствующими действительности сведениями являются утверждения о фактах или событиях, которые не имели места в реальности во время, к которому относятся оспариваемые сведения.

Истец обязан доказать факт распространения сведений лицом, к которому предъявлен иск, а также порочащий характер этих сведений, а при заявлении требований по пункту 10 статьи 152 ГК РФ – также факт несоответствия сведений действительности. Вместе с тем такое распределение бремени доказывания не лишает ответчиков права доказывать факт соответствия сведений действительности.

а также, исследовать каждую фразу публикации

Истцами оспариваются спорные положения публикации как содержащие не соответствующие действительности сведения.

Лицами, участвующими в деле, а также судами спорные положения публикации обоснованно рассматриваются как распространенные ответчиком утверждения о фактах, а не как оценочные суждения.

При этом выводы судов относительно каждого из спорных утверждений сами по себе должны быть однозначными и непротиворечивыми, свидетельствовать о том, соответствует конкретное утверждение действительности или не соответствует.

Арбитражный суд Московского округа подтвердил выводы Девятого апелляционного арбитражного суда:

Вместе с тем обжалуемое решение суда первой инстанции не возлагает на ЗАО «Группа Эксперт» каких-либо обязанностей и не затрагивает его в права, в
связи с чем суд апелляционной инстанции правомерному пришел к выводу об отсутствии у заявителя права на обжалование решения по настоящему в делу в апелляционном порядке.

При этом, определенная заинтересованность в исходе настоящего дела не означает вынесение судебного акта о правах и обязанностях ЗАО «Группа Эксперт».

Особенно приятно, что в определениии коллегии нашли отражение практически все доводы, приведенные нами в ходе судебного заседания…

Как следует из ответа Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций №05-35225: «В соответствии с уставом, направленным в Роскомнадзор в соответствии с требованиями Закона о СМИ, редакция журнала «Русский репортер» не является юридическим лицом».

Поскольку редакция журнала «Русский репортер» не является самостоятельным юридическим лицом, то в качестве ответчика может быть привлечен учредитель средства массовой информации.

Указанная правовая позиция содержится в п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.02.

2005 № 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц».

В соответствии со ст. 421 ГК РФ юридические лица свободны в заключении договора и при квалификации его следует исходить из содержания его условий.

Из условий лицензионного договора №14/30-057/1 от 06 февраля 2009г. п.п.3.1.,3.2 следует, что Заявителю со ссылкой на ч. 7 ст. 1260 ГК РФ переданы права по материально-техническому обеспечению производства и 5 А40-79718/13 выпуска продукции средства массовой информации, т.е. издательские права в части производства журнала, что не противоречит ст.

22 Закона о СМИ, но по делам, вытекающим из содержания распространенной информации, ни издатель, ни распространитель продукции средства массовой информации не являются надлежащими ответчиками, поскольку, исходя из положений Закона о СМИ, эти лица не вправе вмешиваться в деятельность редакции, в ходе которой определяется содержание сообщений и материалов, что следует из Постановления №16.

Ссылка Заявителя на ч.7 ст. 1260 ГК РФ является необоснованной и не имеющей отношения к рассматриваемому требованию.

Удивительная позиция судьи Мосгорсуда: В случае требования о публикации ответа «предмет доказывания по делу определяется вопросом о том, ущемляет ли содержание публикации права и законные интересы такого лица и не выходит ли содержание ответа за пределы изложения истцом его личной оценочной позиции.»…

По делам о праве на ответ в средстве массовой информации вопрос о порочащем характере распространенных сведений и(или) соответствии их действительности входит в предмет доказывания по делу в зависимости от содержания ответа, предложенного для ответной публикации в средстве массовой информации.

В предложенном для публикации ответе может быть изложено собственное видение лица, требующего опубликования ответа, в отношении определенных фактических обстоятельств, которым посвящена соответствующая публикация, в объеме, затрагивающем исключительно лично его права и законные интересы, без дополнительных утверждений о недостоверности сведений, изложенных в статье, их не соответствии действительности, оскорбительном характере либо необоснованности.

В этом случае предмет доказывания по делу определяется вопросом о том, ущемляет ли содержание публикации права и законные интересы такого лица и не выходит ли содержание ответа за пределы изложения истцом его личной оценочной позиции.

Вместе с тем, содержание ответа может сводиться и к обоснованию неправомерности распространенных сведений, их необоснованности, оскорбительного и порочащего характера.

В подобной ситуации не только содержание оспариваемой публикации, но и содержание предложенного ответа подлежит исследованию судом на предмет их соответствия действительности и порочащего характера изложенных в них сведений.

Изложенное судом при вынесении решения принято во внимание не было, в связи с чем предмет доказывания по делу правильно определен не был, а требования закона были нарушены.

По проторенной дорожке… Поздравляем «Криоцентр», надеемся, что наша совместная работа с «Гемабанком» оказалась и тут не лишней.

Согласно ст. 44 Закона о СМИ в течение месяца со дня получения требования обопровержении либо его текста редакция обязана в письменной форме уведомитьзаинтересованных гражданина или организацию о предполагаемом сроке распространенияопровержения либо об отказе в его распространении с указанием оснований отказа.

Как видно из представленных документов, ответ истца редакцией не был опубликован,истец не был уведомлен об отказе в опубликовании ответа с указанием оснований для отказа.

Своим бездействием (неопубликованием ответа в установленный Законом срок) ответчикнарушил принадлежащее истцу право на ответ, необоснованно лишил истца возможности

защитить свою деловую репутацию в установленном законом порядке.

Иски об обязании СМИ опубликовать ответ — нечастый гость в наших судах. Тем приятнее еще одна победа. Поздравляем наших клиентов, — ОАО «ИСКЧ», у которых хватило решимости идти до конца…

Источник: https://www.npolyakov.ru/reputation/pravo-na-otvet/

Что такое право на опровержение и распространяется ли оно на блогеров? • sdelano.media

Закон о сми право на опровержение

Что такое право на опровержение и распространяется ли оно на блогеров?

Если СМИ опубликовали недостоверную информацию, то пострадавшая сторона может в досудебном порядке потребовать это СМИ опубликовать опровержение. Блогер, чей сайт официально не является СМИ, от публикации опровержения может отказаться.

Это так, если речь идет о сведениях об организации или гражданине, не соответствующих действительности и порочащих их честь и достоинство.

В Законе «О средствах массовой информации» есть ст. 43 «Право на опровержение». В соответствии с ней гражданин или организация вправе потребовать от редакции опровержения не соответствующих действительности и порочащих их честь и достоинство сведений, которые были распространены в данном средстве массовой информации.

Оговорено также существенное условие — если редакция СМИ не располагает доказательствами того, что распространенные сведения соответствуют действительности, она обязана опровергнуть их в том же средстве массовой информации.

Гражданин или организация посылают в редакцию требование об опровержении. Если они представили текст опровержения, то данный текст должен быть опубликован в этом СМИ. Редакция радио- или телепрограммы, обязанная распространить опровержение, может предоставить гражданину или представителю организации возможность зачитать собственный текст и передать его в записи.

Да, все требования изложены в ст. 44 закона «О СМИ»:

Во-первых, в опровержении должно быть указано, какие именно сведения не соответствуют действительности, когда и как они были распространены данным СМИ.

Во-вторых, в печатном издании (сетевое издание данная статья не упоминает вообще, но по аналогии это подразумевается) опровержение должно быть набрано тем же шрифтом и помещено под заголовком «Опровержение» на том же месте полосы, что и опровергаемое сообщение или материал. Так как законодатель написал, что только тем же шрифтом, но не написал: «тем же размером шрифта» в практике известны случаи, когда газета публиковала опровержение тем же видом шрифта, но намного меньшего размера.

Если речь идет о радио или телевидении, то опровержение должно быть передано в то же время суток и, как правило, в той же передаче, что и опровергаемое сообщение или материал.

Далее — объем опровержения не может более чем вдвое превышать объем опровергаемого фрагмента распространенной информации. Нельзя, чтобы текст опровержения был короче одной стандартной страницы машинописного текста. Опровержение по радио и телевидению не должно занимать меньше эфирного времени, чем требуется для прочтения диктором стандартной страницы машинописного текста.

Что касается сроков, опровержение должно быть опубликовано: в СМИ, выходящих в свет (в эфир) не реже одного раза в неделю, — в течение десяти дней со дня получения требования об опровержении или его текста, в иных СМИ — в подготавливаемом или ближайшем планируемом выпуске.

В течение месяца со дня получения требования об опровержении либо его текста редакция обязана в письменной форме уведомить заинтересованных гражданина или организацию о предполагаемом сроке распространения опровержения либо об отказе в его распространении с указанием оснований отказа.

Да, может. Основания отказа перечислены в ст. 45 «Основания отказа в опровержении» Закона «О СМИ». Если редакция посчитает, что текст опровержения:

  1. является злоупотреблением свободой массовой информации в смысле части первой статьи 4 Закона «О СМИ»;
  2. противоречит вступившему в законную силу решению суда;
  3. является анонимным;

то она пришлет гражданину или организации официальный отказ распространять опровержение.

Также в опровержении может быть отказано:

  1. если опровергаются сведения, которые уже опровергнуты в данном СМИ;
  2. если требование об опровержении либо представленный текст его поступили в редакцию по истечении одного года со дня распространения опровергаемых сведений в данном средстве массовой информации.

Если гражданин или организация считают, что редакция СМИ не права, то по ч. 2 ст. 45 Закона «О СМИ» они могут в течение года со дня распространения опровергаемых сведений обратиться в суд в соответствии с гражданским и гражданско-процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве.

Нет, подразумевается, что данный порядок опровержения в СМИ осуществляется как раз без суда; в суд гражданин или организация обращаются, только если они не согласны с официальным отказом редакции СМИ в распространении опровержения. По суду же сразу можно действовать в соответствии со ст. 152 ГК РФ «Защита чести, достоинства и деловой репутации».

В п. 1 данной статьи говорится, что «гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности. Опровержение должно быть сделано тем же способом, которым были распространены сведения о гражданине, или другим аналогичным способом».

Во втором случае имеется в виду не СМИ, а любое лицо, распространившее такие сведения. В том числе и блогеры.

Нет, если та страница в интернете, на которой блогер публикует свои материалы, не является официально зарегистрированным СМИ, то публиковать опровержение он не обязан. На него Закон «О СМИ» не распространяется.

Согласно закону о фейковых новостях, если в сетевом издании (так официально называется интернет-СМИ), появится недостоверная информация, то представители Генпрокуратуры обращаются в Роскомнадзор с требованием заблокировать это СМИ. Роскомнадзор направляет в редакцию СМИ требование удалить недостоверную информацию. Исполнить это требование редакция обязана незамедлительно, в противном случае сайт издания будет заблокирован.

Точное определение недостоверной информации данный новый закон не дает, но имеет в виду следующее: недостоверная информация, из-за распространения которой погибнет человек, будет причинен вред здоровью или имуществу или произойдет массовое нарушение общественного порядка или общественной безопасности. Генеральный прокурор и его заместители наделяются правом блокировки СМИ.

Нет, это делается «вручную». То есть, публикует опровержение только то СМИ или блогер, к которому гражданином, организацией или судом предъявляется требование это сделать.

Удостоверение журналиста — надо ли его получать блогеру?

Как создать вебдок об эпохе Большого Террора

Как придумать надежный пароль и не забыть его

Источник: https://sdelano.media/righttorebut/

Закон о СМИ. Какие законы нужно знать, если вы работаете в СМИ

Закон о сми право на опровержение

В последнее время в юридической практике возникает всё больше прецедентов, когда на редакцию подают в суд. Поводы, при этом, могут быть самыми разнообразными — от нарушения закона о защите авторских прав при использовании чужой фотографии из интернета до нанесения ущерба деловой репутации.

Причем, очень часто нарушения эти происходят из-за банального незнания журналистами законов, регламентирующих работу редакций. Pressfeed попросил профессиональных юристов рассказать об основных законах, которые стоит знать тем, кто работает в СМИ.

И даже поставили на них ссылки, чтобы у вас точно не было оправдания их не читать.

Алена Абрамович, руководитель практики «Коммерческое право» юридической компании «Rights»: 

— Деятельность редакторов или журналистов достаточно плотно покрыта «юридической вуалью». Самым модным, если даже не сказать «мэйнстримным» нормативным актом в данной сфере остается Федеральный Закон «О средствах массовой информации» («Закон о СМИ»), который должен быть хорошо известен каждому журналисту, редактору и пиарщику.

Закон о СМИ представляет собой небольшой свод основных правил, на которых и базируется деятельность «акул пера». Однако он носит довольно общий характер — конкретики в нем немного, поэтому чтобы сотруднику редакции найти ответы на все возникающие правовые вопросы, необходимо «перелопатить» множество нормативных актов.

Со времен принятия Закона о СМИ (27 декабря 1991 года), в процессе становления законодательства в области массовой информации, был принят целый ряд других законов, регламентирующих деятельность СМИ. К таким законам на сегодняшний день относятся:

Кроме названных специальных законов, определенные аспекты деятельности СМИ регулируют:

Особое внимание необходимо обратить на локальные нормативно-правовые акты о СМИ – внутренние документы в организации.

 К таким актам относятся, в первую очередь, трудовой договор сотрудника (редактора, журналиста) с организацией, правила внутреннего трудового распорядка в редакции, распоряжения редактора-работодателя, договор между редакцией и журналистом, работающим на аутсорсинге (например, об оказании услуг по написанию статей на определенную тематику).

Чаще всего внутренние документы дублируют положения федерального законодательства. Однако, встречаются и уникальные случаи.

Известным примером этого выступают локальные акты радиостанции «Эхо Москвы», которые дают право руководителю СМИ контролировать не только профессиональную деятельность журналистов и редакторов, но и политическую.

По правилам, принятым в редакции «Эхо Москвы», журналист может участвовать в массовых политических мероприятиях не иначе как с разрешения главного редактора (исключением выступает проведение мероприятий в защиту свободы слова, либо в память о погибших журналистах).

«5 шагов к гарантированной публикации». Скачайте прямо сейчас

Помимо этого, журналисты «Эха Москвы» обязаны информировать главного редактора о том, что они в свободное от работы время собираются принять участие в определенном политическом мероприятии.

Самое интересное, что редактор вправе запретить им это делать. Также сотрудники «Эха Москвы» не имеют права быть членами политических партий.

Вышеизложенные ограничения для сотрудников юридически закреплены в контракте с каждым из них.

Михаил Хохолков, практикующий медиаюрист, основатель проекта Медиа Право.ком, член Экспертного совета по рекламе УФАС по Свердловской области: 

Действующее законодательство в медиасфере можно назвать одним из самых неоднозначных и сложных в применении. Все потому, что многие правовые нормы носят оценочный характер, в них содержится очень много условностей, а законодательные понятия могу трактоваться расширительно или точечно. Усложняется правоприменительная практика и активным законотворчеством, регулирующим интернет.

Тем не менее, можно определить минимальный набор юридических знаний, которые журналист и главный редактор найдут в следующих нормативных актах:

1. Закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» —основной закон для корреспондента. Права и обязанности, регулируемые данным законом, необходимо знать наизусть.

Для главных редакторов обязательно знать требования, предъявляемые законом к выходным данным. Казалось бы, эти нормы не сложные и не новые, но большинство претензий к печатным СМИ со стороны Роскомнадзора основаны именно на неполном или неверном указании выходных данных.

2.Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности»№ 114-ФЗ от 25 июля 2002 года — один из самых неоднозначных и опасных для журналистов законов. Неосторожность в распространении материалов, необязательно даже связанных с экстремизмом,  может послужить основанием для привлечения к уголовной ответственности.

В соответствии с данным законом сформированы и ведутся Министерством юстиции РФ Федеральный список экстремистских организаций, а также Федеральный список экстремистских материалов. Данные реестры постоянно обновляются, поэтому следует регулярно знакомиться с их содержанием.

3.Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» № 149-ФЗ от 27 июля 2006 года – регулирует основные принципы права на поиск, получение и распространение информации.

Кстати, статья 10.2 этого закона, принятая 05.05.2014 года и именуемая «Законом о блогерах», до сих пор активно обсуждается в свете возложения на блогеров некоторых обязанностей и прав традиционных СМИ. Видимо, сказывается принятие этого закона в мае — будем всю жизнь маяться.

4. Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»

Источник: https://news.pressfeed.ru/zokoni-dlya-smi/

Закон о средствах массовой информации

Закон о сми право на опровержение

Федеральный закон о средствах массовой информации от 27.12.1991 N 2124-1

Закон о средствах массовой информации. Оглавление.

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Свобода массовой информации
Статья 2. Средства массовой информации. Основные понятия
Статья 3. Недопустимость цензуры
Статья 4. Недопустимость злоупотребления свободой массовой информации
Статья 5. Законодательство о средствах массовой информации
Статья 6. Применение Закона
Статья 6.1. Государственная информационная система в области средств массовой информацииГлава 2. Организация деятельности средств массовой информации
Статья 7. Учредитель
Статья 8. Регистрация средства массовой информации
Статья 9. Недопустимость повторной регистрации
Статья 10. Заявление о регистрации
Статья 11 Перерегистрация и уведомление
Статья12. Освобождение от регистрации
Статья 13. Отказ в регистрации
Статья 14. Государственная пошлина
Статья 15. Признание свидетельства о регистрации недействительным
Статья 16. Прекращение и приостановление деятельности
Статья 16.1. Приостановление выпуска средства массовой информации за нарушение законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах
Статья 17. Возникновение прав и обязанностей
Статья 18. Статус учредителя
Статья 19. Статус редакции
Статья 19.1. Ограничения, связанные с учреждением телеканалов, радиоканалов, теле-, радио-, видеопрограмм и организаций (юридических лиц), осуществляющих вещание
Статья 20. Устав редакции
Статья 21. Статус издателя
Статья 22. Договоры
Статья 23. Информационные агентства
Статья 24. Утратила силу
Глава 3. Распространение массовой информации
Статья 25. Порядок распространения
Статья 26. Выход в свет (в эфир)
Статья 27. Выходные данные
Статья 28. Тираж
Статья 29. Утратила силу
Статья 30. Утратила силу
Статья 31. Лицензия на вещание
Статья 31.1. Действие лицензии на телевизионное вещание, радиовещание
Статья 31.2. Требования к заявлению о предоставлении лицензии на телевизионное вещание, радиовещание
Статья 31.3. Переоформление лицензии на телевизионное вещание, радиовещание
Статья 31.4. Продление срока действия лицензии на телевизионное вещание, радиовещание
Статья 31.5. Отказ в предоставлении или переоформлении лицензии
Статья 31.6. Лицензионный контроль
Статья 31.7. Порядок приостановления, возобновления, прекращения действия лицензии и аннулирования лицензии
Статья 31.8. Реестр лицензий на телевизионное вещание, радиовещание
Статья 31.9. Информация об операторах связи, осуществляющих трансляцию телеканала, радиоканала по договору с вещателем, и о лицах, распространяющих телеканал, радиоканал в неизменном виде по договору с вещателем
Статья 32. Утратила силу
Статья 32.1. Общероссийские обязательные общедоступные телеканалы, радиоканалы
Статья 33. Искусственные помехи
Статья 34. Хранение материалов радио- и телепередач
Статья 35. Обязательные сообщения
Статья 36. Распространение рекламы
Статья 37. Эротические издания
Глава 4. Отношения средств массовой информации с гражданами и организациями
Статья 38. Право на получение информации
Статья 39. Запрос информации
Статья 40. Отказ и отсрочка в предоставлении информации
Статья 41. Обеспечение конфиденциальности информации
Статья 42. Авторские произведения и письма
Статья 43. Право на опровержение
Статья 44. Порядок опровержения
Статья 45. Основания отказа в опровержении
Статья 46. Право на ответ
Глава 5. Права и обязанности журналиста
Статья 47. Права журналиста
Статья 48. Аккредитация
Статья 49. Обязанности журналиста
Статья 50. Скрытая запись
Статья 51. Недопустимость злоупотребления правами журналиста
Статья 52. Специальный статус
Глава 6. Межгосударственное сотрудничество в области массовой информации
Статья 53. Межгосударственные договоры и соглашения
Статья 54. Распространение зарубежной информации
Статья 55. Зарубежные корреспонденты
Глава 7. Ответственность за нарушение законодательства о средствах массовой информации
Статья 56. Возложение ответственности
Статья 57. Освобождение от ответственности
Статья 58. Ответственность за ущемление свободы массовой информации
Статья 59. Ответственность за злоупотребление свободой массовой информации
Статья 60. Ответственность за иные нарушения законодательства о средствах массовой информации
Статья 61. Порядок обжалования
Статья 62. Возмещение морального вреда
 

Источник: https://www.zakon-o-smi.ru/

Закон 24/7
Добавить комментарий