Статья о цб конституции

Центральный банк России: государство в государстве. Или над государством?

Статья о цб конституции

8 ноября 2017 | Время чтения 16 мин

Валентин Катасонов, 8 ноября 2017, 18:16 — REGNUM Я уже достаточно много раз говорил и писал, в частности, тут, что Центральный банк в большинстве стран мира — особый институт, который не вписывается ни в одну из привычных ветвей государственной власти (исполнительную, законодательную и судебную).

Банк России

Иван Шилов © ИА REGNUM

Центральный банк — детище буржуазных революций, которые подготавливались и проводились ростовщиками и которые становились основными бенефициарами этих революций.

В качестве «прикрытия» истинных интересов ростовщиков создавались парламенты, которые были призваны создавать видимость того, что власть принадлежит народу.

Но рядом с картонными декорациями «демократии» создавались без излишней помпы институты реальной власти — Центробанки.

В Великобритании это Банк Англии, учрежденный в 1694 году (вскоре после завершения «славной революции»). Во Франции — Банк Франции, который был создан в 1800 году (всего через 11 лет после штурма Бастилии).

В Японии Центробанк появился на свет в 1882 году — в разгар революции Мейдзи.

В Российской империи в 1860 году был учрежден Государственный банк — на старте реформ Александра II, которые, по своей сути, означали относительно бескровную революцию буржуазного толка.

Здание Государственного банка. Санкт-Петербург. начало XX века

Несколько затянулся процесс создания Центробанка лишь в Америке.

Там начиная с конца XVIII века было несколько попыток учреждения такого института, но успеха ростовщики добились лишь в начале ХХ века: в последние дни 1913 года через Конгресс США удалось «продавить» закон о Федеральной резервной системе США (таким было мудреное название Центробанка США для того, чтобы граждане не могли сразу разобраться в том, что за институт появился в их стране).

«Хозяева денег», которые до этого назывались ростовщиками, теперь стали именоваться приличным словом «банкиры».

А центральные банки им были нужны не только как инструмент делания денег, но в первую очередь как средство завоевания власти. «Хозяева денег» в конечном счете мечтают стать «хозяевами мира».

Как цинично сказал один из Ротшильдов, «дайте мне возможность печатать деньги, и мне наплевать, кто и какие законы пишет».

Были, конечно, в истории и другие центральные банки. Например, в СССР действовал Государственный банк.

Но это была государственная организация, входившая в состав правительства наряду с десятками министерств и ведомств, которой было поручено заниматься очень конкретной работой — выпуском денег.

Но функции Государственного банка были достаточно техническими, над ним стояли Совет министров СССР и Госплан. Некоторое время Государственный банк даже находился в ведении Министерства финансов СССР.

В настоящее время примерно такой же статус имеет китайский Центробанк, который называется Народным банком Китая. Он четко вписан в вертикаль государственной власти: над ним находится Постоянный комитет народных представителей (высшая законодательная власть) и Государственный совет (аналог Совета министров).

Кроме того, НБК находится под надзором прокуратуры и регулярно проверяется министерством контроля. Таким образом, никаких признаков того, что НБК предпринимает попытки захвата власти в стране, не просматривается.

Китайский Центробанк выполняет достаточно технические функции, связанные с выпуском денег и организацией денежного обращения в стране.

В нынешней России статус Центробанка определяется Конституцией РФ (12 декабря 1993 года) и Федеральным законом о Центробанке (от 10.07.2002 № 86-ФЗ, с последующими многочисленными изменениями и дополнениями).

Мы уже почти четверть века живем с Конституций РФ и более двух десятков лет с законом о Центробанке. Но вот за эти годы внятного представления о том, что это за институт, у многих не сложилось. И не только у простых граждан, но даже у профессиональных юристов и финансистов.

Формулировки, касающиеся Центробанка, лукавы, подобны фразе «казнить нельзя миловать».

Статья 75 (п.2) Конституции гласит: «Защита и обеспечение устойчивости рубля — основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти». Слово «других» в конце данной формулировки дает единственный вариант трактовки статуса Банка России: он является органом государственной власти.

В статье 1 Закона о Центробанке говорится: «Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления». Из этой формулировки также следует, что Центробанк — орган государственной власти, причем федеральный.

Источник: https://regnum.ru/news/2342988.html

Правовой статус и функции Банка России

Статья о цб конституции

Статьей 75 Конституции Российской Федерации установлен особый конституционно-правовой статус Центрального банка Российской Федерации, определено его исключительное право на осуществление денежной эмиссии (часть 1) и в качестве основной функции — защита и обеспечение устойчивости рубля (часть 2). Статус, цели деятельности, функции и полномочия Банка России определяются также Федеральным законом 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» целями деятельности Банка России являются: защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации; обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы; развитие финансового рынка Российской Федерации; обеспечение стабильности финансового рынка Российской Федерации.

Ключевым элементом правового статуса Банка России является принцип независимости, который проявляется прежде всего в том, что Банк России выступает как особый публично-правовой институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения.

Он не является органом государственной власти, вместе с тем его полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения.

Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Банк России осуществляет независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Независимость статуса Банка России отражена в статье 75 Конституции Российской Федерации, а также в статьях 1 и 2 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Нормотворческие полномочия Банка России предполагают его исключительное право по изданию нормативных актов, обязательных для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц, по вопросам, отнесенным к его компетенции Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами. Банк России в соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации не обладает правом законодательной инициативы, однако его участие в законодательном процессе, помимо издания собственных правовых актов, обеспечивается также и тем, что проекты федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, касающиеся выполнения Банком России своих функций, должны направляться на заключение в Банк России.

Банк России является юридическим лицом. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью, при этом Банк России наделен имущественной и финансовой самостоятельностью.

Полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России, осуществляются самим Банком России в соответствии с целями и в порядке, которые установлены Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России без его согласия не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом. Финансовая независимость Банка России выражается в том, что он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов.

Банк России вправе защищать интересы в судебном порядке, в том числе в международных судах, судах иностранных государств и третейских судах.

Государство не отвечает по обязательствам Банка России, так же, как и Банк России — по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами.

Банк России не отвечает по обязательствам кредитных организаций и некредитных финансовых организаций, за исключением случаев, когда Банк России принимает на себя такие обязательства, а кредитные организации и некредитные финансовые организации не отвечают по обязательствам Банка России, за исключением случаев, когда кредитные организации и некредитные финансовые организации принимают на себя такие обязательства.

В своей деятельности Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации (далее — Государственная Дума), которая назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России (по представлению Президента Российской Федерации) и членов Совета директоров Банка России (по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации); направляет и отзывает представителей Государственной Думы в Национальном финансовом совете в рамках своей квоты, а также рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики и годовой отчет Банка России и принимает по ним решения. На основании предложения Национального финансового совета Государственная Дума вправе принять решение о проверке Счетной палатой Российской Федерации финансово-хозяйственной деятельности Банка России, его структурных подразделений и учреждений. Кроме того, Государственная Дума проводит парламентские слушания о деятельности Банка России с участием его представителей, а также заслушивает доклады Председателя Банка России о деятельности Банка России при представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики.

Функции Банка России

Банк России осуществляет свои функции в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и иными федеральными законами.

Согласно статье 75 Конституции Российской Федерации, основной функцией Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля, а денежная эмиссия осуществляется исключительно Банком России.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Банк России выполняет следующие функции:

— во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;

— во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит политику развития и обеспечения стабильности функционирования финансового рынка Российской Федерации;

— монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;

— утверждает графическое обозначение рубля в виде знака;

— является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;

— устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;

— осуществляет надзор и наблюдение в национальной платежной системе;

— устанавливает правила проведения банковских операций;

— осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов;

— осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;

— принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;

— принимает решения о государственной регистрации негосударственных пенсионных фондов;

— осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп;

— осуществляет регулирование, контроль и надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций в соответствии с федеральными законами;

— осуществляет регистрацию выпусков эмиссионных ценных бумаг и проспектов ценных бумаг, регистрацию отчетов об итогах выпусков эмиссионных ценных бумаг;

— осуществляет контроль и надзор за соблюдением эмитентами требований законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и ценных бумагах;

— осуществляет регулирование, контроль и надзор в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах;

— осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России;

— организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации;

— определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;

— утверждает отраслевые стандарты бухгалтерского учета для кредитных организаций, Банка России и некредитных финансовых организаций, план счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядок его применения, план счетов для Банка России и порядок его применения;

— утверждает план счетов бухгалтерского учета для некредитных финансовых организаций и порядок его применения;

— устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;

— принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации;

— принимает участие в разработке методологии составления финансового счета Российской Федерации в системе национальных счетов и организует составление финансового счета Российской Федерации;

— организует составление платежного баланса Российской Федерации, международной инвестиционной позиции Российской Федерации, статистики внешней торговли Российской Федерации услугами, внешнего долга Российской Федерации, международных резервов Российской Федерации, прямых инвестиций в Российскую Федерацию и прямых инвестиций из Российской Федерации за рубеж;

— для составления платежного баланса Российской Федерации, международной инвестиционной позиции Российской Федерации, статистики внешней торговли Российской Федерации услугами, внешнего долга Российской Федерации, международных резервов Российской Федерации, прямых инвестиций в Российскую Федерацию и прямых инвестиций из Российской Федерации за рубеж самостоятельно формирует и утверждает статистическую методологию, перечень респондентов, порядок и формы предоставления ими первичных статистических данных, включая формы федерального статистического наблюдения;

— проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации, публикует соответствующие материалы и статистические данные;

— осуществляет выплаты Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов в банках Российской Федерации, в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральным законом;

— является депозитарием средств Международного валютного фонда в валюте Российской Федерации, осуществляет операции и сделки, предусмотренные статьями Соглашения Международного валютного фонда и договорами с Международным валютным фондом;

— осуществляет контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком;

— осуществляет защиту прав и законных интересов акционеров и инвесторов на финансовых рынках, страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей, признаваемых таковыми в соответствии со страховым законодательством, а также застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию, вкладчиков и участников негосударственного пенсионного фонда по негосударственному пенсионному обеспечению;

— организовывает оказание услуг по передаче электронных сообщений по финансовым операциям;

— осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами.

Источник: https://www.cbr.ru/today/bankstatus/

Александр ИВАНОВ. Финансовая система России как инструмент деградации экономики | Русское поле

Статья о цб конституции

В соответствии со статьёй 75 Конституции РФ и закона о Банке России (ЦБ России) финансовая система Российской Федерации сосредоточена в руках ЦБ России, деятельность которого влияет на экономику государства, а значит и на все сферы жизни российского общества.

Денежная эмиссия в Российской Федерации осуществляется исключительно Центральным банком России. ЦБ России печатает рубли, но направляет (осуществляет эмиссию) их в нашу экономику только в обмен на иностранную валюту, в основном доллары и евро, которые получают российские экспортёры.

Российский рубль привязан к американской валюте, к доллару. Взаимоотношения валют регулируются Центральным банком России независимо от Правительства РФ, согласно статье 4 закона о ЦБ России. В соответствии с законом о ЦБ России (ФЗ № 86), Постановлением Верховного суда РФ № 5 от 10.10.

2003 года Центральный банк России обязан выполнять указания Международного валютного фонда (МВФ) и фактически является филиалом Федеральной резервной системы (ФРС) США.

В соответствии со статьёй 75 Конституции Российской Федерации ЦБ России осуществляет свою деятельность независимо от других органов государственной власти, то есть не подчиняется ни Президенту РФ, ни Правительству РФ.

Таким образом, органы государственной власти Российской Федерации лишены инструментов экономического влияния в проведении эффективной социально-экономической политики в стране, то есть наше государство лишено экономического суверенитета. Сознательно установленная высокая учётная ставка ЦБ России (9 % – по состоянию на 01.07.2017 г.) не способствует экономическому развитию страны. Как такое произошло?

2 декабря 1990 года на эмоциях всеобщего «демократического базара» первый президент России Б. Ельцин (всенародно избран 29 мая 1990 г.) подписал закон «О Центральном банке РСФСР (Банке России)» и тем самым отделил Центральный банк от России. Кстати, этим действием он также способствовал и ускорению процесса ликвидации Советского Союза, и упразднения Государственного банка СССР.

В соответствии со статьёй 7 федерального закона о Центральном банке России, главной структурой, которому фактически подчиняется ЦБ России, является МВФ.

В своей деятельности Центральный банк России в финансовой сфере может давать указания, положения и инструкции, что нужно делать, как государственным органам управления, так и юридическим и физическим лицам, и каждый должен их беспрекословно выполнять.

Этим самым подчёркивается, что главным финансовым субъектом в стране является ЦБ России.

Первый президент России также «обеспечил» Российской Федерации и колониальную Конституцию образца 1993 года, в «тёмную» навязанную гражданам страны без публичного обсуждения в российском обществе, в которой присутствует и пресловутая статья 75 Конституции РФ о ЦБ России.

  В Конституции Российской Федерации имеется также статья 15 пункт 4, где законодательно прописано о подчинении, например, того же ЦБ России «общепризнанным принципам и нормам международного права», то есть присутствует приоритет международного права над российскими законами. И теперь эти два важных правовых инструмента – независимый ЦБ России и Конституция РФ, – «железной хваткой» лишив страну экономического суверенитета, законодательно и последовательно разрушают российское государство и общество.

Находясь законодательно в колониальном статусе, Российская Федерация через указанные инструменты все эти годы платит дань так называемым победителям «холодной войны» – Соединённым Штатам Америки, в частности, и западным ТНК в целом, которые используют разные механизмы для грабежа российских ресурсов.

Какие механизмы используются для выплаты этой дани?

Первый механизм выплаты дани – это когда Центральный банк России, выпуская (печатая) рубли, покупает на валютной бирже на эти рубли иностранную валюту, например, доллары США, евро, британские фунты и т.д. Центральный банк покупает иностранную валюту в соответствии с законодательством о ЦБ России.

По этому законодательству купленная ЦБ России иностранная валюта подлежит так называемой стерилизации с международных банковских резервов. Почему стерилизации? Потому что по Конституции РФ и по законодательству о ЦБ России взять деньги из этих резервов нельзя, кроме как для поддержания курса рубля.

Поддержка рубля – это страховая часть резервов, которая составляет не более 10 %, в критических ситуациях – до 20 % от всей купленной валюты, а вся остальная валютная денежная масса стерилизуется, например, в Резервный фонд и т.п.

  Что это означает? Это значит, что как только ЦБ России купил, например, доллар и направил его в международный резерв, который находится в США, то происходит его списание с мирового экономического баланса.

Федеральная резервная система США, увидев, что произошло списание доллара с мирового экономического баланса, автоматически выпускает новый доллар, который ни чем не обеспечен и является пустой бумажкой. Механизм неизменный: ЦБ России снова покупает доллар, и он снова стерилизуется, отправляясь в международный банковский резерв.

Но при этом на купленный ЦБ России доллар сам Центральный банк России выпускает вполне реальные рубли, на которые добывается реальное сырьё, нефть, газ, выпускается реальная продукция, например, оборудование, станки, изделия машиностроения и нефтехимии, различные товары и так далее, и они экспортируются.

И доллар, который ЦБ России купил на валютной бирже за рубли, был получен от продажи реальных российских полновесных материальных ресурсов. Далее, как только ФРС США заметила, что из мирового экономического баланса этот доллар исчез, купленный ЦБ России, ФРС США автоматически выпускает новую пустую бумажку – доллар. Другими словами, Россия просто дарит свои ресурсы. А дальше, за счёт поставленных на экспорт полновесных российских материальных ресурсов, происходит наполнение этим долларом бюджета Соединённых Штатов Америки, и этот доллар по согласованию с правительством США направляется на социальные программы американской нации.

Таким образом, выплата дани Российской Федерацией по этому механизму Федеральной резервной системе США составляет в пределах до 1 (один) млрд долларов в сутки. Но снижение стоимости энергоресурсов на мировом рынке, введённые Западом экономические санкции, влияют на снижение поступления валюты в нашу страну.

Второй механизм выплаты дани – это механизм национальной элиты, национального бизнеса. Российская Федерация, как колония, не имеет права иметь национальный бизнес. Все российские крупные предприниматели и определённая часть предпринимателей среднего бизнеса имеют иностранную юрисдикцию, то есть являются иностранными предпринимателями и зарегистрированы в «забугорных» офшорах.

Российская Федерация, являющаяся колонией, не имеет права иметь в российской юрисдикции крупный бизнес и определённую часть среднего бизнеса. Представители такого уровня российского предпринимательского класса должны регистрировать свой бизнес за пределами российского государства. Такие условия прописаны для стран, не имеющих экономического суверенитета.

По итогам 2015 года, по поданным финансовых источников Соединённых Штатов Америки, из России через этот механизм в иностранные компании уплыло порядка 500 млрд долларов, то есть выплата дани нашей страной по этому варианту в среднем составила 1,368 млрд долларов в сутки (500 млрд долл. делим на 365 дней).

А как известно из статистических данных Росстата – по итогам 2016 года, – доходы российских монополистов увеличились, то выводы делайте сами.

Таким образом, в качестве выплаты дани только по этим двум финансовым механизмам из Российской Федерации «уплывало» более 2 миллиардов долларов (умножьте на рубли) в сутки.

Третий механизм – это механизм выплаты дани связан с тем, что Российской Федерации законодательно (закон о ЦБ России) запрещено иметь национальный инвестиционный механизм.

Взять, например, такие страны, как Франция, Германия, Голландия, другие развитые страны: у них есть право на национальный инвестиционный механизм, так как это прописано в деятельности Европейского центрального банка (ЕЦБ).

То есть, выпуская национальную валюту – евро, ЕЦБ направляет евро не на покупку иностранной валюты, а направляет на инвестиции через национальные банковские системы, через систему банков Европейского Союза (ЕС).

Таким образом, деньги, которые Европейский ЦБ эмитирует в масштабах всей Европы, направляются в банковскую систему, а банковская система ЕС направляет их в европейскую экономику в качестве инвестиций инвестиционного механизма.

Европейский ЦБ обеспечивает инвестиционное кредитование по нулевой учётной ставке, а затем национальные банковские системы Европы инвестирует экономику. Надо отметить, что нулевая процентная ставка присутствует и в Центральном банке Японии, а в Соединённых Штатах она составляет менее одного процента. Банковская система Европейского Союза кредитует и другие страны, не входящие в ЕС, в том числе и Российскую Федерацию.

А вот статья 22 закона о Центральном банке России запрещает предоставлять кредиты Правительству Российской Федерации, то есть кредитовать российскую экономику.

Этот закон (статья 22) показывает, что если у Правительства Российской Федерации не хватает денег, то оно не может взять кредит у Центрального банка России, но в то же время ЦБ России разрешается кредитовать экономики других стран, чем он активно и занимается.

Например, ЦБ России покупает американские ценные бумаги под низкий процент, что не приносит нашей стране никакой финансовой пользы, но это тоже механизм стерилизации денег. Все «забугорные» фонды, куда стерилизуют заработанные средства, выполняют главную задачу Запада – лишать всеми доступными средствами нашу страну инвестиций.

В соответствии со статьёй 2 ЦБ России государство без разрешения Центробанка также не может распоряжаться золотовалютными резервами страны. И строить крупные предприятия Российская Федерация без иностранного кредитования тоже не может – это тоже условие, прописанное законодательно.

Российская Федерация может через систему государственных банков в «ручном управлении» что-то кредитовать в стране, но в общей массе это составляет порядка 10 %, а вот остальные 90 % кредитования – это иностранные кредиты.

Предоставление иностранных кредитов для субъектов российской экономики осуществляется из полученной Западом дани, которую Российская Федерация выплачивает по первым двум механизмам, и решение о предоставлении этих иностранных кредитов принимают «забугорные» хозяева денег. Но строить крупные предприятия на территории нашей страны Запад препятствует законодательно – не для того разрушали такого мощного экономического конкурента, каким был Советский Союз, имевшего более 22 % мирового выпуска продукции, а не 1 % как сегодня.

Таким образом, Российская Федерация через законодательные механизмы Конституции РФ и Центрального банка России ограничена в правовых инструментах в проведении эффективной социально-экономической политики.

Президент Российской Федерации В.В. Путин начиная с 2000 года неоднократно делал попытки изменить статус Центрального банка России, но в рамках Конституции Российской Федерации и закона о Центральном банке России сделать юридически сложно.

Тем более что должность Президента Российской Федерации не является субъектом государственной власти. Президент В.

Путин в первые годы своего руководства Российской Федерацией сумел вернуть из офшоров 267 нефтегазовых объектов налогообложения в российский бюджет, наполняя его нефтедолларами, что позволило удержать страну от неминуемого развала и начать её восстановление.

Российская Федерация должна выйти из колониального статуса и стать полноценным суверенным государством, но для этого требуется:

1) сменить колониальную Конституцию страны на суверенную (или провести Конституционную реформу), а для этого требуется желание и воля российского народа;

2) вернуть Центральный банк России под российскую юрисдикцию, т.е. либо восстановить Государственный банк России, либо изменить статьи закона о ЦБ России в интересах страны.

И последнее. О новых денежных средствах. Интересно, а признание и введение суверенной, национальной «криптовалюты», которая будет неподвластна вышеуказанным законодательным механизмам, позволит ли иметь валюту для инвестиций?

Источник: http://suzhdenia.ruspole.info/node/8577

Правовой статус центрального банка российской федерации

Статья о цб конституции

Влияние норм Конституции РФ на банковскую систему и банковскую деятельность исследовали многие авторы1. Центральное место в банковской системе принадлежит Банку России. Основы правового статуса Банка России определены Конституцией РФ и нормами Закона о Банке России.

Изучение правового статуса Банка России являлось предметом многочисленных исследований[1] [2].

В ст. 1 Закона о Банке России подчеркивается, что статус, цели деятельности, функции и полномочия Центрального банка РФ (Банка России) определяются Конституцией РФ[3].

В частности, в соответствии с ч. 2 ст. 75 Конституции РФ основной функцией Центрального банка РФ, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти, является защита и обеспечение устойчивости рубля.

За Банком России закреплено исключительное право по осуществлению денежной эмиссии (ч. 1 ст. 75). Конституция определяет порядок назначения на должность и отставки Председателя Банка России (п. «г» ст. 83 и п. «в» ч. 1 ст. 103).

Первая особенность правового статуса Банка России связана с противоречиями положений самой Конституции.

Так, в соответствии с п. 2 ст. 3 «народ осуществляет свою власть через… органы государственной власти». В соответствии со ст.

10 государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Статья 11 дает исчерпывающий перечень высших органов государственной власти в Российской Федерации.

Исходя из аутентичного толкования ст. 10 Конституции РФ, любой орган государственной власти должен относиться к одной из трех ветвей власти. Однако очевидно, что в России существует ряд органов, которые наделены государственно-властными полномочиями, но не относятся к данным ветвям власти (например, Центральная избирательная комиссия РФ, Счетная палата РФ и др.).

В литературе встречаются попытки помимо трех указанных ветвей вводить иные классификации. В частности, Е. Н.

Пастушенко указывает, что Центральный банк не вписывается в конституционную схему аппарата государства, основанную на принципе разделения власти на три ветви.

В нашей стране ряд органов (помимо Банка России) прямо называются органами государственной власти, но не вписываются в эту схему (Центральная избирательная комиссии РФ, Счетная палата РФ, Прокуратура РФ)1.

Пункт 1 ст. 11 Конституции РФ содержит перечень высших органов государственной власти, относя к ним на федеральном уровне Президента РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды РФ. Банк России в рассматриваемой статье не указывается. Однако п. 2 ст.

75 говорит о том, что основную свою функцию — защиту и обеспечение устойчивости рубля — он осуществляет независимо от других органов государственной власти. Таким образом, Конституция РФ, не называя Банк России в числе органов государственной власти, косвенно относит его к числу таких органов.

Однозначно ответить на вопрос, является ли Банк России органом государственной власти, исходя из положений Конституции РФ, невозможно.

Банк России был создан на базе Государственного банка СССР и Государственного банка РСФСР.

Научная дискуссия

Советские ученые неоднократно обращались к вопросу правового статуса Госбанка СССР. В частности, по мнению М. М.

Агаркова, «Госбанк имеет двойственную природу — с одной стороны, является учреждением, входящим в структуру Наркомфина СССР, с другой — представляет собой предприятие, состоящее на хозрасчете и обладающее собственной юридической личностью»[4] [5]. Р. О.

Халфина считала Госбанк государственным органом, сочетающим выполнение управленческих и хозяйственных функций. Ряд авторов (Т. В. Кашанина, С. Э. Жилинский,

Я. А. Гейвандов1 и др.) рассматривают Банк России как орган государственного управления.

М. В. Баглай относит Банк России к федеральным органам государственной власти с особым статусом[6] [7]. Такой вывод следует из буквального толкования ч. 2 ст. 75 Конституции РФ. Кроме того, Банк России, бесспорно, обладает государственновластными полномочиями, в частности, он наделен правом издавать нормативные правовые акты, обязательные для всех участников банковских правоотношений[8].

Судебная практика

Такой точки зрения придерживается и Конституционный Суд РФ. В частности, в п. 2 Определения Конституционного Суда РФ от 14 декабря 2000 г. по запросу Верховного Суда РФ о проверке конституционности ч. 3 ст.

75 Закона о Банке России[9] говорится: «Статус Центрального банка Российской Федерации установлен Конституцией Российской Федерации, в ст. 75 которой определены его исключительное право на осуществление денежной эмиссии (ч. 1) и в качестве основной функции — защита и обеспечение устойчивости рубля (ч. 2).

Данные полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения…

Нормотворческие полномочия Банка России предполагают его исключительные права и обязанности по установлению обязательных для органов государственной власти, всех юридических и физических лиц правил поведения по вопросам, отнесенным к его компетенции и требующим правового регулирования».

Конституционный Суд определяет Банк России как конституционный орган, который не относится к органам государственной власти, имеет особый статус и наделен государственно-властными полномочиями[10].

Опираясь на правовую позицию Конституционного Суда РФ, изложенную в вышеуказанном определении, согласно которой полномочия Банка России по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, отмечаем, что по своей правовой сути Банк России является специфическим публичным органом, выполняющим функции органа государственной власти, не входящим в формально определенную Конституцией РФ систему разделения властей (законодательная, исполнительная, судебная власть). Бесспорным является наличие у Банка России государственно-властных полномочий, закрепленных в Конституции РФ и Законе о Банке России, ряде иных законов.

Следует отметить, в Законе о Банке России закреплены государственновластные полномочия Банка России, однако его статус в системе публичноправовых отношений не определен, а лишь описаны конкретные полномочия.

Вторая особенность правового статуса Банка России связана с его правовым положением как участника гражданско-правовых отношений.

Научная дискуссия

Закон о Банке России (ст. 1) определяет, что Банк России является юридическим лицом, однако не указывает на организационно-правовую форму.

ГК РФ, являющийся нормативным правовым актом, регулирующим в том числе организационные формы, в которых могут выступать в гражданских правоотношениях юридические лица, не содержит указания на ту организационно-правовую форму, которая бы соответствовала правовой природе Банка России.

В течение длительного периода времени (фактически с 1995 г. — со дня вступления в части первой ГК РФ) велась дискуссия1, в ходе которой были высказаны мнения, что Банк России, выполняя функции органа государственной власти, является типичным учреждением[1] [2].

Однако статус учреждения, с учетом норм гражданского права о взаимоотношениях между собственником и созданным им учреждением, явно не соответствует конституционному принципу независимости Банка России.

Кроме того, для реализации целей, возложенных на него Конституцией и законом, Банк России широко использует коммерческие сделки, в частности, в соответствии со ст. 46 Закона о Банке России вправе осуществлять все виды банковских операций.

В то же время Банк России не может быть признан коммерческой организацией, так как в круг его полномочий входят полномочия, присущие органу государственной власти. Высказывалась точка зрения, что Банк России может быть признан государственной корпорацией[3], однако Конституционный Суд Российской Федерации выработал правовую позицию, в соответствии с которой государственная корпорация, будучи некоммерческой организацией (ст. 7.1, Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»[4]), не может обладать властными полномочиями[5].

Еще в конце 1990-х гг. была высказана точка зрения, что Банк России представляет собой юридическое лицо публичного права[6]. Указанная правовая позиция не нова: таким образом, например, определяется статус Бундесбанка (центрального банка Германии). В свое время этот подход не был поддержан ни наукой, ни практикой законодательства.

В последнее время научная дискуссия о необходимости законодательного закрепления института юридических лиц публичного права значительно активизировалась. В той или иной степени указанную проблему анализировали многие авторы: П. Д. Баренбойм, В. И. Лафитский, Л. К. Терещенко1, А. Я. Курбатов[7] [8], Е. А. Завода[9],

В. П. Мозолин[10], Ю. Циммерман[11], Л. Л. Чантурия[12], В. Е. Чиркин[13] и другие. Во многом это связано с тем, что в российской правовой среде появился ряд организаций, статус которых требовал классификации в рамках категорий гражданского права (например, ГК «Агентство по страхованию вкладов», ГК «Банк развития», Российская Академия наук и ряд иных).

Вместе с тем нельзя не видеть, что Банк России уникален по своим задачам и функциям, по кругу полномочий и гражданско-правовым возможностям. С этой точки зрения вряд ли нужно подводить гражданско-правовой статус Банка России под какие-то стандартные понятия гражданского права.

Уникальность Банка России в том, что он не требует определения через какое-то родовое понятие (типа «юридического лица публичного права»). Банк России — это субъект гражданского права, который определен Законом о Банке России в качестве юридического лица именно как Банк России.

В конечном итоге по данному пути пошли и отечественные цивилисты, указав в 2014 г., что правовое положение Центрального банка РФ определяется Конституцией РФ и Законом о Банке России (ч. 4 ст. 48 ГК РФ)[14].

Источник: https://studme.org/292809/pravo/pravovoy_status_tsentralnogo_banka_rossiyskoy_federatsii

Является ли ЦБ России государственным?

Статья о цб конституции

Хочется ещё раз вернуться к этому вопросу. Еще раз пояснить и показать «нюансы» статуса нашего Центрального Банка, о которых я писал в книге «Национализация рубля». Это очень важно. Ведь так называемые ЗВР (золото-валютные резервы России) принадлежат не России, а конкретно Банку России.

Так является ли Банк России (ЦБ России) государственной структурой?

Законы – это формулировки. Суть выражена именно в них. Эмоции законам не присущи. В них все предельно четко написано. Другое дело, что иногда для их чтения и понимания остро необходимо юридическое образование.

Но есть моменты, где этого не требуется, потому, что формулировка закона понятна любому взрослому человеку. Кроме, разумеется, «либеральных экономистов».

Чтобы разобраться, возьмем закон, который напрямую к деятельности ЦБ отношения вроде бы не имеет.  Например, Федеральный закон № 152- ФЗ о персональных данных.

Недавно в него были внесены изменения.

Так вот первоначально формулировка части 2 статьи 4 звучала так: «На основании и во исполнение федеральных законов государственные органы в пределах своих полномочий могут принимать нормативные правовые акты по отдельным вопросам, касающимся обработки персональных данных». http://www.rg.ru/2006/07/29/personaljnye-dannye-dok.html

Теперь же она звучит так:  «На основании и во исполнение федеральных законов государственные органы, Банк России, органы местного самоуправления в  пределах своих полномочий могут принимать нормативные правовые акты, нормативные акты, правовые акты (далее  – нормативные правовые акты) по отдельным вопросам, касающимся обработки персональных данных». http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=PRJ;n=87877

Как мы видим, уточнение в закон ясно говорит нам: есть  государственные органы, а есть Банк России.

Банк России действительно не является государственным органом. А значит, просто НЕ МОЖЕТ подчиняться российскому государству.

Мои оппоненты по дискуссии в программе «5-го канала», имея громкие звания и не менее громкие  должности, к сожалению, не читают основополагающие законы.  И поэтому горячо оппонировали высказанному мной тезису, что ЦБ России не является государственным органом. http://nstarikov.ru/blog/10611

А ведь достаточно просто почитать Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» или просто зайти на сайт нашего «Центрального Банка» (который по факту вовсе и не наш), как можно прочитать главное, суть:

«Ключевым элементом правового статуса Банка России является принцип независимости, который проявляется, прежде всего, в том, что Банк России выступает как особый публично-правовой институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения.

Он не является органом государственной власти, вместе с тем его полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения.

Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Банк России осуществляет независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Независимость статуса Банка России отражена в статье 75 Конституции Российской Федерации, а также в статьях 1 и 2 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». http://www.cbr.ru/today/status_functions/

Повторим суть, специально для «либеральных экономистов»:

  1. В законе о ЦБ России прямо написано, что он не является органом государственной власти.
  2. Там же указано, что ЦБ России особый публично-правовой институт. Подчеркиваю – особый. Особый НЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ институт.
  3. В законе написано, что свои функции Банк России осуществляет независимо от всех видов государственной власти России.

Вывод из всего этого может быть только один  – Банк России не подчиняется государству.

Или может быть «либеральные экономисты» прекрасно все это знают? Но по «некоторым причинам», всегда включают дурака, начинают хихикать, « строить рожицы», когда кто-то утверждает, что наш ЦБ негосударственная структура, которая российскому государству не подчиняется.

Но, как сказал, один умный человек, можно обманывать некоторых иногда, но всех и всегда обманывать не получится.

И кажется, это время очень быстро наступает…

Теперь мои статьи можно прочитать и на Яндекс.Дзен-канале.

Один раз в день Вам на почту будут приходить материалы Николая Старикова, достойные внимания. Можно отписаться в любой момент.

Отправляя форму, Вы даёте согласие на обработку и хранениe персональных данных (адреса электронной почты) в полном соответствии с №152-ФЗ «О персональных данных».

Источник: https://nstarikov.ru/yavlyaetsya-li-tsb-rossii-gosudarstvenny-10632

Закон 24/7
Добавить комментарий