Закон о госслужбе 2018 беларусь

Кодекс госслужащего Беларуси: полезная практика или пустая брошюра?

Закон о госслужбе 2018 беларусь

Кодекс или устав государственного служащего планирует разработать Администрация президента в рамках процедуры пересмотра закона о государственной службе.

По официальной версии, устав-кодекс разрабатывается для того, чтобы действующие и потенциальные госслужащие, ознакомившись с его содержанием, смогли получить четкое представление о том, какие преимущества и тяготы службы на благо государства их ожидают.

Судя по всему, речь идет о создании единого этического кодекса для государственных служащих в Беларуси. Зачем это нужно и почему институт этики на госслужбе давно стал хорошей практикой во всем мире? Попробуем разобраться!

Владимир Ковалкин. Окончил Академию управления при президенте Республики Беларусь, получил степень бакалавра экономики, а позднее — магистра экономики. Магистр гуманитарных наук по политологии (ЕГУ, программа «Публичная политика»). Эксперт по вопросам реформы государственной службы и руководитель проекта «Кошт урада» в рамках проекта BIPART (Белорусский институт реформы и трансформации публичного администрирования), действующего при Школе молодых менеджеров публичного администрирования SYMPA. Фото из личного архива

Государственная служба является основой современного и эффективного государственного управления.

Люди в статусе государственных служащих, с одной стороны, являются частью нашего общества и несут с собой на службу все те морально-этические принципы и ценности, которыми мы руководствуемся в повседневной жизни, а с другой стороны, они наделены большими властными полномочиями и ресурсами, чем обычный гражданин.

Следовательно, граждане должны быть уверены в том, что в случае конфликта интересов государственный служащий станет на защиту интересов гражданина и общества, а не начнет «монетизировать» свою должность или защищать служебный интерес.

Таким образом, необходим некий механизм, обеспечивающий честность, профессионализм, беспристрастность, открытость, подотчетность, ориентированность на результат и многие другие важные этические ценности и качества госслужащего. Этим механизмом и является институт этики на государственной службе.

Возникает вопрос, почему бы не включить все эти замечательные идеи в уже существующий закон о госслужбе, закон о борьбе с коррупцией, Уголовный кодекс и другие нормативно-правовые акты? Во-первых, вопросы этики, ценностей и поведения госслужащих настолько широки и неоднозначны, что их невозможно одним махом включить в какой-нибудь закон, без превращения этого закона в огромный, размытый и неработающий документ.

Существует бесконечное количество ситуаций и этических дилемм, которые невозможно изначально предусмотреть и включить в законодательство.

Например, вопросы распития спиртных напитков и допустимая степень опьянения в нерабочее время в публичных местах, вопросы получения личных скидок от корпоративных поставщиков, вопросы доносительства, когда стоит дилемма закрывать глаза и защищать «честь мундира» или следовать закону и донести о преступлении.

В таких ситуациях этические ценности служат своеобразным маяком или ориентиром при принятии чиновником решения, выпить ли ему еще рюмку или уже пора остановиться и не позорить образ госслужащего, принять ли личную скидку и рискнуть беспристрастностью при выборе подрядчика или отказаться от сиюминутной личной выгоды и сохранить сильную позицию на будущих переговорах, закрывать ли глаза на преступления и коррупцию среди коллег или рискнуть карьерой и остаться достойным человеком.

Во-вторых, кодификация этики и ценностей госслужащего является лишь одним из элементов института этики на госслужбе.

Помимо кодекса этики, разрабатывается еще и кодекс поведения госслужащего, где описываются приемлемые шаблоны поведения госслужащего в различных ситуациях, разрабатываются и проводятся тренинги для лучшего усвоения и принятия ценностей госслужащими, в госорганах создаются комиссии по этике, призванные помочь госслужащему разобраться в сложных этических дилеммах. Создание этической инфраструктуры выходит далеко за рамки принятия или обновления нормативно-правового акта.

Что в итоге получится у Администрации президента, нам неизвестно. Но хотелось бы, чтобы она занялась не столько разработкой кодекса госслужащего, сколько созданием полноценной инфраструктуры этики на государственной службе. Чтобы она использовала политическую волю президента и стала реальным владельцем этой реформы.

Чтобы в разработку реформы были вовлечены представители бизнеса и гражданского общества, международные эксперты и сами чиновники.

Но самое важное — хотелось бы не допустить ситуации, при которой этический кодекс станет еще одной бесполезной брошюркой и будет собирать пыль на дальней полке в кабинете чиновника, а идея этики на госслужбе будет полностью обесценена разработчиками реформы.

Источник: https://news.tut.by/economics/603553.html

Проблемы госслужащих: усиление ответственности и отток кадров | Экономическая газета

Закон о госслужбе 2018 беларусь

Неоднократно приходилось слышать мнение, что поступить на госслужбу, как бы идеалистично это ни звучало, людей мотивирует желание сделать страну лучше.

Они приходят в эту сферу со своими идеями и верой в то, что их можно реализовать, а также осознавая, что государственная служба – это, прежде всего, служение внешним, а не соб­ственным интересам.

Если человек ориентируется на повышение материального уровня, то ищет работу преимущественно в реальном секторе экономики. Здесь же изначальная мотивация к финансовой свободе стремится к нулю.

Госслужащим является гражданин республики, занимающий государственную должность, наделенный соответствующими полномочиями и выполняющий служебные обязанности за вознаграждение из средств республиканского или местных бюджетов либо других предусмотренных законодательством источников финансирования.

Государственные служащие работают в Палате представителей и Совете Республики Национального собрания, Правительстве, Конституционном, Верховном, Высшем Хозяйственном Судах, Администрации Президента, органах Комитета гос­контроля, прокуратуры, в Нацбанке, министерствах, республиканских ор­ганах госуправления (их территориальных подразделениях), дипломатических представительствах, консульских учреждениях и миссиях РБ, местных Советах депутатов, государственных нотариальных конторах, таможенных органах и т.д.

С 2013 г. в результате оптимизации численности госаппарата количество государственных служащих сократилось с 54 тыс. до 37 тыс. человек, то есть более чем на 30%.

Идея сокращения заключалась в том, чтобы поднять статус и материальное состояние госслужащих, параллельно усилив их ответственность.

В результате номинальная начисленная среднемесячная зарплата, например, в государственном управлении, выросла с 590,9 руб. в 2013 г. до 999,3 руб. на начало 2018 г.

В определенный момент, когда росли зарплаты в реальном секторе экономики, престиж госслужбы стал падать, и отток кадров усилился. Но и сейчас лучшие кадры вымывает сфера ИТ, причем не только из госслужбы, но из науки, педагогики и т.д.

Реально происходит также перераспределение функций и поиск места государственного аппарата в системе управления государством.

Президент все чаще говорит о том, что общество, НКО и коммерческий сектор тоже должны участвовать в движении и нести ответственность за развитие страны.

В связи с этим возникают вопросы взаимодействия, полномочий, ограничения обязанностей госслужащих, определения объема нагрузки.

Ограничения новые и старые

Общие требования к госслужащим, в т.ч. к их профессиональным компетенциям, прописаны в Законе «О государственной службе в Рес­публике Беларусь». Кроме того, они определены в ведомственных положениях, должностных инструк­циях.

«Сегодня требования к государственным служащим возрастают. Например, в проекте нового Закона о госслужбе предлагается ус­ложнить процесс выхода из сектора. Не уверен, что это хорошая идея.

Если человек решил уйти, он все равно найдет способ это сделать.

К тому же, если он не приемлет свою работу, то и мотивации к эффективному выполнению обязанностей у него уже нет», – поясняет нам кандидат политических наук Александр Филиппов.

Для госслужащих ст. 22 Закона о госслужбе установлены ограничения, связанные с работой. Например, нельзя заниматься предпринимательской деятельностью, управлять коммерческой организацией, участвовать в забастовках и др. Ограничения для госслужащих – это нормальная практика. Они позволяют четко и однозначно избежать конфликта интересов.

В мире существуют разные подходы к госслужбе, но обычно, чем больше полномочий у госаппарата, тем чаще могут возникать злоупотребления. Наша вертикаль имеет широкие полномочия, поэтому и Закон о гос­службе жесткий. Коррупционные скан­далы возникают не потому, что в законе есть дыры, а потому что он грубо нарушается.

Президент недавно высказал идею увязать материальное положение госслужащих с ростом или падением жизненного уровня населения. Очевидно, что законодатели постоянно ищут баланс между нематериальными факторами и материальным стимулированием, понимая, что одними идеалами человек сыт не будет.

Экономические бонусы госслужащего растянуты во времени: рост зарплаты с выслугой лет, солидное пенсионное обеспечение и т.д. Впрочем, пока нет дискуссии насчет привязки зарплат госслужащих к конкретному отраслевому показателю в области оплаты труда или одному из общих социальных нормативов.

Планируется также сформулировать этические требования к поведению должностных лиц в служебное и внеслужебное время, в социальных сетях. Есть информация, что параллельно с поправками в Закон о госслужбе разрабатывается этический кодекс госслужащего. Пока удалось выяснить, что в новом проекте Закона о госслужбе этот кодекс присутствует как часть документа, приложение.

«Но отношение к нему неоднозначное, потому что идея об этическом кодексе – результат лоббистской работы ряда негосударственных организаций под влиянием идеи наличия аналогичных кодексов в ряде западных государств и кое-где на постсоветском пространстве. Гос­служба на Западе серьезно отличается объемом полномочий, фактом подотчетности госслужащих гражданам страны и т.д. К тому же западная госслужба более политизирована, а казусы и ситуации, не урегулированные государством, там возникают чаще.

Дискредитация представителя определенной политической силы дискредитирует всю силу и используется в политической борьбе. У нас этого нет.

Причем требования к госслужащим и их ответственность перед законом у нас выше и более четко регламентированы. Ужесточать их через введение этического кодекса равнозначно механическому закручиванию гаек.

Логичнее было бы развивать положения, не допускающие конфликта интересов», – считает А. Филиппов.

Где учат министров

Подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации государственных служащих занимаются Академия управления при Президенте РБ и ее структурные подразделения.

Образование I ступени в Институте государственной службы можно получить только по одной специальности – «Государственное строительство», набор по которой составляет 25 человек в год на условиях госзаказа.

Есть еще ряд специальностей переподготовки только на условиях госзаказа, например, «Информационно-аналитическая работа в системе органов государственного управления».

По другим направлениям работы с 2014–2015 гг. в среднем соотношение бюджетной и платной форм переподготовки составляет 50/50. За последние 5 лет подготовку/переподготовку прошли 4,6 тыс. слушателей, повышение квалификации – более 17 тыс.

Академия управления различными формами обучения охватывает прак­тически всех государственных служащих, руководителей и лиц, состоящих в резерве. Кроме того, здесь работают со слушателями, не являющимися госслужащими, – это со­трудники силовых органов, представители БРСМ, руководство вузов, СМИ и т.д.

В методике преподавания Академия все сильнее акцентируется на практике, что подразумевает приглашение преподавателей-практиков и выезд­ные занятия для знакомства с прорывными технологиями.

Ее парт­нерами являются EPAM, Минский трак­торный завод, холдинг «АМКОДОР», агрокомбинат «Дзержинский», Парк высоких технологий и т.д.

В технологии обучения используются такие инструменты, как, например, деловые игры, направленные на развитие навыков комплексного решения управленческих задач, и другие.

Руководитель, каким бы ни было его образование, сталкивается с задачами, к решению которых не может подготовить ни один вуз: координация финансовых потоков, подбор кадров, управление персоналом, материальное обеспечение, взаимодействие с вышестоящими органами и в целом с внешним контуром, оперативное реагирование на изменения законодательства, идеологическая работа, противодействие кор­рупции и т.д. Руководители проходят переподготовку 1 раз в 3 года, в то время как в других специальностях – раз в 5 лет.

На безвозмездной основе курсы в Академии читают министры и их заместители, заместители главы Администрации Президента, Генеральный прокурор РБ, Председатель Цент­ральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов и др. Кроме того, на повышении квалификации (а это около 2,3 тыс. человек в год) ежегодно заняты еще более 300 различных преподавателей. Среди них представители различных сфер экономики, в т.ч. реального сектора.

Автор публикации: Елена ПЕТРОШЕВИЧ

Источник: https://neg.by/novosti/otkrytj/problemy-gossluzhaschih

Новая редакция закона о госслужбе рассмотрена на совещании у Лукашенко

Закон о госслужбе 2018 беларусь
Последние несколько лет прошли под знаком оптимизации государственного аппарата. Существенно сокращена его численность. Устранены дублирующие друг друга структуры. В ряде случаев перераспределены функции отдельных подразделений для более эффективного их исполнения. Таким образом, эволюционным путем удалось наметить контуры обновленной модели госаппарата.

Венцом этой большой и целенаправленной работы должно стать законодательное оформление системы. Оно призвано решить как минимум триединую задачу. Стимулировать гос­служащих к деятельности с максимальной самоотдачей. Обеспечить высочайший уровень исполнительской дисциплины.

Поднять престиж госслужбы — относительно немногочисленной структуры, объединяющей настоящих профессионалов, работающих на благо страны. На это нацелен разрабатываемый закон «О государственной службе». Концептуально, так сказать, в первом приближении проект закона обсужден на совещании у Президента.

В ходе разговора Александр Лукашенко обозначил базовые условия, которые необходимо учесть при разработке документа:

— Это один из ключевых вопросов кадровой политики, ведь эффективность и авторитет всей системы власти во многом зависят от уровня подготовки и мотивированности работников государственных органов.

В современных условиях управленческая деятельность требует от госслужащих высокого профессионализма, преданности своей стране, строгой исполнительской дисциплины и внимательного отношения к людям. Во главу принимаемых ими решений должны быть положены честность и справедливость как основные моральные принципы. Новый закон должен создать четкую основу для этой работы.

Президент обратил внимание на то, что высокий правовой статус госслужащих, обеспечивающий престижность этой профессии, невозможен без установления в законе социально–правовых гарантий для них. Но есть и обратная сторона:

— Эти гарантии должны строго соотноситься с обязанностями и ответственностью каждого сотрудника госоргана.

При этом, поручая разработать этот закон, я предупреждал вас, что вот эти «коврижки», которые у нас принято раздавать в любом законе в виде каких–то социальных гарантий, не должны быть выше того, что есть. Материальное положение госслужащих должно расти или падать в соответствии с ростом или падением жизненного уровня нашего населения. Это ключевое.

Одной из принципиальных позиций Президента по представленному законопроекту является закрепление обязательных правил поведения, обеспечивающих строгую исполнительскую дисциплину. Здесь может быть востребован и армейский опыт. Президент:

— Администрации Президента было поручено создать рабочую группу с привлечением ученых и экспертов, перед которой стояла задача сделать государственную службу сродни, скажем, воинской службе, выработать четкие и исчерпывающие требования к ее прохождению, повысив имидж государственного управления в целом. Как мне докладывают, в новом законе выстроена целостная система госслужбы. В том числе закрепляются социально–правовые гарантии госслужащих, соразмерные их обязанностям, которые максимально приближены к обязанностям военнослужащих.

Участникам совещания Александр Лукашенко адресовал ряд конкретных вопросов:

— Насколько актуален новый закон? Нужен он или не нужен? Отвечает ли он современным потребностям госорганов? Насколько эффективно будет решена поставленная задача по повышению престижа госслужбы? Не будут ли эти меры чрезмерными? Следует дать общую характеристику этическим требованиям, предъявляемым к госслужащим, и мерам по противодействию коррупции.

Президент сделал образное обобщение сказанному:

— Словом, насколько вы учли опыт нашей жизни, начиная с древних, библейских времен и заканчивая моральным кодексом строителя коммунизма. Я полагаю, что вы внимательно прочитали определенные новеллы этих и других законов, писаний и приспособили, если это подходит, к современности.

Примечательный момент: рабочая группа по разработке законопроекта состоит преимущественно из ученых и экспертов, которые государственными служащими не являются.

То есть здесь обеспечен действительно независимый подход, и чиновников в том, что они пишут документ для себя и под себя, никак не упрекнешь. Основная идея документа заключается в том, что предлагается создать целостную систему государственной службы, состоящую из нескольких служб.

Об этом после совещания рассказал журналистам директор Национального центра законодательства и правовых исследований Вадим Ипатов:

Вадим Ипатов. — На сегодняшний день у нас разрозненно регулируются военная служба, служба в военизированных организациях и государственная гражданская служба. Этот проект закона говорит о том, что в стране должна существовать единая система государственной службы, объединяющая все эти виды. Это основной концептуальный посыл, который позволит выстроить дальнейшее правовое регулирование всей системы государственной службы. Вадим Ипатов обращает внимание на то, что при разработке законопроекта учтено принципиальное требование Президента об усилении дисциплины и ответственности госслужащих. И именно соразмерно с устанавливаемой ответственностью закрепляются социально–правовые гарантии и различные компенсации для них. Кроме того, на совещании Президент особое внимание обращал на необходимость ужесточения спроса за коррупцию и недисциплинированность. Вадим Ипатов разъяснил предлагаемые нормы:

— Для того чтобы были социальные гарантии и какие–то так называемые бонусы для госслужащих, необходимо посмотреть, как соблюдается служебная дисциплина и какая ответственность у государственного служащего перед населением.

Поэтому первое, к чему приступила рабочая группа, — разработке основных направлений, связанных со служебной дисциплиной, установлением общих этических требований. В этом проекте впервые появилось нормативное предписание, что такое служебная дисциплина.

И это сродни требованиям воинских уставов.

Кстати, социальные гарантии — это отнюдь не некие баснословные выплаты или льготы. Речь идет прежде всего о социально–бытовом обеспечении служащих жильем, медицинским обслуживанием. Ведь по предлагаемым новациям госслужащий может быть переведен на новое место работы даже без его согласия. Как в армии: есть приказ — надо исполнять не обсуждая. Интересный момент — этические требования к госслужащим. Они, разумеется, декларируются и сейчас, но ни в одном документе эти требования конкретно не прописаны. Предполагается, что в новом Законе «О госслужбе» это будет сделано. Вплоть до требований к поведению в социальных сетях.

О том, как трудилась рабочая группа, рассказала проректор по учебной работе и образовательным инновациям БГУ, доктор юридических наук, профессор Ольга Чуприс:

Ольга Чуприс. — Вносили много практических, теоретически обоснованных предложений, критически подходили ко всем тем рекомендациям, которые давались практическими работниками, изучали зарубежный опыт, — сказала она. Из предложенных группой новаций одна касается ротационных должностей. Ольга Чуприс уточнила:

— В настоящее время ротация предусмотрена в Беларуси в отношении двух видов должностей — это прокурорские и дипломатические работники.

Однако почему бы об этом не говорить в целом в системе госслужбы для гражданских государственных служащих. Глава государства сказал, что действительно об этом надо подумать на перспективу.

Зарубежный опыт позволяет нам проанализировать ротационные должности.

Еще одна инициатива — возможность создания специального органа управления госслужбой:

— Пусть он будет небольшой, компактный, но очень профессиональный, который мог бы анализировать состояние дел в государственной службе, даже должностные инструкции, количество должностей, которые есть.

Не говоря о том, что в практической деятельности на госслужбе возникает много проблем по оптимизации процессов, разрешению споров, связанных с приемом, увольнением, переводами… В настоящее время квалификационный экзамен сдают в каждом органе.

Возможно, это надо сделать в этом одном едином органе с выдачей соответствующего сертификата.

О сути миссии рабочей группы Ольга Чуприс говорит так:

— Задача государства — иметь четкую выстроенную государственную службу. Но самое главное, что государственная служба существует для народа.

Отсюда и требования к государственным служащим и к самой государственной службе — позиции насчет дисциплины, усиления публичных начал, об ответственности госслужащих.

Одновременно, конечно, будет стоять вопрос и о гарантиях государственным служащим в связи с тем, что они отдаются служению обществу. Поэтому конечная цель как раз в том, чтобы гармонизировать интересы общества, государства, самих государственных служащих.

Как видно, работа идет скрупулезная и вдумчивая. Это не тот случай, когда нужны оперативные и резкие движения. Поэтому по итогам обсуждения Президент распорядился доработать законопроект в спокойном режиме. Это действительно очень серьезный документ, и его необходимо подготовить к принятию таким образом, чтобы после система работала четко и к теме не возвращаться.

kryat@sb.by

Источник: https://www.sb.by/articles/gossluzhba-spravedlivost-i-effektivnost.html

Какие чиновники нужны Беларуси: подбор по конкурсу, защита от давления и отчет за имущество

Закон о госслужбе 2018 беларусь

Устойчивое социально-экономическое развитие страны напрямую зависит от качества государственной политики и эффективности ее реализации. В этом цикле публикаций мы с коллегами из СИМПА постараемся без воды и шор рассказывать об актуальных вопросах госуправления в нашей стране и предлагать решения, основанные на мировом опыте.

Reuters

Начнем с того, что в текущем году перед государством стоят серьезные нормотворческие задачи, которые президент включил в план подготовки законопроектов. Среди задач — совершенствование Закона «О государственной службе», проект изменений которого должен поступить в парламент в июне.

Независимые эксперты разработали свои предложения по внесению изменений и дополнений в Закон и в мае направили их в государственные органы, ответственные за подготовку законопроекта, а также в комиссию по государственному строительству, местному самоуправлению и регламенту Палаты представителей, в компетенцию которой входит законодательство о государственной службе.

За основу взяты «Европейские принципы государственного управления», разработанные в 2016 году для стран «Восточного партнерства» программой СИГМА — совместной инициативой Организации экономического сотрудничества и развития и Европейского союза по поддержке совершенствования механизмов управления.

Среди предлагаемых новшеств — публикация данных о кадровом составе каждого государственного органа, включая данные о количестве служащих мужчин и женщин, среднем возрасте, стаже государственной службы, количестве служащих, имеющих ученую степень, государственные награды Беларуси, награды иных государств. Такая открытость будет способствовать повышению эффективности управления человеческими ресурсами, а также реализации принципов гласности и равного доступа граждан к должностям в государственной службе.

Кандидатов на государственные должности следует подбирать через конкурсные процедуры, определяемые Совмином, в которых будут рассматриваться исключительно индивидуальные достоинства и квалификации соискателей.

Госслужащих надо защитить от политического и иного давления. Для этого срочные контракты следует заменить бессрочными, а увольнение руководителей высшего звена допускать только в ясно прописанных в законодательстве случаях и в соответствии с процессуальными нормами.

В основу системы вознаграждения госслужащих следует положить принцип «равное вознаграждение за равную работу». Соответственно, механизмы начисления премий и других дополнительных выплат должны быть прозрачными и едиными для всех государственных органов и организаций. Это поможет исключить волюнтаризм руководителей и позволит работникам лучше планировать личный бюджет.

Для обеспечения профессионального развития госслужащих эксперты предлагают ввести стратегическую оценку индивидуальных потребностей в обучении и разработку планов обучения на основании результатов ежегодной оценки деятельности. В отличие от аттестации, оценка деятельности направлена на изучение того, насколько работа госслужащего в течение года соответствовала определенным в начале года целям и задачам.

Для оценки деятельности хорошо подойдет метод «360 градусов», который учитывает не только мнение непосредственного руководителя, но и коллег, и подчиненных, и потребителей государственных услуг. Такой многосторонний метод оценки повысит ее объективность и доверие рядовых служащих и общества.

Эксперты дополнительно отметили, что для гарантии прав граждан, закрепленных в Законе «О языках в Республике Беларусь», оценку деятельности госслужащих следует проводить на обоих государственных языках.

Для противодействия коррупции следует обратить внимание на проблему, выявленную СИГМА в Беларуси и некоторых других странах с переходной экономикой: должностные лица объясняют свое материальное положение, ссылаясь на непроверяемые источники. В этой связи предлагается обязать госслужащих подтверждать источники своих доходов и историю приобретения имущества.

В качестве задачи на среднесрочную перспективу эксперты предлагают упорядочить громоздкую нормативно-правовую базу, касающуюся госслужбы, т.к.

сегодня эту сферу регулирует не только Закон, но и множество указов президента и постановлений правительства, что усложняет правоприменительную практику.

Ряд проблем, обусловленных множественностью нормативных правовых актов, можно решить посредством разработки Кодекса государственной службы с учетом мнений всех заинтересованных сторон. Разработке Кодекса должно предшествовать формулирование видения и/или дорожной карты реформ госслужбы.

С детальными предложениями можно ознакомиться на сайте СИМПА.

В целом, авторы предложений считают, что приближение системы управления кадрами на государственной службе в Беларуси к лучшим современным практикам с учетом мнений заинтересованных сторон позволит повысить способность государственного аппарата разрабатывать и реализовывать эффективную государственную политику. В свою очередь, это станет залогом устойчивого экономического и социального развития страны.

Дмитрий Маркушевский —академический директор ПИУ «Центр исследования общественного управления СИМПА».

Окончил факультет информационных технологий и управления БГУИР, аспирантуру Института философии НАН Беларуси, программу Регионального бюро ПРООН и NISPA для советников по стратегическим вопросам; повышал квалификацию в Университете Лунда (Швеция) и Высшей школе экономики (РФ). Консультант и руководитель проектов в области прав человека и демократического управления в системе ООН (2003−2012).

Источник: https://news.tut.by/economics/598356.html

Чего ждут, кого коснётся и как будет работать? Разбираемся в тонкостях проекта закона о госслужбе

Закон о госслужбе 2018 беларусь

Новости Беларуси. Оптимизация государственного аппарата. Этот эволюционный процесс идет в стране уже несколько лет, сообщили в программе «Неделя» на СТВ. 

В цифрах изменилось многое: сильно сокращена численность госслужащих, перераспределены функции подразделений, устранены дублирующие друг друга структуры. Пришло время законодательно оформить сложившуюся систему, где надо усовершенствовав, четко прописав права и обязанности людей государевых.

На совещании у Президента на неделе обсуждали проект закона «О государственной службе». Чего скрывать, документ непростой.

Повысить имидж госуправления. Новую редакцию закона «О государственной службе» рассмотрели в Минске

Крутой поворот в карьере привёл энергетика из самой северной области страны в кресло руководителя самого центрального района Минска. 

Сначала Дмитрий Петруша проявил свои хозяйственные способности, а потом уже и свой управленческий характер. Отказался во всех смыслах от теплого места в руководстве топливного предприятия ради неспокойной должности у всех на виду. 

Дмитрий Петруша, глава администрации Центрального района Минска:
Было понимание, что это предложение не идет вразрез с моими убеждениями. Можно действительно сделать какое-то доброе дело, помочь людям, где-то реализовать амбициозные планы.

Задача государственного штаба – сделать, чтобы все белорусские чиновники так думали и так поступали. На неделе Александру Лукашенко принесли целый кейс предложений, регламентирующих деятельность тех, кто взял в свои руки управленческий портфель. 

Александр Лукашенко, Президент Республики Беларусь:
Это один из ключевых вопросов кадровой политики, ведь эффективность и авторитет всей системы власти во многом зависят от уровня подготовки и мотивированности работников государственных органов (подробнее здесь).

Эталонной модели госуправления в мире нет. Глава государства поручил изучить различные варианты, но всё же создать свой аутентичный документ, как наш национальный орнамент. 

Соломоново решение Александра Лукашенко – обязательная норма в новом документе: доходы чиновников привязать к благосостоянию общества. В Беларуси стандартов в интересах чиновников не будет.

Александр Лукашенко:
При этом, поручая разработать этот закон, я предупреждал всех вас, что вот эти «коврижки», которые у нас принято раздавать в любом законе в виде каких-то социальных гарантий, не должны быть выше того, что есть.  Мы не должны показать нашему обществу, что мы разрабатываем этот серьезный законопроект под себя, для того, чтобы улучшить свое материальное положение.

Материальное положение госслужащих должно расти или падать в соответствии с ростом или падением жизненного уровня нашего населения. Это ключевое.

Над новым законопроектом ради общественного доверия по поручению Президента корпит межведомственная группа. Среди разработчиков – эксперты научного сообщества и именитые правоведы. Правила для госслужащих пишут не чиновники, а далёкие от высоких кабинетов представители интеллектуальной элиты народа. 

Геннадий Пальчик, ректор Академии управления при Президенте Республики Беларусь:
В концепции закона «О государственной службе» сбалансирована и ответственность, и определенные социальные гарантии для тех людей, которые полноценно и честно отдают свою работу для служения.

Новый закон один, а коснётся сразу трёх составляющих. Государственная, военная и военизированная, и все эти направления характеризует одно определение – служба.

Вадим Ипатов, директор Национального центра законодательства и правовых исследований Беларуси:
Этот проект закона говорит о том, что в стране существует единая система государственной службы, объединяющая все эти виды государственной службы.Это основной посыл, который позволит выстроить дальнейшее правовое регулирование всей системы государственной службы.

От поведения любого служащего зависит отношение населения к управленцам. Вместо бюрократического безразличия общество ждёт ответственного подхода, а сама система управления требует самопожертвования и циркулярного подчинения. И всё это ради одной цели – службы государству.

Александр Лукашенко:
Одной из моих принципиальных позиций по этому законопроекту является закрепление обязательных правил поведения, обеспечивающих строгую исполнительскую дисциплину.

Задача – сделать государственную службу сродни, скажем, воинской службе, выработать четкие и исчерпывающие требования к ее прохождению, повысив имидж государственного управления в целом.

Как мне докладывают, в новом законе выстроена целостная система госслужбы.

В том числе закрепляются социально-правовые гарантии госслужащих, соразмерные их обязанностям, которые максимально приближены к обязанностям военнослужащих.

За плечами – госслужба на информационном фронте, а на плечах – офицерские погоны. После выхода в запас отказался от армейской карьеры, вернулся в Минск. Потому что советской родине служил, а свою малую – любил. 

Анатолий Шичко, директор Дома прессы:
Должно внутри гореть. Реализация, патриотизм. Помните, как в фильме «Гардемарины, вперед!» было сказано: «Лесток думает о себе, а вы не думаете о себе, Бестужев? – Я думаю о державе, а потом о себе».

Любит Анатолий Шичко, что называется, иронизировать и над собой. А кроме шуток: чтобы госуправленцы не тучнели на одном месте, не обрастали соблазнами от лени до наживы, разработчики нового закона предлагают ротацию.

Ольга Чуприс, проректор  по учебной работе и образовательным инновациям БГУ:
Ротация предусмотрена в отношении двух видов должностей – это прокурорские работники и дипломатические работники. Почему бы об этом не говорить в целом в системе государственной службы для гражданских, государственных служащих?

Впрочем, и до принятия нового закона над образом современного госслужащего уже заметно потрудились. Сам госаппарат заметно оптимизировали, почти на 40 %. Убрали лишние и дублирующие функции, урезали контролирующие полномочия и сократили документооборот (принцип электронного правительства).

А до самых продвинутых чиновников вообще рукой подать. Достаточно сообщить о своей проблеме через мессенджер. Интернет только для работы, а вот одиозные селфи могут попасть под запрет. Например, блогосфера соседних стран насыщена роликами о невежливом поведении чиновников. Вот один из говорящих примеров лексики одного из управленцев Оренбуржья. 

Новый законопроект будет регламентировать даже поведение белорусских управленцев дома. Деловой костюм снять можно, но от дресс-кода отступить нельзя. 

Вячеслав Кебич, председатель Совета Министров Беларуси 1990-1994 гг.:
Люди, которые не дорожат тем местом, которое им определили. Поэтому такая частая сменяемость кадров.

Вячеслав Кебич последний из могикан эпохи советских аппаратчиков. Так называемых красных директоров упрекали во многом, но в свои идеи они точно верили. 

Вячеслав Кебич:
Когда мне предложено было идти в горком партии, я не задавал даже вопросов: «А сколько я буду там получать?» 340 рублей. Я как прикинул, что я получал в три раза меньше. Я говорю: «Что-то маловато так?» Но он говорит: «Зато в Президиуме сидеть будешь».

Главное достижение советской школы управленческих элит – тесная взаимосвязь с народом. Это сохранилось и в политической традиции народа. Вот как на этой фотографии, которую глава государства с гордостью демонстрирует гостям Дворца Независимости. 

Александр Ивановский, профессор-консультант Академии управления при Президенте Беларуси:
Если мы просто проанализируем наших руководителей, которые на самых высоких постах, то мы конкретно увидим, что это люди действительно с низов, из народа. То есть, по сути, это говорит о том, что работает социальный лифт.

Это был лишь первый концептуальный анализ документа. Стратегия понятна, необходимо детализировать тактику. Главное не торопиться, ведь действующие нормы – эффективны. Цель – выработать самую действенную инструкцию для госаппарата, от работы которого зависит и благополучие всего государства, и настроения каждого белоруса. 

Александр Ивановский:
В этом заключается задача, чтобы сохранить свое лицо, и люди после общение с ним чувствовали, что они могут расправить крылья.

Что называется, становиться на управленческое крыло – вот этим ребята.  61-я столичная школа стала инновационной площадкой, совместный проект с Академией управления. Эти ребята уверены, что здесь их научат быть сначала настоящим белорусами, а потом уже руководителями.

Источник: http://www.ctv.by/novosti-minska-i-minskoy-oblasti/chego-zhdut-kogo-kosnetsya-i-kak-budet-rabotat-razbiraemsya-v

Сергей Сацук:Зачем из госслужбы хотят сделать посмешище?

Закон о госслужбе 2018 беларусь

В Беларуси разработают устав госслужащего, или кодекс — это уже как карта ляжет. Я долго пытался понять зачем, но так и не смог. Такое ощущение, что кто-то шаг за шагом превращает Беларусь в страну дураков. Вот только зачем?

«Есть толковые управленцы — есть развитие и перспективы в стране. Поэтому к госслужащим предъявляются повышенные требования. Это должны быть специалисты, обладающие широким кругозором, способные определять стратегические задачи и правильно оценивать последствия принимаемых решений.

Но прежде всего госслужащий — человек с высочайшими моральными качествами», — заявил президент на состоявшемся совещании по вопросам госслужбы. Все по сути верно, как говорится, ни отнять от этих слов ни добавить. Но добавить все же нашли что.

На совещании прозвучало предложение разработать устав или кодекс госслужащего, чтобы решить все проблемы с кадрами в государственном аппарате. А дальше поехало, завертелось, как в театре абсурда.

После совещания глава Администрации Президента Наталья Кочанова в комментарии белорусскому телевидению так прямо и сказала, что решение разработать устав или кодекс госслужащего, чтобы собрать в едином документе все, что касается госслужбы — это правильно решение.

Я не выдержал, и прямо спросил у Кочановой: «А чем вам закон «О госслужбе» не единый документ?». К сожалению, глава Администрации Президента не услышала меня через телевизор, поэтому вопрос остался без ответа. Ну что ж, попробуем найти его сами.

Давно замечаю в Беларуси определенную очень опасную для страны тенденцию. Некие «чиновники- масоны» активно продвигают через президента разработки определенных документов, которые не решают никаких проблем, не подвигают к какому-то созиданию, а всего лишь дублируют уже существующие нормативные акты, подменяя реальные действия в том или ином направлении, но бумажную фикцию.

Вот велась в Беларуси системная и довольно эффективная борьбы с коррупцией. К 2005 году проблема начала уходить на задний план.

Коррупционеры конечно не исчезли (эту заразу очень сложно извести), но явление перестало носить организованный системный характер, как было еще 2-3 года назад.

И вот кто-то подсказал президенту идею разработки закона «О борьбе с коррупцией», чтобы закрепить успехи антикоррупционной борьбы, приступить к системному ее истреблению и, опять же, чтобы собрать в одном документе все, что касается борьбы с коррупцией.

В 2006 году приняли первый документ, в 2014 году приступили к разработке и последующему принятию второго документа. За это время ни одно ведомство не привело ни одного факта, как первый, а потом и второй законы помогли в деле борьбы с коррупцией. Никакой конкретики, лишь общие фразы и бумажные действия вместо реальных. Нет, вру, факты все же есть.

Именно после принятия первого закона «О борьбе с коррупцией» в Минздраве начала создаваться крупномасштабная коррупционная сеть, которая пронзила все ведомство от самой верхушки до низов. Подобных коррупционных размахов Беларусь ранее не знала.

А скандальное дело таможенников с десятками вовлеченных лиц? Никто ведь не акцентирует внимание на том факте, что именно после принятия закона «О борьбе с коррупцией» таможенники и медицинские функционеры так хорошо самоорганизовались.

Потому что видели, что достаточно создать комиссию по противодействию коррупции, постоянно проводить ее заседания и вопросов к вам не будет. А, забыл, еще декларации чиновникам нужно подавать — прижали их так прижали.

Но если посмотреть в хронологии, как проводились заседания комиссий по противодействию коррупции и как совершались потом коррупционные преступления, по станет видно, что сразу после заседания те же лица, которые произносили громкие антикоррупционные лозунги и требовали покончить с мировым злом, уже через час, день или два сами со спокойной совестью проводили договорные тендеры или пропускали контрабанду за взятки.

Аналогично сейчас происходит и с госслужбой. Нынешний закон «О государственной службе в Республике Беларусь» был принят в 2003 году, после этого в него 13 раз вносили различные изменения и дополнения. Касаясь разработки этого самого устава/кодекса президент сказал: «…

сначала требования к госслужащему, которые он должен жесточайшим образом соблюдать и выполнять, а затем коврижки». Но ведь в законе «О госудасртвенной службе в РБ» есть и ст.20, где перечислены 17 прав государственного служащего, и есть ст.

21, где прописаны его основные обязанности, где первым пунктом идет соблюдение Конституции и законов страны. Есть законе еще много чего — всего 64 статьи. Если есть необходимость еще добавить — никто не мешает.

Зачем вообще нужен какой-то устав/кодекс? Какие проблемы он должен решить и как? Этого на совещании никто не пояснил.

Да, сегодня в стране есть проблема кадров для госаппарата, но проблема эта возникла не потому, что закон плохой, а потому, что он плохо исполняется. Например, есть в нем ст.

24, где сказано, что при поступлении на госслужбу «не допускаются какие-либо ограничения и (или) преимущества в зависимости от … принадлежности к политическим партиям и иным общественным объединениям».

Но реально ведь при проверке кандидата на госслужбу КГБ в первую очередь сморит на его политическую благонадежность.

На совещании президент правильно обозначил проблему подбора кадров, но она опять же возникла не потому, что закон не такой или потому, что устава нет. Просто подбор кадров на государственную госслужбу в Беларуси на 100% протекционистский.

Кто-нибудь слышал, что в Беларуси хоть раз был объявлен конкурс на замещение вакантной должности госслужащего. Вот сейчас по причине ареста заместителя министра здравоохранения Игоря Лосицкого освободилась вакантная должность.

Пусть бы объявили конкурс и выбрали наиболее достойного на это место. Но нет, назначен будет тот, на кого президенту укажут соответствующие службы. Причем, опять же, выберут из своей семьи чиновников или руководителей госпредприятий.

Это инцест в чистом виде, который не может привести ни к чему другому, как деградации и последующему вымиранию.

Вот посещал недавно президент одно частное хозяйство и удивлялся, как там грамотно все организованно. Какая урожайность! Какие надои! Какая прибыль! Глава государства даже велел Министерству сельского хозяйства и продовольствия взять на вооружение ценный опыт.

Но вот если руководитель этого хозяйства почувствует силы взять на себя руководство всем сельским хозяйством Беларуси или хотя бы области или района — ведь не позволят. Он частник, он вне системы. Или хочу я стать министром информации, чувствую, что могу сделать много полезного для страны на этом посту.

Но даже при всей своей информированности, я не знаю, как попасть в соответствующий кадровый реестр и куда следует подать заявку. Есть ли вообще такое место?

Если объективно посмотреть на инициативу по разработке устава госслужащего, то становится совершенно очевидно, что этот документ в принципе не способен решить ни одну из тех проблем, которые существуют сегодня в госслужбе. Он лишь усугубит их.

Устав нужен только для того, чтобы подменить реальную деятельность формальной, чтобы потом доложить президенту, смотри мол, как они у нас по струночке ходят, все по уставу.

Будет также, как с законом «О борьбе с коррупцией»: вместо того, чтобы требовать от госслужащего исполнения своих обязанностей и законов Беларуси, от него в основном станут требовать исполнения устава.

В принципе, это уже происходит: на том же совещании у президента вместо решения реальных проблем решили просто разработать устав. Я твердо убежден, что это всего лишь попытка придать инцесту некую благопристойность, но уже с выставлением себя на посмешище перед всем миром.

Источник: https://ej.by/blog/sergey-satsuk/2018/07/30/zachem-iz-gossluzhby-hotyat-sdelat-posmeshische.html

Закон 24/7
Добавить комментарий