Выйти из машины это законное требование

Обязан ли водитель выходить из машины по требованию инспектора ДПС?

Выйти из машины это законное требование

Зачастую, при остановке автомобиля якобы с целью проверки документов, инспекторы ГИБДД не ограничиваются изучением водительского удостоверения. Многие автолюбители сталкивались с просьбой, а иногда и требованием, открыть багажник или выйти из автомобиля. Имеет ли право автоинспектор потребовать от водителя выполнения вышеназванных указаний?

Правовые основы просьбы или требования

Любая просьба автоинспектора может относиться как к разряду законных, так и к разряду незаконных. В первую очередь, разберёмся с тем, что можно воспринимать в качестве обычной просьбы, а что уже будет требованием, основанным на законных обстоятельствах.

Автолюбитель не должен забывать, что права, обязанности и действия процессуального характера, которые может выполнять сотрудник ГИБДД, прописаны в следующих нормативно-правовых актах (НПА):

  1. Кодекс об административных правонарушениях.
  2. Административный регламент, введённый на основании Приказа МВД под номером 664.
  3. Федеральный законодательный акт «О полиции».

При этом главным документом является КоАП РФ. Каждый из последующих НПА только дополняют либо уточняют порядок процессуальных действий. Если инспектор ДПС требует покинуть автомобиль или пересесть в машину ГИБДД, такие действия должны законодательно подтверждаться одним из вышеназванных актов.

Владелец машины, в первую очередь, должен выяснить у полицейского, какой посыл несут его слова, является ли предложение покинуть салон машины просьбой, либо такое действие приравнивается к требованию.

Зачастую полицейский не говорит автолюбителю о том, что подразумевается под предложением выйти из машины на улицу. По этой причине автолюбитель должен сам задать инспектору ДПС соответствующий вопрос. Аналогичная ситуация возникает и в случае, когда полицейский предлагает открыть багажник, пройти медицинское освидетельствование, открыть дверь машины и так далее.

Если озвученное инспектором предложение — просьба, то водитель на законных основаниях может её проигнорировать. Требованию автолюбитель также может не подчиняться, но только в ситуации, когда достоверно известно о его незаконности.

В каких случаях требования покинуть машину законны

Согласно действующему административному законодательству существует только три ситуации, в которых водитель обязан выйти из машины по требованию инспектора. При этом каждый из этих случаев подробно прописан в КоАП РФ.

Первый вариант связан с составлением сотрудником ГИБДД протокола в отношении водителя о временном задержании согласно статье 27.4.1 КоАП.

Когда автоинспектор составляет такой документ, гражданин должен быть доставлен в ближайшее отделение полиции. Если водитель отказывается покинуть салон автомобиля, тогда полицейские имеют законные основания применить физическую силу.

Но только в случае оказания сопротивления. Такие действия законны и прописаны в статьях 18-20 закона «О полиции».

Второй вариант связан с оформлением сотрудником ГИБДД протокола досмотра автотранспорта на основании статьи 27.9 КоАП.

У многих автолюбителей может возникнуть вопрос, зачем человеку покидать автомобиль для досмотра, ведь можно просто с помощью брелока открыть крышку багажника и пускай инспектор ДПС самостоятельно проводит это мероприятие.

Загвоздка заключается в том, что самовольные действия полицейского без присутствия водителя или владельца автотранспорта классифицируются не как досмотр, а как обыск. На такую процедуру необходимо иметь официальное разрешение судебной инстанции.

Получается, что открывать багажник и двигать в нём вещи должен непосредственно гражданин. В противном случае действия ГИБДДшника могут быть признаны самоуправством.

Третий вариант связан с составлением протокола об отстранении гражданина от управления транспортным средством на основании статьи 27.12 КоАП. В данной ситуации всё понятно и просто. Когда инспектор ГИБДД отстраняет водителя от управления автомобилем, гражданин обязан покинуть салон транспортного средства.

Вышеназванные ситуации необходимо запомнить и только лишь при их возникновении беспрекословно выполнить требование полицейского.

А что будет если водитель откажется выполнять законные требования инспектора ДПС?

Тогда в отношении водителя составляется административный протокол по статье 19.3 КоАП ( неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции). Санкции данной статьи предусматривают денежное взыскание на сумму до 1000 рублей, либо арест правонарушителя на срок до 15 суток.

Как видим отказ водителя выполнить законное требование автоинспектора может наказываться и очень сурово.

Однако такое наказание должно быть подтверждено соответствующими протоколами досмотра ТС и протоколом задержания, содержащими, помимо личных данных водителя и сотрудника ГИБДД, ещё и мотивы, а также основания для задержания гражданина.

В любой неописанной выше ситуации в обязанности автоинспектора входит не предъявление требования, а только предложение гражданину покинуть салон машины. В регламенте дорожной полиции прописаны все ситуации, когда их сотрудник может обратиться к автовладельцу с  такой просьбой. Вот этот перечень:

  • С целью устранения неисправностей в машине, на которые указал автоинспектор;
  • С целью устранения нарушений автомобилистом правил перемещения груза;
  • С целью проверки возникшего подозрения о наличии у водителя алкогольного или иного типа опьянения;
  • С целью сверки номеров, выбитых на узлах и агрегатах машины с номерами, прописанными в техническом паспорте;
  • Для составления протокола или участия в действиях, носящих процессуальный характер;
  • Для оказания необходимой помощи иным гражданам;
  • Когда поведение водителя таит в себе угрозу для здоровья полицейского.

Выходить или не выходить?

Указанные выше ситуации прописаны в регламенте для полицейских. Поэтому каждый водитель должен самостоятельно принимать решение о том, выйти ему из машины или остаться в салоне автомобиля. К примеру, чтобы определить состояние опьянения дыхнув в «трубочку» водителю не обязательно покидать салон своей машины. Сделать эту процедуру можно и через окно.

А вот для сверки номерных знаков на кузове или двигателе водителю лучше выйти из авто. Естественно, всё в данной ситуации зависит от желания автолюбителя.

Если человек доверяет полиции или ему, банально, лень покинуть салон машины, то и сверка номеров может пройти без его участия. Но, чтобы не допустить злоупотребления властью, лучше провести эту процедуру совместными усилиями.

На основании вышесказанного, при таком варианте развития событий, выход из салона на улицу можно назвать правом гражданина, но никак не его обязанностью.

В ситуации, где автоинспектор не выставляет требование, а  просит автолюбителя выйти из автомобиля, гражданин должен руководствоваться здравым смыслом в своих последующих действиях.

Большинство автоюристов советуют водителям реагировать положительно даже на просьбу полицейского. Но делать это не сразу, а спустя небольшой промежуток времени. Лучше всего с момента, когда в руках полицейского будут находиться документы автолюбителя.

И дело здесь даже не в том, что водитель должен не провоцировать сотрудника дорожной полиции, а в том, что за переданными документами необходимо следить.

Не редки ситуации, когда недобросовестные автоинспекторы заявляют, что документы водителем не передавались.

Важно понимать и всегда руководствоваться одной банальной истиной: полицейский при исполнении обладает гораздо большими правами, нежели автомобилист, у которого есть лишь обязанности. И   сотрудник ГИБДД может на вполне законных основаниях превысить свои должностные полномочия.

Что может быть, если отказаться покидать салон автомобиля?

Когда водитель решил продемонстрировать автоинспектору  владение юридическими терминами или знание законодательных актов страны, тогда он должен понимать, что и полицейские на дороге могут применить одну из следующих санкций:

  1. В отношении гражданина может быть составлен административный протокол по нарушению, которое и стало причиной для остановки транспортного средства, либо будет вынесено постановление о начале дела по административному правонарушению, если водитель полностью признает  вину – это идеальный вариант;
  2. Все идентичные действия, описанные в предыдущих пунктах с одним единственным отклонением: время на оформление протокола или постановления увеличиться в несколько раз. Автоинспектор просто пойдёт на принцип и будет составлять документ столько, сколько ему захочется. А водитель потеряет своё личное время.
  3. Кроме заслуженного протокола об административном правонарушении, совершённым водителем, автоинспектор составит ещё несколько протоколов или выпишет парочку постановлений за те правонарушения, которых не было. Например, разговор по мобильном телефону или за передвижение с непристёгнутым ремнём. Подобные действия сотрудника ГИБДД никак нельзя назвать законными. Вот только доказывать это придётся уже на суде и вряд ли без соответствующих подтверждающих фактов это удастся сделать.

Но самым изощрённым наказанием для слишком грамотных автолюбителей является ситуация, когда гражданин отказался покинуть салон  автомобиля и просто отдал полицейскому документы для оформления протокола.

Через некоторое время сотрудник ГИБДД вернётся к машине нарушителя и принесёт на подпись документ, в котором прописан отказ автолюбителя от прохождения освидетельствования на употребление алкоголя или наркотических средств.

Но ведь машина была остановлена просто за превышение скорости. Так откуда могла взяться подобная формулировка в протоколе?

Всё просто. Пока водитель наслаждался собственной маленькой победой над сотрудником ГИБДД и упивался собственными познаниями в юридической сфере, полицейский остановил ещё несколько машин.

Далее, указав владельцам этих транспортных средств на ранее остановленный автомобиль, за рулём которого находится счастливый и довольный водитель, звучит фраза: «Там выпивший человек, который отказывается от освидетельствования.

Подпишите протокол и можете ехать дальше».

Вот таким образом просто превысивший скорость человек превращается в злостного нарушителя. А дальше будет судебное разбирательство, где доказать  невиновность будет практически невозможно.

На основании решения суда, скорее всего, человек заплатит не маленький штраф, размер которого составляет тридцать тысяч рублей.

Кроме того, гражданин не сможет сесть за руль на протяжении полутора или двух лет.

Есть ли у сотрудника ГИБДД законные основания для препровождения гражданина в патрульную машину?

При любом раскладе автоинспектор не имеет права требовать от гражданина проследовать в патрульный автомобиль для оформления любого типа административной документации.

У водителя нет обязанностей покидать  автомобиль, а тем более, пересаживаться в машину полицейских, чтобы подписать протокол или ответить на вопросы сотрудников ГИБДД.

Согласно закону, если на гражданина составляется административный протокол, он может не присутствовать при его оформлении. Автоинспектор должен написать бумагу и принести её для подписи.

https://www.youtube.com/watch?v=ImZhLQ_7zmc

Все манипуляции, которые направлены на заманивание гражданина в полицейскую машину, могут быть связаны со следующими обстоятельствами:

  • В процессе общения с глазу на глаз сотруднику дорожной полиции гораздо легче оказывать на человека психологическое давление;
  • Приватное общение в салоне служебной машины подталкивает гражданина к даче взятки и урегулированию проблемы подобным способом;
  • Отсутствие в служебном автомобиле посторонних лиц;
  • В случае использования водителем ненормативной лексики или оскорбительных выражений в адрес сотрудников ГИБДД у последних будет возможность доказать такой факт при помощи аудиозаписи и видеофиксации, которые ведутся в салоне служебного автомобиля.

Идеальным местом для беседы с инспекторами можно назвать улицу и обязательно недалеко от патрульной машины.

Источник: http://avtomotoprof.ru/zakon-i-voditel/trebovaniya-inspektora-gibdd-vyiyti-iz-avtomobilya/

Должен ли водитель выйти из машины по требованию инспектора ДПС?

Выйти из машины это законное требование

Для автовладельца проверка документов сотрудником ГИБДД всегда связана с переживаниями и нервами. Еще больше накаляет ситуацию просьба инспектора выйти из машины. Насколько правомерны требования сотрудника ДПС, требующего от водителя выйти из своего автомобиля?

Самый распространенный случай – проверка документов, когда водитель передает инспектору документы через открытое окно автомобиля и после проверки он продолжает двигаться дальше. Если инспектор приглашает водителя выйти из авто и пересесть в патрульную машину для дальнейшей проверки, при этом происходит конфликт действий.

Если водитель отказывается выполнить это требование, его могут задержать и обвинить в совершении административного нарушения. При этом сотрудники ДПС должны в точности придерживаться закона, согласно которому потребовать от автовладельца покинуть свою машину они могут только по веским причинам.

В каких случаях нужно выйти из авто

В законодательстве РФ нет пунктов, по которым водитель должен выйти из своего автомобиля по требованию инспектора. Он обязан предъявить ему документы, не покидая салон автомобиля. Но есть случаи, при которых ГИБДДшник все-таки может потребовать от водителя покинуть авто:

1. Для устранения замеченной неисправности.

2. Водитель пьян, нарушает правила перевозки грузов или нужно проверить номера.

3. Действия водителя угрожают безопасности сотрудника ДПС. Однако такие ситуации происходят нечасто, и во многих случаях они связаны не с водителями, а с пассажирами.

К тому же, согласно Административного регламента, где указаны ситуации, при которых водитель должен выйти из авто, сотрудник ГИБДД может лишь попросить его покинуть авто, но не требовать этого.

Отметим, что Верховный суд РФ уже рассматривал этот пункт ПДД и установил, что в большинстве случаев водитель имеет законное право не подчиняться требованиям инспектора выйти из машины без каких-либо последствий для себя.

Оформление протокола

Сотрудник ДПС имеет право потребовать от водителя покинуть авто в случаях, предусмотренных законом. Однако в этом случае обязательно составляется письменный протокол, в котором указывается причина, после чего водитель обязан подчинится и покинуть машину.

Также автовладелец должен выйти из машины, если был оформлен протокол о задержании, при осмотре транспортного средства или в случае отстранения автовладельца от вождения.

Однако водитель может остаться в машине, если произошло административное нарушение. В этом случае он может пригласить сотрудника ДПС в свою машину для оформления протокола.

Также инспектор ГИБДД не имеет права применять физическую силу, чтобы выдворить водителя из машины. Это нарушение законодательства, за которое уже будет отвечать сам представитель власти.

Как правильно вести себя водителю?

Как действовать водителю, чтобы выйти из этой ситуации без последствий для себя? Водители осознают, что отказом выйти из машины можно спровоцировать инспектора ДПС, и он может найти причину для применения штрафных санкций.

Поэтому для собственного спокойствия лучше не вступать в конфликт с сотрудником ГИБДД и, если он попросит выйти из машины, нужно вежливо узнать, что послужило основанием для этого. Если причина – простая формальность, лучше пойти навстречу сотруднику ДПС и не вступать в конфликт, чтобы спокойно продолжать свой путь.

В случаях, когда требования инспектора выйти из машины вызывают сомнения в их законности, водитель может записать на видео и сфотографировать все действия, совершенные представителем закона. При этом он может не спрашивать разрешения на съемку у самого инспектора, и его действия не нарушают законодательства РФ.

Итог

По закону сотрудник ГИБДД должен иметь веские причины, чтобы потребовать от водителя покинуть свой автомобиль. Однако таких ситуаций немного.

Среди оснований для такого действия – досмотр транспорта, неисправность авто или отстранение владельца машины от управления. При этом инспектор может попросить покинуть свой автомобиль только после составления протокола.

Любые требования сотрудника ДПС выйти из авто при обычной проверке документов являются незаконными и водитель, не опасаясь последствий, вправе отказаться их выполнять.

Если данная статья была интересна для вас, то подписывайся на канал и не забудь поставить лайк !

Источник: https://zen.yandex.ru/media/autolyb/doljen-li-voditel-vyiti-iz-mashiny-po-trebovaniiu-inspektora-dps-5ca22b96134d6700b2a47563

Требование инспектора ГИБДД выйти из машины: как вести себя в этой ситуации?

Выйти из машины это законное требование

Многие водители, будучи остановленными сотрудником ДПС, тут же выходят из автомобиля и спешат ему навстречу. Им кажется, что оставшись в салоне, они как минимум проявят невежливость, а то и нарушат закон. На самом деле покидать авто в таких случаях нужно не всегда, а в некоторых ситуациях даже нежелательно.

Лучший вариант общения автомобилиста с инспектором – через опущенное боковое переднее стекло ТС. Так они будут прекрасно слышать и видеть друг друга, водитель сумеет рассмотреть удостоверение сотрудника службы и передать ему для проверки свои документы.

Но далеко не всех инспекторов подобное устраивает. И они часто уже в начале разговора настаивают на том, чтобы водитель вышел из машины. Согласится он на это или нет – дело его. Ведь чтобы вытащить человека из-за руля, должны быть веские основания, одной просьбы инспектора недостаточно.

А если он не уговаривает, а требует покинуть салон, водитель должен настоять на объяснении причин этого. Ведь правила безопасности диктуют ему как раз необходимость оставаться в машине. А закон не предусматривает принуждение сотрудником ГИБДД автомобилиста выходить из салона без серьезного повода.

Вопрос “покидать ТС по просьбе инспектора или оставаться в нем” не раз становился причиной конфликта на дороге. Известны случаи, когда людям из-за этого пытались инкриминировать статью о неповиновении законному распоряжению сотрудника полиции. Но Верховный суд решил дело в пользу автомобилиста, вот что сказано в его постановлении:

Речь идет не о распоряжении либо требовании сотрудника (полиции), являющемся обязательным для участника … движения, а о наличии у сотрудника права предложить … выйти из ТС, когда требуется его участие в осуществлении процессуальных действий. Соответственно, не вытекает из оспариваемой нормы и безусловная обязанность участника … движения исполнить такое предложение.

Впрочем, если остановка ТС произошла на стационарном посту, где есть свидетели, водителю можно и выйти из машины. Когда инспектор разговаривает с ним, находясь физически на одном уровне, а не наклонившись, это создает более комфортный психологический климат. И, возможно, он поможет автомобилисту быстрее завершить общение с человеком в форме.

Рекомендуем прочитать о правилах общения с инспектором ГИБДД. Вы узнаете об основаниях для остановки авто, необходимости выходить из машины, правилах поведения при нарушении, составлении протокола.
А здесь подробнее о том, как разводит ГИБДД.

Официальные и законные требования, чтобы покинуть авто

Ситуации, в которых автомобилист должен выйти из машины, перечислены в КоАП:

  • необходимость сию минуту отремонтировать испортившиеся механизмы ТС;
  • выявленные нарушения условий перемещения грузов;
  • обоснованные подозрения инспектора в том, что водитель нетрезв или нездоров;
  • необходимость сверить все номера ТС с отраженными в документах;
  • приготовления к досмотру авто или личному досмотру;
  • задержание;
  • отстранение автомобилиста от управления ТС, вызванное требованиями безопасности и закона;
  • необходимость в его услугах в качестве понятого;
  • требование оказать помощь сотруднику ДПС или другому человеку, игнорирование которого приведет к непредсказуемым последствиям.

В статьях КоАП нет прямого указания на то, что водитель обязан покинуть салон авто. Но это вытекает из логики применения перечисленных законов. И если автомобилист в указанных обстоятельствах откажется подчиниться требованию сотрудника ГИБДД выйти из ТС, он добавит себе наказание по части 1 статьи 19.3 КоАП:

Неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции …, а равно воспрепятствование исполнению … служебных обязанностей влечет наложение … штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или … арест на срок до пятнадцати суток.

Новый регламент

Более четко ситуации, в которых необходимо подчиниться рекомендации инспектора выйти из автомобиля, прописаны в пункте 70 «Административного регламента МВД РФ исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения…». Собственно, они подтверждают то, что указано в КоАП:

  • необходимость вернуть к норме техническое состояние авто;
  • приметы опьянения или болезни у водителя;
  • проверка соответствия номеров на деталях авто отраженным в документах;
  • досмотр ТС, водителя или находящегося в машине груза;
  • обязанность побыть понятым;
  • необходимость в его помощи находящимся на дороге людям или самому инспектору;
  • видимая угроза со стороны автомобилиста здоровью и жизни сотрудника службы.

В этих ситуациях закон прямо указывает:

Сотрудник вправе предложить участнику дорожного движения … выйти из транспортного средства…

А с 20 октября 2017 года в соответствии с поправками к Регламенту проверка документов теперь может осуществляться не только на стационарном посту. И если во время нее возникнет одна из упомянутых ситуаций, водитель обязан будет выйти из авто. Его отказ повлечет за собой применение статьи 19.3 части 1.

О том, когда надо выходить из машины по просьбе сотрудника ГИБДД, смотрите в этом видео:

Где правильно оформлять протокол

Промежуточным итогом обнаружения нарушения ПДД является составление протокола. И для этого сотрудники ГИБДД тоже часто требуют, чтобы водитель не только вышел из салона своего авто, но и пересел в служебную машину.

На самом деле место оформления документа в законе вообще не отражено. То есть нарушитель не обязан садиться в авто ГИБДД. Дать объяснения по поводу обвинения, подписать протокол или отказаться это делать можно и на улице. Это исключит возможность давления на водителя со стороны инспектора.

Составление протокола

Советы по правилам общения с сотрудниками ГИБДД

Люди в форме, как и все остальные, подвержены эмоциям, но облечены необходимостью соблюдать закон. Поэтому важно верно выстроить общение с ними при остановке ТС:

  • быть вежливым, обращаться на «Вы», но не заискивать;
  • приоткрыв стекло машины, дождаться, чтобы инспектор озвучил свою фамилию, звание и должность;
  • сразу попросить предъявить раскрытое удостоверение, особенно, когда поблизости нет других машин;
  • отказываться покинуть авто, ссылаясь на закон, если инспектор не называет причин своего требования;
  • снимать беседу с ним на видео с помощью регистратора, установленного в машине, или телефона.

Если автомобилист попал в зону действия спецоперации, и от него требуют покинуть салон ТС люди в форме, с жетонами, нагрудными знаками и автоматами, лучше подчиниться. Но затем следует узнать их имена и звания.

А о самой спецоперации можно осведомиться, позвонив по телефону дежурной части, обычно указанному на служебном транспорте.

Затем, если они нарушили закон, следует написать жалобу вышестоящему руководству ГИБДД или подать заявление в суд.

Недобросовестные сотрудники службы будут наказаны по статье 19.1:

Самоуправство, то есть самовольное, вопреки установленному федеральным законом или иным нормативным правовым актом порядку осуществление своего действительного или предполагаемого права, не причинившее существенного вреда гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.9.1 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение … штрафа … на должностных лиц — от трехсот до пятисот рублей.

После принятия поправок к «Административному регламенту…» и отмены некоторых его статей полномочия ГИБДД заметно расширились. Но это не значит, что водители остались беззащитными. Закон все еще оберегает права автомобилистов, и они должны в полной мере этим пользоваться, то есть не выходить из авто без необходимости.

О том, нужно ли выходить из машины для составления протокола, смотрите в этом видео:

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас по телефону:

+8 (800) 500-27-29

Это быстро и бесплатно!

Источник: https://avto-urist.online/gibdd-vyjti-iz-mashiny/

Пдд для бывалых: как общаться с инспектором гибдд, если вас обвинили в нарушении

Выйти из машины это законное требование

Многие инспекторы принимают нежелание выйти в штыки, но обязанности делать это сразу после остановки у водителя нет. Инспектор может лишь предложить выйти, и то по вполне определённым поводам

Олег Каргаполов

Выходить из машины необязательно, а вот предъявлять документы по требованию нужно. Нормы общения инспектора и водителя за последние несколько лет менялись, и в очередном выпуске проекта «ПДД для бывалых» мы вспоминаем, на что могут претендовать обе стороны.

Сотрудник ГИБДД останавливает автомобили характерным жестом, но бывают ситуации, когда водитель не подчиняется требованию: либо не видит жест инспектора, либо считает остановку слишком опасной: сомнения может вызвать вид полицейского или неудачное место для остановки. Можно ли проехать?

Штраф за подобное нарушение составляет 500–800 рублей (часть 2 статьи 12.25 административного кодекса).

Но инспектор имеет право передать информацию в дежурную часть, а также организовать погоню, и, если водитель удирает злонамеренно, принять меры вплоть до стрельбы.

Кроме того, «беглого» водителя нередко привлекают по более жёсткой статье 19.3 КоАП (вплоть до ареста), хотя подобный подход вызывает споры.

Новый регламент ГИБДД разрешает инспекторам останавливать машины для проверки документов даже вне стационарных постов, хотя  это «послабление» носит, скорее, формальный характер.

Причины для остановки должны быть всё равно, и их можно разбить на три группы: выявление признаков нарушения ПДД, наличие ориентировок или проведение спецмероприятий.

Грамотный инспектор всегда назовёт повод для остановки, а у водителя, как правило, нет способа проверить его «искренность», поэтому споры на этой почве в основном бесполезны.

Инспекторы ДПС могут останавливать автомобили вне стационарных постов ГИБДД: последние в принципе упразднили почти по всей России

Артем Краснов

По просьбе водителя инспектор обязан показать удостоверение и представиться. Автовладельцу выходить из машины сразу необязательно: достаточно открыть окно и передать документы. Инспектор может лишь предложить выйти из машины, и самая распространённая причина для этого — это подозрение на опьянение.

— Но даже в этом случае обязанности выходить из машины у водителя нет — освидетельствование можно провести, когда человек сидит в автомобиле, — объясняет автоюрист Лев Воропаев. — Бывают случаи, когда инспекторы именно требуют выйти или сесть в патрульный автомобиль, а в случае неподчинения угрожают применением силы и статьёй 19.3 КоАП. 

Эта статья наказывает за неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции и предусматривает штраф до 1000 рублей или административный арест на срок до 15 суток, что и является чаще всего рычагом воздействия на водителя. Впрочем, пока ситуация не обострилась, требовать выйти из машины сотрудник не имеет право. 

Водитель передаёт инспектору стандартный набор документов: водительские права, свидетельство о регистрации и полис ОСАГО. Список может быть шире, например, для автомобилей, зарегистрированных на юрлиц, обязателен договор или другой документ, дающий право конкретному водителю пользоваться машиной.

Владельцы машин со знаком «Инвалид» должны доказать, что являются инвалидами сами или перевозят таковых. Документы понадобятся на прицеп, а для коммерческого транспорта — ещё и путевой лист, лицензионная карточка, документы на груз данного типа (например, опасный) или разрешение на перевозку пассажиров.

Заподозрить опьянение инспектор может по субъективным признакам, а отказаться от освидетельствования водитель не имеет права. Точнее, имеет, но это равносильно признанию себя пьяным и подразумевает лишение прав на полтора-два года и штраф 30 тысяч рублей. За второй случай грозит уже уголовная ответственность по статье 264.1 УК РФ.

Инспектор «продувает» водителя с помощью алкометра под видеозапись или в присутствии двух понятых. Угрожать доставкой сразу в медцентр без освидетельствования на дороге инспектор не имеет права. Правда, если на месте нет алкометра, инспектор может предложить проехать, например, к стационарному посту, где прибор имеется. 

Если водитель не согласен с показаниями алкометра или не хочет продуваться на дороге, он имеет право на медицинское освидетельствование.

Но даже при нулевых показаниях алкометра инспектор может предложить визит в медцентр, если есть обоснованные подозрения на наркотическое опьянение.

Доставить туда водителя инспекторы должны сами, а если он оказался трезвым, то и обратно (статья 240 регламента ГИБДД). Если водитель пьян, а забрать автомобиль некому, его эвакуируют на штрафстоянку.

Постановление — документ достаточно простой. В нём инспектор указывает, какой пункт нарушил водитель и штраф за это

ГИБДД

Если водитель нарушил правила и согласен с нарушением, а наказание не подразумевает лишение прав, оформляется постановление. Если же нарушение серьёзное, например, выезд на встречную полосу или езда в нетрезвом виде, главным документом становится протокол.

При несогласии водителя протокол оформляется в любом случае, вернее, водитель должен потребовать этого.

— Бывает, инспекторы сразу начинают писать постановление, а потом «поверх» него по требованию водителя оформляют ещё и протокол, — комментирует сложившуюся практику Лев Воропаев. — В любом случае протокол даёт значительно больше манёвра при оспаривании решения в судах.

Самой частой ошибкой водителей, по мнению юриста, является отказ от подписи протокола:

— Многие путают уголовное и административное право и считают, что если они не подписали протокол, то тем самым выразили своё несогласие с ним, — говорит Лев Воропаев. — На самом деле инспекторы просто указывают, что водитель отказался от подписи, что играет против водителя. Наоборот, нужно требовать протокол на подпись и отражать в нём своё видение ситуации.

Протокол составляется в случае споров, а также если дело передается для рассмотрения в суд

Олег Каргаполов

Например, в случае выезда на полосу встречного движения в протоколе рисуется схема участка дороги, и, если водитель не согласен с ней, он должен указывать это, потому что на суде схема будет одним из наиболее значимых аргументов сторон. Своё мнение водитель отражает в виде объяснений или замечаний: они могут быть оформлены на отдельных листах.

— Это частый предмет споров: инспекторы неохотно дают водителям править что-то в протоколе и вносить свои объяснения, а порой и не предоставляют его на подпись, указывая, что водитель отказался, — комментирует Лев Воропаев. — Поэтому, если автомобилист не согласен, он должен прямо потребовать протокол для ознакомления и внесения замечаний: можно сделать это, включив видеозапись. 

Кстати, а можно ли снимать инспекторов? Полтора года назад из нового регламента ГИБДД изъяли прямое разрешение делать это, что многие интерпретировали как запрет. На самом деле нет — вести съёмку должностных лиц не запрещено в принципе, и пункт убрали из регламента, поскольку он содержится в других нормах.

— Снимать инспектора можно, и есть решения Верховного суда на эту тему, — указывает Лев Воропаев. — Кроме того, теперь суды обязаны принимать видеозаписи в качестве доказательств по делу.

А как быть с вымогательством взяток? Можно ли привлечь инспекторов, которые «намекают» слишком явно?

— Тогда в качестве доказательства нужно предоставлять запись с прямыми требованиями инспекторов, указанием сумм и так далее, — говорит Лев Воропаев. — Если это просто косвенные намёки, в лучшем случае дело закончится внутренней проверкой и взысканием.

Большинство патрульных машин оснащено регистраторами, поэтому для «пикантных» переговоров инспекторы нередко предлагают водителю «выйти покурить». Передача взятки является уголовным преступлением, кроме случаев, когда её «автор» заявил в правоохранительные органы. Нужно однако иметь в виду, что инспекторы могут сделать то же самое раньше.

— Это очень скользкие темы, и взятки — оружие обоюдоострое, — отмечает Лев Воропаев.

Хотя общение инспектора и водителя регламентировано до нюансов, остаётся масса зон для двойных толкований и споров. Демонстративное и вызывающее поведение водителя-буквоеда, как правило, настраивает инспекторов на критический лад и обостряет ситуацию. У инспекторов есть арсенал средств, чтобы помотать водителю нервы, например, организовать досмотр, личный или транспортного средства. 

Даже если стремитесь делать всё по закону, убедитесь, что знаете нормы, не перегибаете палку, и будьте корректны сами. Для съёмки забавных видеороликов игра на камеру может быть оправдана, но для практических целей — не всегда.

Но когда вас обвиняют огульно или разводят, бороться за свои права можно и нужно: собирайте доказательства в свою пользу, снимайте место нарушения и разговор с инспектором, записывайте данные очевидцев, отражайте своё несогласие в протоколе. В любом случае старайтесь делать это спокойно и корректно — так больше шансов добиться своего.

А теперь небольшой тест.

Водитель забыл дома права. Какие санкции может применить к нему инспектор?

Источник: https://59.ru/text/auto/66119575/

Смотрите, какая тема — Законно ли требование инспектора ГИБДД выйти из машины?

Выйти из машины это законное требование

Требование инспектора ГИБДД выйти из машины для прохождения тех или иных проверок, пройти в патрульный автомобиль для составления административного материала и другие обоснования на 2019 год могут быть как законными, так и незаконными.

Прежде всего, всё зависит от того, требование ли это вообще или же простая просьба.

Но есть и другие нюансы и тонкости, когда требования сотрудника выйти из автомобиля могут быть законными, хотя, в большинстве случаев они не подкреплены правовыми актами.

Итак, инспектор ДПС на дороге — это не закон, как бы ни уверял Вас в этом он сам. Инспектор — это исполнительная часть закона.

То есть это сотрудник, на которого возложена обязанность нести службу в целях предупреждения и пресечения нарушения в области дорожного движения. И сотрудник несёт исполнительную службу.

Какими бы заверениями ни подкреплялись слова инспектора «Я здесь закон» и подобные, это неправда.

Исходя из этого, сотрудник обязан пресекать и предупреждать нарушения исключительно те, которые запрещены конкретными нормативно-правовыми актами.

И делать это он может исключительно теми способами, которые прописаны для него в конкретных правовых актах.

И, если запреты в области дорожного движения прописаны в большом ряде законодательных актов, то обязанности, права и конкретные процессуальные действия инспектора, в том числе требования — в основном, в трёх:

  1. Кодексе об административных правонарушениях,
  2. Административном регламенте, введённом Приказом №664 МВД,
  3. Федеральном законе «О полиции».

Причём, Административный регламент по большинству пунктов дополняет или уточняет процессуальные действия, прописанные в КоАП.

Таким образом, если что-то даёт право инспектору требовать у Вас выйти из машины, пройти в патрульный автомобиль и так далее, это должно быть чётко отражено в одном из перечисленных правовых актов. В частности, закон «О полиции» предписывает следующее:

Статья 6. Законность.
1. Полиция осуществляет свою деятельность в точном соответствии с законом.
2.

Всякое ограничение прав, свобод и законных интересов граждан, а также прав и законных интересов общественных объединений, организаций и должностных лиц допустимо только по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом. …. 4.

Сотрудник полиции не может в оправдание своих действий (бездействия) при выполнении служебных обязанностей ссылаться на интересы службы, экономическую целесообразность, незаконные требования, приказы и распоряжения вышестоящих должностных лиц или какие-либо иные обстоятельства. ….

6. Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел обеспечивает контроль за законностью решений и действий должностных лиц полиции.

Мы не будем загружать Вас всеми ненужными пунктами из них, а просто и доступно объясним всего несколько случаев, когда инспектор имеет такое право. А теперь давайте обо всём по порядку!

Инспектор просит или требует?

Прежде всего следует выяснить, просит инспектор ДПС или требует выйти из машины. И чаще всего в его изначальных словах не будет звучать «требую» или «прошу» — он просто скажет: «Выйдите, пожалуйста, из машины». Аналогичным образом он может попросить/потребовать открыть багажник, дверь машины, капот, заглушить машину, пройти медосвидетельствование и так далее.

Чтобы выяснить, просьба это или требование, просто спросите его напрямую об этом. В просьбе по закону Вы можете ему вполне отказать.

В требовании тоже можете отказать, но только если оно незаконное (потому что, опять же, инспектор тоже обязан соблюдать закон, и незаконные требования ему запрещены).

За отказ от законного требования сотрудника полиции наказание может быть довольно суровым — административный арест до 15 суток. Но об этом ниже.

Законно ли требование инспектора ГИБДД выйти из машины?

Как уже было сказано выше, требование инспектора незаконно, если не подкреплено законом — банально, но логично. Просто так сотрудник ГИБДД требовать выйти из машины не может.

Но всё же есть законные основания для такого требования, и их на 2019 год всего два:

Пункт 207 Административного регламента:

207. Досмотр транспортного средства проводится после того, как водитель и пассажиры покинули салон автомобиля и за их поведением установлен контроль сотрудниками наряда.

Пункт 180 Административного регламента:

180. Для осуществления административного задержания (задержания) лицо доставляется в дежурную часть территориального органа МВД России, на стационарный пост, при которых имеется специально отведенное помещение для содержания задержанных лиц.

Оба этих требования должны быть подкреплены соответствующим материалом: протоколом досмотра транспортного средства или протоколом задержания.

В протоколе задержания должны быть обязательно указаны, помимо данных водителя и инспектора, основания и мотивы задержания. В протоколе досмотра должны быть просто указаны все данные. Ни досмотр, ни задержание незаконны без соответствующего протокола, поэтому и требование выйти из машины не может быть законным.

В остальных же случаях регламент, введённый Приказом №664, предусматривает, что инспектор может только предложить водителю выйти из автомобиля:

93. Сотрудник вправе предложить участнику дорожного движения:
93.1.

Выйти из транспортного средства в случаях: наличия у водителя признаков опьянения и (или) болезненного состояния; для проведения личного досмотра, осмотра или досмотра транспортного средства и груза; для проведения в присутствии водителя (владельца транспортного средства) сверки номеров агрегатов и узлов транспортного средства с записями в регистрационных документах; когда требуется его участие в осуществлении процессуальных действий, а также оказании помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции; необходимости устранения технической неисправности транспортного средства или нарушений правил перевозки грузов;

когда его поведение создает угрозу личной безопасности сотрудника.

Как видим, даже предложить выйти из машины сотрудник ГИБДД может только по определённым основаниям.

Законно ли требование инспектора пройти в патрульный автомобиль для составления протокола?

А вот требование инспектора ГИБДД пройти в патрульную машину для составления протокола, постановления или другого административного материала, незаконно. Нет обязанности у водителя выходить из своей машины и, тем более, садиться в патрульный автомобиль только для подписания, опроса и тому подобных процедур в рамках возбуждаемого административного дела.

По закону, если на Вас составляется материал о нарушении, Вы можете сидеть в своём авто, инспектор составит протокол или выпишет постановление и принесёт Вам на подпись.

Какое наказание за невыполнение инспектора выйти из машины?

А вот за отказ от законного требования инспектора ДПС, являющегося по форме организации сотрудником полиции, в 2019 году предусмотрено наказание по части 1 статьи 19.3 КоАП, которая предусматривает вилку наказаний в виде штрафа или административного ареста. Штраф может быть от 500 до 1000 рублей, а арест — до 15 суток.

1.

Неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции, военнослужащего либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы либо сотрудника войск национальной гвардии Российской Федерации в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей
влечёт наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

И, собственно, немного о практической части незаконного требования выйти из машины или присаживаться в патрульный автомобиль инспектора ГИБДД.

Дело в том, что не столь важно в данный конкретный момент, законно какое-либо требование сотрудника ГИБДД или незаконно, сколь важно то, что, если Вы не сможете убедить последнего в незаконности, то «присесть» на задержание Вы можете реально, а потом уже будете доказывать незаконность и привлекать такого сотрудника к ответственности.

Поэтому на любое незаконное требование нужно реагировать с минимальными для себя потерями в данный момент. Такие возможные потери и риски Вы должны оценивать самостоятельно.

Поэтому иной раз не так уж и важно просто идти на принцип и не выходить из машины.

 Хотя, с другой стороны, безнаказанность порождает беззаконие, и это вполне применимо и к сотруднику ГИБДД, поэтому с любыми незаконными действиями и требованием в частности нужно бороться.

Следить за изменениями этой статьи

Источник: https://autotonkosti.ru/q/zakonno-li-trebovanie-inspektora-gibdd-vyyti-iz-mashiny

Закон 24/7
Добавить комментарий