Система органов гос власти во франции

Особенности исполнительной власти

Система органов гос власти во франции

Исполнительная власть во Франции представлена президентом и правительством, которое возглавляет премьер-министр.

Президент Республики наделён обширными полномочиями. Часть из них он осуществляет самостоятельно, часть — совместно с другими государственными органами.

Наиболее существенные права президента включают: назначение премьер-министра, досрочный роспуск Национального собрания — нижней палаты парламента (после формального запроса мнений премьер-министра и председателей палат).

Президент является верховным главнокомандующим, председательствует в советах и в высших комитетах национальной обороны. Глава государства представляет страну на международной арене, ведёт переговоры о заключении международных договоров и ратифицирует их.

Президент Республики вправе по собственной инициативе ввести в действие механизм ст.

16 конституции, предусматривающий использование чрезвычайных полномочий, запросив перед этим мнение премьер-министра, председателей палат парламента и Конституционного совета (в настоящее время во Франции все чаще звучат призывы к отмене данного механизма, который несколько раз использовал только генерал де Голль). Президент Республики обладает многочисленными иными полномочиями, имеющими существенное значение, но осуществляет их совместно с другими государственными органами.

Президент принимает участие в осуществлении функций судебной власти: он назначает членов Высшего совета магистратуры и является его председателем. Президенту принадлежит право помилования. Более того, президент является гарантом судебной власти.

Президент избирается на пятилетний срок всеобщим прямым анием. Ограничений по количеству сроков президентства нет.

Президент избирается прямым всеобщим анием по одномандатной (униноминальной) мажоритарной системе в два тура сроком на пять лет с правом переизбрания. В соответствии с этой системой, избранным считается кандидат, набравший абсолютное большинство избирателей в первом туре ания.

Это значит, что кандидат, получивший свыше 50 % избирателей, участвовавших в ании, при условии явки на выборы не менее 25 % избирателей получает президентский мандат. В случае необходимости проведения второго тура выборов баллотируются только два кандидата, набравшие в первом туре наибольшее число избирателей.

Кандидат, получивший большинство во втором туре, занимает президентский пост.

Правительство Французской Республики представляет собой коллегиальный орган, несущий основную ответственность за осуществление исполнительной власти в стране. На него возложено общее руководство и управление делами государства.

В качестве органа общеполитического руководства правительство определяет задачи и цели государственной политики.

Правительство одновременно остаётся высшим органом управления, намечая и осуществляя меры, необходимые для реализации поставленных целей и задач.

Правительство является главным финансовым распорядителем, на него возлагается исполнение государственного бюджета. В распоряжении правительства находятся также административный аппарат и вооружённые силы. Данные полномочия перечислены в ст.

20 конституции 1958 года, определяющей общий статус правительства. Своеобразие и специфика статуса правительства во Франции заключается в том, что оно выступает в двух значениях. Во-первых, оно представляет собой Совет министров Республики.

Во-вторых, оно выступает в форме кабинета, объединяя всех членов правительства под руководством премьер-министра.

Сложность состоит в том, что в ряде случаев Основной закон не проводит чёткого различия между двумя организационными формами, пользуясь собирательным термином «правительство». Так, конституция (ст.

 49) говорит об ответственности правительства, явно исключая при этом Президента Республики, не несущего парламентской ответственности. В то же время премьер-министр вправе поставить вопрос о доверии правительству только после обсуждения в Совете министров.

В данном же случае участие президента является необходимым условием, так как Совет министров собирается только под его председательством.

Порядок формирования правительства в правовом отношении сравнительно прост: Президент Республики назначает премьер-министра и, по его представлению, других членов правительства. Однако, поскольку существует институт парламентской ответственности правительства, президент не может не считаться с раскладом сил в Национальном собрании.

Конституция 1958 года года отмечает особое положение премьер-министра среди других министров: он руководит деятельностью правительства, несёт ответственность за национальную оборону, обеспечивает исполнение законов, обладает регламентарной властью и производит назначения на высшие военные и гражданские должности, за исключением тех, назначения на которые производит президент.

Во Франции не существует фиксированного в конституции числа и перечня министерств. Состав Совета министров определяется всякий раз, когда формируется новое правительство.

←   Назад  |   Особенности исполнительной власти   |   Вперёд   →

Европа — часть света в северном полушарии Земли, омывается морями Северного Ледовитого и Атлантического океанов, имеет площадь около 10 миллионов км² и население около 740 миллионов (порядка 10% населения Земли). Вместе с Азией образует материк Евразия.

Европа омывается Атлантическим и Северным Ледовитым океанами и их морями. Площадь островов около 730 тысячи км². На полуострова приходится около 1/4 территории Европы (Кольский, Скандинавский, Пиренейский, Апеннинский, Балканский и др.).

На большей части территории климат умеренный (на западе — океанический, на востоке — континентальный, со снежной и морозной зимой), на северных островах — субарктический и арктический, в Южной Европе — средиземноморский, в Прикаспийской низменности — полупустынный. На островах Арктики, в Исландии, Скандинавских горах, Альпах — оледенение (площадь свыше 116 тысяч км²).

Список государств Европы

  Азия     Америка     Африка     Европа     Океания  

Page 3

Азия — самая большая часть света, образует вместе с Европой материк Евразию. Площадь (вместе с островами) — около 43,4 миллиона км². Население — 4,2 миллиарда человека на 2012 год (60,5% населения Земли). Азия является ныне крупнейшим развивающимся регионом в мире.

Материковая Азия располагается в основном в восточном (исключением является Чукотский полуостров) и северном полушариях. С Африкой Азия соединена Суэцким перешейком, от Северной Америки её отделяет узкий Берингов пролив.

Азия омывается Северным Ледовитым, Индийским и Тихим океанами, а также — на западе — внутриматериковыми морями Атлантического океана (Азовским, Чёрным, Мраморным, Эгейским, Средиземным). При этом имеются обширные области внутреннего стока — бассейны Каспийского и Аральского морей, озера Балхаш и др.

Озеро Байкал по объёму содержащейся пресной воды превосходит все озёра мира; в Байкале сосредоточено 20% мировых запасов пресной воды (без учёта ледников). Мёртвое море является глубочайшей в мире тектонической впадиной (-405 метров ниже уровня моря).

Побережье Азии в целом расчленено относительно слабо, выделяются крупные полуострова — Малая Азия, Аравийский, Индостан, Корейский, Камчатка, Чукотка, Таймыр и др.

Близ берегов Азии — крупные острова (Большие Зондские, Новосибирские, Сахалин, Северная Земля, Тайвань, Филиппинские, Хайнань, Шри-Ланка, Японские и др.), занимающие в совокупности площадь более 2 миллионов км².

В основании Азии лежат четыре огромных платформы — Аравийская, Индийская, Китайская и Сибирская. До ¾ территории части света занимают горы и плоскогорья, наиболее высокие из которых сосредоточены в Центральной и Средней Азии.

В целом, Азия — контрастный регион по абсолютным отметкам высот.

С одной стороны, здесь расположена высочайшая вершина мира — гора Джомолунгма (8 848 м), с другой стороны, глубочайшие впадины — озеро Байкал с глубиной до 1 620 м и Мёртвое море, уровень которого ниже уровня моря на 392 м. Восточная Азия — район активного вулканизма.

Азия богата разнообразными полезными ископаемыми (в особенности же — топливно-энергетическим сырьём).

На территории Азии представлены почти все типы климата — от арктического на крайнем севере до экваториального на юго-востоке.

В Восточной, Южной и Юго-Восточной Азии климат муссонный (в пределах Азии находится самое влажное место Земли — местечко Черапунджи в Гималаях), в то время как в Западной Сибири — континентальный, в Восточной Сибири и на Сарыарке — резко континентальный, а на равнинах Центральной, Средней и Западной Азии — полупустынный и пустынный климат умеренного и субтропического поясов. Юго-Запад Азии — тропический пустынный, самый жаркий в пределах Азии.

Список государств Азии

  Азия     Америка     Африка     Европа     Океания  

Page 4

Америка — часть света, объединяющая два материка, Северную Америку и Южную Америку, а также близлежащие острова (включая Гренландию). Эту часть света также называют Новым Светом.

Обычно в этой части мира выделяют Северную Америку (США, Канаду, Мексику и острова к востоку от них), Латинскую Америку (материковые испаноязычные, португалоязычные и франкоязычные страны), Южную Америку (страны материка Южная Америка), Центральную Америку (страны североамериканского континента на юг от Мексики) и Карибский бассейн (государства и колонии на островах Карибского моря, когда этот регион называли Вест-Индия).

Список государств Америки

  Азия     Америка     Африка     Европа     Океания  

Page 5

Африка — второй по площади континент после Евразии, омываемый Средиземным морем с севера, Красным — с северо-востока, Атлантическим океаном с запада и Индийским океаном с востока и юга.

Африкой называется также часть света, состоящая из материка Африка и прилегающих островов. Площадь Африки составляет 29,2 миллиона км², с островами — около 30,3 миллиона км², покрывая, таким образом, 6% общей площади поверхности Земли и 20,4% поверхности суши.

На территории Африки расположено 55 государств.

Население Африки составляет около миллиарда человек. Африка считается прародиной человечества: именно здесь нашли самые древние останки ранних гоминид и их вероятных предков.

Африканский континент пересекает экватор и несколько климатических зон; это единственный континент, протянувшийся от северного субтропического климатического пояса до южного субтропического. Из-за недостатка постоянных осадков и орошения — равно как ледников или водоносного горизонта горных систем — естественного регулирования климата нигде, кроме побережий, практически не наблюдается.

Список государств Африки

  Азия     Америка     Африка     Европа     Океания  

Page 6

Океания — часть света; географический, часто геополитический регион мира, состоящий преимущественно из сотен небольших островов и атоллов в центральной и юго-западной частях Тихого океана.

Океания представляет собой крупнейшее в мире скопление островов, расположенных в юго-западной и центральной частях Тихого океана, между субтропическими широтами Северного и умеренными Южного полушарий. При разделении всей суши на части света Океания обычно объединяется с Австралией в единую часть света Австралия и Океания, хотя иногда выделяется в самостоятельную часть света.

Общая площадь островов составляет 1,26 миллиона км² (вместе с Австралией 8,52 миллиона км²), население — около 10,7 миллиона человек (вместе с Австралией 32,6 миллиона человек). Географически Океания подразделяется на Меланезию, Микронезию и Полинезию; иногда выделяют Новую Зеландию.

Острова Океании омываются многочисленными морями Тихого (Коралловое море, Тасманово море, море Фиджи, море Коро, Соломоново море, Новогвинейское море, Филиппинское море) и Индийского океанов (Арафурское море).

Список государств Океании

  Азия     Америка     Африка     Европа     Океания  

Источник: http://www.hyno.ru/tom1/1734.html

Глава 19. Франция в период Консульства и Империи Наполеона Бонапарта

Система органов гос власти во франции

9 ноября 1799 г. во Франции был совершен военный государственный переворот. Генерал Наполеон Бонапарт с помощью верных войск разогнал существовавший в то время высший орган законодательной власти — — Законодательный корпус и высший орган исполнительной вла­сти — — Директорию (рис. 6).

Наполеон Бонапарт. Медальон 1793 г.Рис. 6.

Особенность этого государственного переворота состояла в том, что он был осуществлен не только посредством заговора политической «верхуш­ки», но и при прямой поддержке армии, ставшей опорой государствен­ной власти в условиях политической неустойчивости и неэффективнос­ти системы конституционных органов.

Исполнительная власть после переворота была передана Исполнительной комиссии, со­стоявшей из трех консулов. Реальная власть была сосредоточена у первого консула, пост которого занял Бонапарт.

Законодательный корпус, в свою очередь, был заменен двумя законодательными комис­сиями, задачей которых стала выработка новой конституции. Демократические силы не смогли оказать сопротивления новой дикта­туре. Новый режим поддержало крестьянство, которому была обеща­на, а впоследствии и обеспечена защита его собственности на землю.

Режим Консульства юридически закреплялся декабрьской Конституцией 1799 г., написанной по директиве Наполеона: «Излагать коротко и неясно!» Основными чертами государственного строя согласно этой, крайне запутанной Конституции, стали верховенство прави­тельства и представительство по плебисциту (табл. 28).

Таблица 28.

Конституция 1799г.

Законодательная власть
ßßß
Государственный Совет (составление и редактирование законопроектов)Трибунат (обсуждение законопроектов)Законодательный корпус (принимал или отвергал законопроекты)
Исполнительная власть
Первый консул (Наполеон Бонапарт) — вся полнота исполнитель­ной власти, отчасти судебная и законодательная власти.
Второй консул (Лебрен)совещательный голос
Третий консул (Камбасерес)
Избирательная система — — все мужчины, достигшие 21 года, имели избирательное право, но избирали лишь кандидатов в депутаты ( а затем правительство отбирало членов высших органов власти)
1802 г. — — Наполеон объявлен пожизненным консулом. 1804 г. — — провозглашение Франции империей. Наполеон — — император.1807 г. — — окончательное установление авторитарного режима (был упразднен Трибунат, Законода­тельный корпус собирался редко)
Основной принцип построения государственного аппарата На­полеона — — бюрократическая централизация. m Уничтожение выборного местного и департа­ментского самоуправления.m Создание советов префектур во главе с префек­том (префек­т назначался правительством; ему принадле­жала вся полнота административной власти, включая административную юстицию)
6 апреля 1814 г. — — Наполеон подписал акт отречения от престола. Королем был провозглашен Людовик XVIII
май 1814 г. — — Людовик XVIII опубликовал конституционную Хартию (Хартия легитимной монархии 1814 г.)

Правительство состояло из трех консулов, выбираемых сроком на 10 лет. Первым консулом Конституция назначила Наполеона Бонапарта, который имел особые полномочия:

Во-первых, он осуществлял исполнительную власть. Затем он назначал и смещал министров, членов Государственного совета, по­слов, генералов, высших чиновников местного управления, судей. Кроме того, он обладал правом законодательной инициативы.

Второй и третий консулы имели лишь совещательные полномочия. Законопроекты могло предлагать только правительство, то есть первый консул.

По Конституции органами законодательной власти были:

1. Государственный совет, осуществлявший редактирование за­конопроектов;

2. Трибунат, обсуждавший их;

3. Законодательный корпус, принимавший или отвергавший законопроекты целиком и без прений;

4. Охранительный сенат, утверждавший законопроекты.

Эти органы не имели самостоятельного значения, а только маскировали единовластие первого консула, без одобрения которым нормативного акта последний просто не принимался.

Административно-территориальное управление осуществлялось с помо­щью разделения страны на департаменты, дистрикты, коммуны. Руко­водство департаментом осуществлял назначаемый правительством пре­фект, а в дистрикте — — супрефект.

Мэров и членов совещательных советов коммун и городов назначало правительство.

Устанавливалась строгая иерархическая подчиненность должностных лиц первому консулу («Обсуждать коллегиально, принимать решения единолично» — — такова была установка Наполеона).

Бонапарт был объявлен пожизненным кон­сулом по итогам плебисцита 1802 г. с правом назначения преемника, что означало, по сути, возоб­новление монархии.

А уже через два года, в 1804 г. Бонапарт был провозглашен императором французов. Таким образом он полнос­тью сосредоточил в своих руках исполнительную и законодательную власть.

Таблица 29.

Главными рычагами императорской власти стали армия и полиция. Армия, превратившаяся к моменту образования империи в профессиональную и включавшая в себя привилегированные войска — — императорскую гвардию. Она приобрела огромное влияние на политическую жизнь стра­ны.

Очень важную роль играла полицейская система, развитию и укреплению которой Наполеон уде­лял особое внимание. При министерстве полиции была создана система политического сыска и шпионажа.

Генеральные комиссары и комисса­ры полиции в округах и городах формально подчинялись префектам, но фактически назначались министром полиции Фуше и действовали под его руководством. Кроме того, императору помогали как бюрократия, так и церковь.

Общество с переходом Франции к империи приобрело стабильность и порядок, но утратило все основные демократические завоевания рево­люции. Так, правительство преследовало любые проявления свободомыслия:

· запрещались публичные собрания и манифестации;

· устанавливалась жесткая цензура над прессой и т. д. (табл. 29).

Конец империи был предопределен военными поражениями Франции. В 1812 г. наполеоновские армии вторглись в Россию и в ходе освободи­тельной войны были разгромлены. В 1814 г. русские войска совместно с войсками союзников вступили во Францию. Империя Наполеона потерпела крах. Венский конгресс держав-победительниц определил дальнейшую судьбу Наполеона Бонапарта, приговорив императора к ссылке.

Источник: https://sci-lib.biz/gosudarstva-prava-istoriya-zarubejnyih/frantsiya-period-konsulstva-imperii-napoleona-55977.html

Конституционное право зарубежных стран

Система органов гос власти во франции

ЛЕКЦИЯ 14. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ КОНСТИТУЦИОННОГО
СТРОЯ ФРАНЦИИ

  1. Конституция Франция.
  2. Правовое регулирование общественных объединений.
  3. Высшие органы государственной власти Франции.

1. Конституция Франция

Французская республика является высокоразвитым европейским государством. По форме правления Франция полупрезидентская республика, по форме государственного устройства — сложное унитарное государство.

Конституция Франции состоит из Основного закона 1958 г., Декларации прав человека 1789 г., преамбулы конституции 1946 г.

Конституция Франции не велика по объему.

Конституция 1958 г. в отличие, например, от итальянской конституции 1947 г. не содержит положений о социально-экономической структуре общества; в ней почти нет положений о политической системе, нет раздела о правовом статусе личности.

Право предлагать поправки к Конституции принадлежат Президенту, который должен делать это по предложению правительства.

Конституция 1958 г. «жесткая», ее изменение происходит в две стадии. Сначала проект об изменениях принимается раздельно обеими парламентами. Затем такой закон утверждается на референдуме или конгрессом Парламента (совместным заседанием палат).

Конституционный контроль во Франции осуществляет Конституционный совет. Основная часть данного органа назначается тремя высшими должностными лицами: Президентом, председателем Сената, председателем Национального собрания.

2. Правовое регулирование общественных объединений.

Наиболее активное влияние на политическую жизнь оказывают политические партии. Во Франции действует несколько десятков политических партий.

Они постоянно изменяются: сливаются, разделяются, меняют политическую линию и названия.

Наиболее крупными из них являются: Французская социалистическая партия, Французская коммунистическая партия, Объединение в поддержку республики, Республиканская партия, Национальный фронт.

Во Франции действуют предпринимательские союзы, которые имеют различные формы: национальные, отраслевые, торгово-промышленные, союзы работодателей и др.

Профсоюзы во Франции организованы в основном по производственному принципу.

Во Франции действует избирательный кодекс, кодифицировавший различные акты о выборах с 1852 г. Активным избирательным правом пользуются граждане, обладающие политическими и гражданскими правами, достигшие 18 лет.

3. Высшие органы государственной власти Франции.

Законодательная власть в стране осуществляется парламентом. Парламент состоит из двух палат: Национального собрания (557 депутатов от метрополий и 22 — от заморских территорий) и Сената (321 чел.). Французский парламент имеет свободный мандат. Каждая палата имеет бюро, постоянные и специальные комиссии.

Исполнительная власть Франции бицефальная (двойственная), т.е. состоит из двух элементов: Президента республики и правительства. Президент избирается на 5 лет гражданами страны (с 2000 года). Президент обладает большими полномочиями,

которые можно разделить на две группы: осуществляемые им самостоятельно и требующие контрасигнатуры Премьер-министра.

Во Франции пять различных ветвей осуществления правосудия:

  1. Общественные суды, когда рассмотрение мелких споров осуществляется непрофессиональными судьями — медиаторами.
  2. Иерархическая система судов общей юрисдикции, рассматривающих уголовные и гражданские дела, дело рассматривает либо один судья, либо несколько профессиональных судей.
  3. Различные специальные суды (для несовершеннолетних, военнослужащих и др.).
  4. Иерархическая система административных судов.
  5. Особое звено судов присяжных.

4. Местное самоуправление и управление.

Франция делится на регионы, департаменты, округа и коммуны. Три звена (кроме округов) считаются территориальными коллективами, т.е. в них имеются выборные органы управления.

В регионах, объединяющих 3-8 департаментов (всего26 региона) избирается региональный совет. Исполнительным органом совета является избираемый им председатель.

В департаментах (их 96) избирается генеральный совет на шесть лет по мажоритарной системе. Исполнительным органом совета с 1982 г. является не назначаемый префект, а избираемый им председатель совета. Низовой административно-территориальной единицей является коммуна (община). Крупные города тоже имеют статус общин, но с более широкими полномочиями.

Наряду с избираемыми органами во Франции в административно-территориальных единицах имеются назначенные сверху чиновники — представители государства. В регионе это региональный префект. В департаменте — префект департамента. В округе — супрефект.

Источник: http://www.kgau.ru/distance/ur_1/konst_pravo_foreign/lek14.html

51 Система органов государственной власти Франции

Система органов гос власти во франции

Особенностьюуправления французским государствомпри четком в соответствии принципуразделения власти является некоторыйприоритет исполнительной власти передзаконодательной. В Пятой Республикецентральная исполнительная властьпредставлена Президентом и Правительством.Полномочия президента регламентированыв Разделе II Конституции.

В соответствиисо статьей 5 Президент Республики следитза соблюдением Конституции. Он обеспечиваетсвоим арбитражем нормальное функционированиепубличных властей, а также преемственностьгосударства. Он является гарантомнациональной независимости, территориальнойцелостности, соблюдения соглашенийСообщества и международных договоров.

Таким образом, Президенту принадлежатважные личные полномочия и ответственностьза судьбу страны.

Показателямишироких полномочий Президента Франциимогут служить положения статьи 16Конституции: «Когда институтыРеспублики, независимость нации,целостность ее территории или выполнениеее международных обязательств оказываютсяпод серьезной и непосредственнойугрозой, а нормальное функционированиеконституционных государственных властейпрекращено, Президент Республикипринимает меры, которые диктуются этимиобстоятельствами, после официальнойконсультации с Премьер-министром,председателями палат, а также сКонституционным советом. Он информируетоб этом нацию в своем послании.

Изприведенной статьи Конституцииусматривается право Президента нароспуск Национального Собрания. Лишьв трех случаях: во-первых, в соответствиисо ст.

16 (последний абзац) Президент неможет распустить Национальное собраниев период осуществления чрезвычайныхполномочий; во-вторых, не может бытьпроизведен роспуск Национальногособрания в течение года, последующегопосле предыдущего роспуска; в-третьих,временным Президентом республики (т.е.

когда функции Президента временноисполняет председатель Сената). Однимих самых серьезных полномочий Президента,закрепленных в статье 11 Конституцииявляется право проводить национальныйреферендум (об этом подробно указывалосьв разделе о референдуме).

Конституцияразличает двапонятия:

Советминистров — как собрание министров подпредставительством Президента Республики,и Кабинет министров — как собраниеминистров под председательствомПремьер-министра.

Совет министровосуществляет полномочия, принадлежащиепо Конституции правительству. Все акты,исходящие от этого органа, подписываютсяПрезидентом.

Премьер-министр можетпредседательствовать в Совете министровв очень редких случаях и только наосновании специальных полномочий,предоставленных Президентом поопределенной повестке дня.

ДеятельностьПравительства регламентирована вразделе III Конституции. Хотя выше былоочень много сказано о неограниченныхполномочиях Президента Франции, статья20 Конституции придает Правительствутакже высокий авторитет: «Правительствоопределяет и проводит политику нации.В его распоряжении находятся администрацияи вооруженные силы».

Встатье 21 Конституции говорится ополномочиях Премьер-министра:»Премьер-министр руководит деятельностьюПравительства. Он несет ответственностьза национальную оборону. Он обеспечиваетисполнение законов. С соблюдением статьи13 Конституции он осуществляетрегламентарные полномочия и назначаетна гражданские и военные должности..

. Вслучае необходимости он замещаетПрезидента Республики в качествепредседателя на заседаниях советов икомитетов, упомянутых в статье 15″. «Висключительных случаях он может замещатьПрезидента Республики в качествепредседателя на заседаниях СоветаМинистров по определенному поручениюПрезидента и с определенной повесткойдня».

ПолномочияПравительства делятся на осуществляемыеим коллегиально и осуществляемые личноПремьер-министром.

Статья 23 Конституциизапрещает совмещать функции членаПравительства с осуществлением любогопарламентского мандата, с любой должностьюпрофессионального представительстваобщенационального характера, сгосударственной службой или профессиональнойдеятельностью. Органический законустанавливает порядок замещения лиц,обладающих вышеуказанными мандатами,функциями или должностями,

Высшимзаконодательным органом Франции являетсяПарламент. Его компетенция закрепленав разделе IV Конституции. Парламентсостоит из двух палат: Национальноесобрание и Сенат.

Своеобразие французскогоПарламента состоит в том, что согласностатье 24 Конституции: «ДепутатыНационального собрания избираютсяпрямым анием. Сенат избираетсяпутем косвенного ания. Онобеспечивает представительствотерриториальных коллективов Республики.

Французы, проживающие за пределамиФранции, представлены в Сенате».Национальное собрание — нижняя палата,а Сенат — верхняя палата Парламента.

Парламентсобирается на сессию один раз в году:она открывается в первый рабочий деньоктября и заканчивается в последнийдень июня. Сессия должна длиться неболее 120 дней.

Исключение составляютобстоятельства чрезвычайного положенияи сессия может собраться помимо обычногорегламента после переизбранияНационального собрания, если второйчетверг после выборов не приходится наобычную сессию.

Чрезвычайные сессиипарламента созываются с определеннойповесткой дня либо по требованиюПремьер-министра, либо большинствачленов Национального собрания.

Вофранцузском Конституционном правесуществует различие между законопроектамии законодательными предложениями.Законопроекты вносятся ПравительствомФранции, а законодательные предложения- членами Парламента.

Центральнымиорганами конституционного контроля воФранции являются: Конституционный совети Государственный совет. Конституционностьактов, исходящих от государственныхорганов, рассматривается различнымиорганами: от парламента — Конституционнымсоветом, от органов исполнительнойвласти — Государственным советом.

КомпетенцияКонституционного совета разнообразна.Совет рассматривает жалобы, связанныес правильностью избрания членовПарламента, вопросы неизбираемости инесовместимости должностей, возникающиев отношении членов Парламента. Советобсуждает регламенты палат Парламентадо их применения для проверки ихсоответствия Конституции.

Высшийорган магистратуры — высший административныйорган по делам французских судей ипрокуроров. Обеспечивает независимостьсудебной власти.

Источник: https://studfiles.net/preview/4649592/page:37/

Разделение и взаимодействие ветвей власти

Система органов гос власти во франции

Во Франции конституционно закреплён и реализован принцип разделения властей на исполнительную, законодательную и судебную.

Политический строй, утвердившийся в стране в 1958 году и положивший начало существованию Пятой республики, привёл к появлению новой формы правления, которая сочетает в себе элементы, характерные и для президентской, и для парламентской республик. Эту форму называют смешанной, а также полупрезидентской республикой или «рационализированным» парламентаризмом.

Взаимоотношения исполнительной, законодательной и судебной ветвей власти не отличаются полной раздельностью. Президент Франции не несёт политической, то есть парламентарной ответственности.

Специфика положения президента во Франции состоит в том, что в силу своих полномочий он участвует в функционировании каждой из ветвей власти.

Таким образом, исполнительная власть во Франции носит двойственный характер: она поделена между президентом и правительством как коллегиальным органом.

Судебная власть во Франции должна оставаться независимой с тем, чтобы обеспечивать соблюдение прав и свобод, содержащихся в преамбуле конституции 1946 года и в Декларации прав человека и гражданина 1789 года.

Контроль над деятельностью президента и правительства с 1899 года осуществляет высший орган административной юстиции — Государственный совет, рассматривающий в первой инстанции дела, связанные с актами президента, премьер-министра и министров.

Что касается парламента, то создатели конституции 1958 года сделали всё возможное для того, чтобы, не посягая на основные функции парламента, исключить его преобладание в системе государственных органов, как это было при Третьей и Четвёртой республиках.

Это достаточно чётко прослеживается и в организации работы, и в порядке осуществления законодательным органом его полномочий.

Проверку на соответствие конституции законопроектов, вотированных парламентом, осуществляет Конституционный совет Французской Республики.

Смешанная форма правления появилась во Франции с утверждением Пятой республики и стала действенным ответом на политический кризис, порождённый, наряду с прочим, нарушением баланса властей, вызванным чрезмерным усилением власти парламентских ассамблей.

Своеобразие правового статуса президента вызвано не просто стремлением укрепить президентскую власть. Она была признана необходимой для того, чтобы преодолеть слабость исполнительной власти, порождавшую политическую нестабильность и угрожавшую национальной безопасности.

Конституционно-правовая система Пятой республики предусматривает сравнительно широкое использование референдума на общенациональном и местном уровнях. Основания и условия проведения общенационального референдума определяются в основном законе страны.

Так, необходимость проведения референдума вытекает из содержания ст. 53, устанавливающей, что любое изменение статуса той или иной территории — обмен, присоединение — не может быть действительным без согласия заинтересованного населения.

Практически во всех случаях решение о проведении референдума принимается главой государства. Референдум проводится на основе текста, предлагаемого правительством.

Конституционная реформа, осуществлённая в 1995 года, предусмотрела возможность предварительного обсуждения проекта, выносимого на референдум, парламентом. Тем не менее окончательное решение остаётся за главой государства.

В соответствии с новой редакцией ст.

И конституции президент может передать на референдум законодательные акты: 1) относящиеся к организации государственной власти; 2) разрешающие ратификацию международного договора, который, не противореча конституции, мог бы отразиться на функционировании государственных институтов; 3) санкционирующие изменения в области экономической и социальной политики государства.

Контроль над правильностью проведения референдума отнесён к ведению Конституционного совета. Однако, когда в 1962 году были опротестованы итоги референдума об изменении порядка избрания президента, Конституционный совет признал себя некомпетентным выносить решение по итогам референдума, посчитав, что он не может своим решением ревизовать общенародное волеизъявление.

Принцип разделения властей в условиях смешанной формы правления, обеспечивая в первую очередь самостоятельность и эффективность исполнительной власти, нацеливает одновременно все ветви власти на сотрудничество и взаимодействие.

Опыт Пятой республики подтвердил, что данная форма правления в состоянии эволюционировать и остаётся весьма эффективной даже при радикальной смене политической конъюнктуры.

Мнение ряда экспертов о том, что французская модель организации власти недееспособна и не может эффективно способствовать преодолению кризисных явлений, опровергает сам опыт конструирования и функционирования французского государственного механизма.

С 2002 года президент, как и парламент, избирается не на 7, а на 5 лет. Проект соответствующего закона получил одобрение в Национальном собрании и Сенате и был вынесен на референдум, где 73 % принявших участие в ании поддержали президентскую инициативу.

Ряд экспертов считает, что это приведёт к эволюции режима в сторону парламентаризма, усилению роли Национального собрания, увеличению политической ответственности президента, вынужденного чаще отчитываться перед избирателями, а также к сокращению до 5 лет срока действия всех прочих выборных мандатов. Деятели же правого политического спектра, напротив, полагают, что реформа приведёт к укреплению власти президента, так как в случае, если сроки проведения парламентской и президентской избирательных кампаний совпадут, то возможность «сожительства» будет сильно ограничена.

←   Назад  |   Разделение и взаимодействие ветвей власти   |   Вперёд   →

Европа — часть света в северном полушарии Земли, омывается морями Северного Ледовитого и Атлантического океанов, имеет площадь около 10 миллионов км² и население около 740 миллионов (порядка 10% населения Земли). Вместе с Азией образует материк Евразия.

Европа омывается Атлантическим и Северным Ледовитым океанами и их морями. Площадь островов около 730 тысячи км². На полуострова приходится около 1/4 территории Европы (Кольский, Скандинавский, Пиренейский, Апеннинский, Балканский и др.).

На большей части территории климат умеренный (на западе — океанический, на востоке — континентальный, со снежной и морозной зимой), на северных островах — субарктический и арктический, в Южной Европе — средиземноморский, в Прикаспийской низменности — полупустынный. На островах Арктики, в Исландии, Скандинавских горах, Альпах — оледенение (площадь свыше 116 тысяч км²).

Page 7

Название:Великий час океанов. Полярные моря
Автор:Жорж Блон
Издатель:Мысль
Серия:Путешествия. Приключения.

Поиск

Год:1984
Формат:60×84/16
Количество страниц:192
Дополнительно:Великий час океанов.

Полярные моря

Цена:336 руб.
Описание:Книга посвящена исследованиям Арктики и отчасти Антарктики.

Автор рассказывает об экспедициях Франклина, Норденшельда, Де-Лонга, Навсена, Андре, Амундсена, Скотта, Шарко, Пири, о русских путешественниках Дежнёве и Беринге, о советской дрейфующей станции «Северный полюс — 1». Перевод с французского А. М. Григорьева. Содержит иллюстрации.

Заказать, либо купить книгу

Горы служат людям
Эта книга — популярный рассказ об особенностях природы горных районов — …Сирия
Сирийская Арабская Республика — государство, расположенное в западной части …

Источник: http://www.hyno.ru/tom1/1733.html

Закон 24/7
Добавить комментарий