Система гражданского права в рб

2. Система, функции и принципы гражданского права

Система гражданского права в рб

Системагражданского права – это внутренняяструктура отрасли, система составляющихего элементов – подотраслей, институтов,субинститутов.

Традиционновыделяют 4 подотрасли гражданскогоправа – вещное право, обязательственноеправо, право интеллектуальнойсобственности, наследственное право.Некоторые ученые предпринимательское(хозяйственное) право причисляют кподотраслям гражданского права, ряддругих – считают ее самостоятельнойотраслью системы национального права.Поэтому данный вопрос остаетсядискуссионным.

Вподотраслях выделяют институты. Например:в обязательственном праве есть институтыкупли-продажи, страхования, подряда ит.д. Однако в гражданском праве выделяюти отдельные институты, не входящие вподотрасли, к примеру, институт личныхнеимущественных благ.

Всвою очередь некоторые институты делятсяна субинституты, т.е. группы норм,регулирующих отдельные вопросы в рамкахинститута. Так, в институте купли-продаживыделяются: общие положения; розничнаякупля-продажа; продажа предприятия идр.

Гражданскоеправо Республики Беларусь воспринялопандектную систему построения,характеризующуюся наличием общейчасти, нормы которой используются и впроцессе реализации норм особеннойчасти.

В общую часть включают нормы опринципах гражданского права, составегражданского законодательства, осубъектах и объектах гражданского праваи др. Общая часть соответствует первомуразделу Гражданского кодекса РеспубликиБеларусь, именуемому «Общие положения».

Особенная часть гражданского правасостоит из ряда подотраслей и в Гражданскомкодексе ей соответствуют второй –шестой разделы Гражданского кодексаРеспублики Беларусь.

Функциигражданского права – это направлениявоздействия его норм на общественныеотношения, его назначение и роль вобщественной жизни. Гражданское правовыполняет регулятивную, охранительную,воспитательную, информационную функции.

Принципыгражданского права – это основополагающиеидеи, положенные в основу норм даннойотрасли, его институтов. Несмотря нато, что они являются общими требованиями,они обязательны для субъектов гражданскогоправа. Кроме того, они применяются дляуяснения сущности действующегозаконодательства, когда в нормах нетпрямого ответа о правомерности поведениясубъекта, о его обязанностях.

Важнейшиепринципы гражданского права нашли своеправовое закрепление в ст.2 Гражданскогокодекса Республики Беларусь. Следующиетри принципа свойственны всей системеправа Республики Беларусь: верховенствоправа, социальная направленностьрегулирования экономической деятельности,приоритет общественных интересов.

Остальныешесть принципов свойственны исключительноотрасли гражданского права: равенствоучастников гражданских правоотношений,неприкосновенность собственности,свобода договора, добросовестность иразумность участников гражданскихправоотношений, недопустимостьвмешательства в частные дела,беспрепятственное осуществлениегражданских прав, судебная защитанарушенных прав.

Переченьпринципов остается открытым и можетпополняться.

  1. Отграничение гражданского права от смежных отраслей

Гражданскоеправо определяется как базовая отрасль,которая предназначена для регулированиячастных, прежде всего имущественныхотношений. Можно сделать вывод, чтонормы гражданского права могут применятьсядля регулирования любых имущественныхотношений, входящих в частноправовуюсферу, если отсутствуют прямые предписанияспециального законодательства, т.е.

оноприменяется в так называемом субсидиарном,дополнительном порядке. Так, согласноч.3 п.1 с.т 1 ГК к семейным, трудовым,земельным, природоресурным отношениямприменяются нормы гражданскогозаконодательства, если специальнымзаконодательством не предусмотреноиное. И напротив, нормы трудового,семейного законодательства и т.д.

немогут использоваться для восполненияпробелов в сфере гражданско-правовогорегулирования ни при каких обстоятельствах.

Гражданскоеправо отличается от других отраслейчастногоправа по предмету регулирования.

Так,только семейным правом регулируютсяотношения по созданию и функционированиюсемьи, имущественные отношения супругов,которые не являются возмездными. Также личные неимущественные отношениямежду супругами специфичны и не могутрегулироваться теми же нормами, что иотношения между гражданами, юридическимилицами.

Трудовоеправо регулирует отношения междуработником, включенным в трудовойколлектив, и нанимателем, который можетконтролировать ход выполнения работы,требовать выполнения трудовогораспорядка, привлекать к дисциплинарнойответственности. Работу можно выполнятьи по гражданскому договору, но исполнительтакого договора не член трудовогоколлектива, поэтому контролировать егоработу и привлекать к ответственностинельзя и т.д.

Гражданскоеправо отличается от земельного,природоресурного права не толькопредметом регулирования, который в этихотраслях включает отношения по поводутолько таких объектов как земля и другиеприродные ресурсы, но и методомрегулирования, более похожим наадминистративный метод – подчинениявласти.

Отграничениегражданского права от отраслей публичногоправа.

Гражданскоеправо отличается от административногоправа методом регулирования. Вадминистративном праве применяетсяметод сугубо власти- подчинения, гдестороны неравны и несвободны в выбореповедения. Поэтому законодатель в п.4ст.

1 Гражданского кодекса исключает изпредмета правового регулированиягражданского законодательстваимущественные отношения, основанныена административном или ином властномподчинении одной стороны другой, еслииное не предусмотрено.

Гражданскоеправо отличается от финансовогопо предметуи методу регулирования. В финансовомправе отношения в бюджетной, налоговойсферах являются безвозмездными, неимеют товарно-денежной стоимости какгражданские.

Кроме того, финансовыеорганы используют административныйметод власти-подчинения.

Так, отношенияпо уплате пени за нарушение условийдоговора – это отношения гражданские,а отношения по уплате пени за ненадлежащуюуплату налогов – финансовые.

Источник: https://studfiles.net/preview/5707180/page:4/

Правовая система Республики Беларусь

Система гражданского права в рб

Правовая система Республики Беларусь исторически формировалась в условиях правовой культуры континентальной Европы. Она относится к так называемой семье романо-германского права, которая характеризуется довольно четкой структурированностью самого права, делением его на отрасли и институты.

Основным источником права в Республике Беларусь, как и в других странах, где утвердилась романо-германская правовая система, являются нормативные правовые акты. Высшей юридической силой среди актов законодательства обладает Конституция Республики Беларусь.

В качестве источников права выступают также нормативные договоры и в ограниченной мере – правовые обычаи.

В связи с развитием международных связей Республики Беларусь все большее значение для национальной правовой системы страны приобретает международное право. В статье 8 Конституции Республики Беларусь признается приоритет общепризнанных принципов международного права, предусматривается соответствие им национального законодательства.

В Законе Республики Беларусь от 10 января 2000 года «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» (статья 20) и в Законе Республики Беларусь от 23 июля 2008 года «О международных договорах Республики Беларусь» (статья 33) установлено, что нормы права, содержащиеся в международных договорах Республики Беларусь, вступивших в силу, являются частью действующего в стране законодательства.

Определяющую роль в правовой системе страны (в отношении правосознания, юридической практики, правовой науки, правовой культуры и др.

) играет система права, представляющая собой объективно обусловленную характером общественных отношений внутреннюю организацию (структуру) права, которая выражается в единстве и согласованности взаимосвязанных правовых норм, их делении на отрасли (подотрасли) и институты.

Отрасль права — основное структурное подразделение системы права Республики Беларусь, представляющее собой наиболее крупную группу юридических норм, регулирующих качественно однородные общественные отношения.

С учетом некоторых изменений, происшедших в последние годы, функционирующая в настоящее время система права Республики Беларусь состоит из следующих основных отраслей: конституционного права, гражданского права, административного права, уголовного права, трудового права, семейного права, земельного права, финансового права, уголовно-исполнительного права, гражданско-процессуального права, уголовно-процессуального права.

Конституционное право — отрасль права, нормы которой закрепляют основы конституционного строя, основные права, свободы и обязанности граждан Республики Беларусь, избирательную систему, систему высших органов государственной власти, судебных, прокурорских, контрольных органов, порядок их образования и компетенцию, систему местного управления и самоуправления, основы финансово-кредитной системы страны. Конституционное право является базовой отраслью для всех других отраслей права: их нормы основываются на конституционных положениях, конкретизируют, развивают эти положения. Основным источником конституционного права является Конституция Республики Беларусь, которая обладает высшей юридической силой. В случае расхождения других нормативных правовых актов с Конституцией действует Конституция.

Гражданское право — отрасль права, регулирующая имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения.

Нормами гражданского права определяется правовое положение физических и юридических лиц, закрепляются различные виды собственности, устанавливается порядок возникновения, изменения и прекращения гражданских правоотношений.

Гражданские правоотношения регулируются нормами Конституции Республики Беларусь, Гражданского кодекса Республики Беларусь и другими соответствующими этим законодательным актам нормативными правовыми актами.

Административное право — системная совокупность правовых норм, регулирующих отношения, складывающиеся в сфере государственного управления.

Нормы административного права определяют участников административно-правовых отношений, их правовое положение, принципы организации и деятельности органов управления, устанавливают систему административных проступков и ответственность за их совершение.

Содержатся нормы административного права главным образом в Конституции Республики Беларусь и в Кодексе Республики Беларусь об административных правонарушениях, а также в других законах, декретах и указах Президента Республики Беларусь, постановлениях Правительства Республики Беларусь, актах министерств, государственных комитетов и других органов.

Финансовое право — отрасль права, регулирующая отношения в сфере финансовой деятельности государственных органов, то есть деятельности по сбору и распределению денежных средств.

Нормами этой отрасли права устанавливаются налоги и сборы, порядок их взимания в бюджет, регулируются взаимоотношения представительных, исполнительно-распорядительных, других государственных органов и организаций по поводу принятия и исполнения республиканского и местных бюджетов, отношения в сфере денежного обращения, осуществления валютных операций и др. Нормы финансового права содержатся в статьях раздела VII Конституции Республики Беларусь, Бюджетном кодексе Республики Беларусь, Налоговом кодексе Республики Беларусь, в законах о республиканском бюджете, в декретах и указах Президента Республики Беларусь, постановлениях Правительства Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь и др.

Земельное право — система правовых норм, регулирующих отношения, складывающиеся по поводу управления земельными ресурсами в целях обеспечения рационального использования земель и их охраны.

В нормах этой отрасли устанавливается порядок распределения и использования земельного фонда Республики Беларусь, определяются права и обязанности землепользователей, порядок землеустройства, отвода и изъятия земельных участков, разрешения земельных споров и т.п.

Земельные отношения регулируются соответствующими нормами Конституции Республики Беларусь, Кодексом Республики Беларусь о земле, другими законодательными и подзаконными актами.

Трудовое право — отрасль права, нормы которой регулируют общественные отношения по применению труда наемных работников на предприятиях, в учреждениях и в организациях всех форм собственности, вопросы заключения и расторжения трудового договора, рабочего времени, времени отдыха, оплаты труда, внутреннего трудового распорядка, трудовой дисциплины, материальной ответственности и др. Основными источниками трудового права являются Конституция Республики Беларусь, Трудовой кодекс Республики Беларусь, другие законодательные и подзаконные нормативные акты.

Семейное право как отрасль национального права регулирует отношения, связанные с браком и принадлежностью человека к семье.

Его нормы определяют порядок вступления в брак и его прекращения, регулируют личные и имущественные отношения супругов и других членов семьи, отношения усыновления, опеки, попечительства, устанавливают порядок регистрации актов гражданского состояния и др.

Нормы семейного права содержатся в Конституции Республики Беларусь, в Кодексе Республики Беларусь о браке и семье, других актах законодательства.

Уголовное право как отрасль права объединяет нормы, которые определяют круг противоправных деяний, признаваемых преступлениями, закрепляют основания и условия уголовной ответственности, устанавливают наказания и иные меры уголовной ответственности, которые применяются к лицам, совершившим преступления. Единственным источником уголовного права является Уголовный кодекс Республики Беларусь, который основывается на Конституции Республики Беларусь, общепризнанных принципах и нормах международного права.

Уголовно-исполнительное право — совокупность правовых норм, регулирующих порядок и условия отбывания уголовного наказания, назначенного судом, и деятельность органов и учреждений, исполняющих наказание. Основным актом, содержащим нормы уголовно-исполнительного права, является Уголовно-исполнительный кодекс Республики Беларусь.

Уголовно-процессуальное право — это система правовых норм, определяющих порядок производства по уголовным делам.

Ими регулируется деятельность органов дознания, предварительного расследования, прокуратуры, суда по возбуждению, расследованию и рассмотрению уголовных дел, правовое положение участников уголовного процесса, порядок сбора и оценки доказательств, вынесения приговоров, их обжалования и т.п. Правовым актом, содержащим нормы уголовно-процессуального права, является Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь.

Гражданско-процессуальное право — отрасль права, регулирующая порядок судопроизводства по гражданским, семейным, трудовым и некоторым другим делам.

Его нормы регламентируют деятельность судов, всех других участников гражданского процесса, устанавливают подведомственность и подсудность возникающих споров, права и обязанности участников процесса, порядок разбирательства, вынесения судебных решений, их обжалования, исполнения и др.

Источниками гражданско-процессуального права являются Гражданский процессуальный Кодекс Республики Беларусь и Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь.

https://www.youtube.com/watch?v=kXm33hlRxO0

Система права, формирующаяся на объективной основе, обусловливает внешнюю структуру — форму национального права.

Правовые нормы, составляющие содержание отраслей и институтов права, обязательно приобретают и внешнее выражение в виде статей нормативных правовых актов, то есть проявляются в формулировках действующего законодательства.

С учетом этого обстоятельства формируется система законодательства, которая определяется как системная совокупность нормативных правовых актов, располагаемых (группируемых) в соответствии с отраслями права и целями государственного управления в той или иной сфере общественных отношений.

Таким образом, система права страны и система национального законодательства неразрывно взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Они соотносятся между собой как содержание и форма одного и того же явления — права.

Так, гражданскому праву как отрасли права соответствует гражданское законодательство, административному праву — административное законодательство, трудовому праву — трудовое законодательство и т.д.

В этом смысле система права и система законодательства в основном совпадают. Но между ними возможны и расхождения. Предмет регулирования отраслей законодательства может быть не столь однороден, как предмет отрасли права.

Нормативные правовые акты могут быть рассчитаны на регулирование не вида, а сферы общественных отношений (здравоохранения, культуры, науки и т.п.).

Такие нормативные акты объединяют в себе нормы различных отраслей права, что с практической точки зрения не может быть признано в должной мере рациональным.

Таким образом, в систему законодательства входят две группы отраслей. В первую, основную группу входят отрасли законодательства, которые формируются на основе отраслей права.

Другую группу составляют так называемые комплексные отрасли законодательства, образуемые посредством сочетания правовых норм, относящихся к разным отраслям права. Это хозяйственное, экологическое, аграрное и тому подобное законодательство.

Однако и эти отрасли законодательства обладают известной степенью единства, поскольку регулируют определенную сферу общественных отношений и обеспечивают решение важных управленческих задач.

Будучи, как правило, обусловленной системой права, система законодательства в свою очередь влияет на систему права. Это влияние особенно заметно в процессе кодификации законодательства. Кодификация законодательства на отраслевой основе позволяет успешно обнаруживать и устранять пробелы и противоречия в отраслевом материале, способствуя совершенствованию национальной правовой системы.

Источник: http://pravo.by/gosudarstvo-i-pravo/pravovaya-sistema-respubliki-belarus-/

2. Место гражданского права в системе права: Гражданское право составляет основу частного права, является

Система гражданского права в рб

Гражданское право составляет основу частного права, является главной, ведущей отраслью в сфере частноправового регулирования. Этим определяется его место в системе права как основной, базовой отрасли, предназначенной для регулирования отношений, входящих в предмет частного права, прежде всего отношений имущественного оборота.

Отсюда следует, что общие нормы и принципы гражданского права, а также и его отдельные институты в определенных случаях могут применяться не только в сфере гражданско-правового регулирования, но и в сфере других отраслей частного права.

Основным условием для этого является пробел (отсутствие специального регулирования) в соответствующем отраслевом законодательстве и учет особенностей (существа) регулируемых им отношений. Иначе говоря, нормы гражданского права применяются здесь в субсидиарном (дополнительном) порядке, восполняя недостаток специальной отраслевой регламентации.

В сфере семейного права такое положение получило прямое законодательное закрепление в ст. 4 Семейного кодекса РФ, согласно которой гражданское законодательство применяется для регулирования семейных отношений, прямо не урегулированных семейным законодательством, если это не противоречит их существу. Аналогичное по сути положение существует и в сфере трудового права .

Напротив, нормы семейного или трудового права не используются для восполнения пробелов гражданско-правового регулирования ни при каких условиях. ———————————

Так, согласно ст. 419 Трудового кодекса РФ нарушение норм трудового законодательства может стать основанием наступления гражданско-правовой ответственности.

Гражданско-правовые подходы используются здесь, например, при определении размера материальной ответственности (ст. ст. 235, 237 — 239 ТК). Нормы гражданского права иногда могут применяться для регулирования имущественных отношений, составляющих предмет публично-правовой сферы, если такое положение прямо предусмотрено законодательством (п. 3 ст. 2 ГК).

Так, в налоговом (финансовом) праве по прямому указанию ст. ст. 27, 29, 73 — 75 Налогового кодекса РФ применяются гражданско-правовые институты представительства, залога, поручения, неустойки (пени).

При этом регулируемые таким образом отношения сами не становятся частноправовыми, для их регламентации лишь используются юридические конструкции, разработанные и содержащиеся в частном (гражданском) праве.

С другой стороны, административно-правовые (публично-правовые) нормы могут использоваться для необходимого ограничения свободы имущественного (гражданского) оборота в публичных интересах (лицензирование отдельных видов предпринимательства, антимонопольные запреты, исключение недобросовестной конкуренции, определение цен и тарифов на продукцию или услуги естественных монополий и т.д.).

Однако в этих случаях речь идет о регулировании организационно-имущественных отношений, не являющихся предметом гражданского права, а составляющих предпосылку (условия) гражданско-правовой регламентации имущественного оборота.

Данное положение подтверждает наличие тесных взаимосвязей отдельных правовых отраслей, являющихся элементами единой правовой системы и потому взаимодействующих друг с другом. В силу различий в природе регулируемых отношений отрасли права взаимодействуют, но не смешиваются друг с другом так же, как и их предметы.

Взаимодействие (комплексность) правового регулирования достигается путем согласования их воздействия на общественные отношения, в том числе с помощью применения разноотраслевых юридических конструкций. При этом важно отметить, что именно гражданско-правовые конструкции могут использоваться в публично-правовой сфере, тогда как обратное положение исключается.

Вместе с тем применение гражданско-правовых институтов за рамками предмета этой отрасли, с учетом отмеченной ранее тенденции коммерциализации ряда отношений, входивших в публично-правовую сферу, позволяет говорить о существенном расширении сферы действия гражданского (частного) права, не ограничивающейся теперь его предметом.

Все это свидетельствует о возрастании социальной ценности гражданского права как наиболее эффективного регулятора имущественных отношений в условиях рыночной организации хозяйства. Объективно оно занимает центральное, ключевое место не только в частноправовой сфере, но и в целом в регламентации многих имущественных и неимущественных отношений . ———————————

Именно в этом смысле необходимо понимать слова А.Л. Маковского о том, что гражданское право не следует рассматривать в качестве некоей замкнутой системы: «если вы постараетесь схематически изобразить само гражданское право, то оно никогда не может быть у вас очерчено замкнутой линией. Это скорее всего цветовое пятно, центр которого имеет очень интенсивную окраску, а края очень неопределенны и расплывчаты», что, впрочем, может относиться и к другим фундаментальным, общепризнанным отраслям права (см.: Маковский А.Л. Новые гражданские кодексы государств — участников СНГ: стабильность и переходный характер регулирования // Проблемы гармонизации законодательства Украины и стран Европы. Киев, 2003. С. 314).

Источник: Е.А.Суханов. Гражданское право: В 4 т. Том 1: Общая часть . 2008

Источник: https://jurisprudence.club/pravo-grajdanskoe/mesto-grajdanskogo-prava-sisteme.html

Система и источники гражданского права

Система гражданского права в рб

Принципы гражданского права.

Слово «принцип» (от латинского – начало, основа) применительно к гражданскому праву означает основные исходные положения, присущие всем его нормам или многим его институтам. К основным принципам гражданского законодательства относятся (ст. 2 ГК РБ):

равенство участников ­ гражданских правоотношений – состоит в том, что все субъекты гражданского права участвуют в гражданских правоотношениях как лица равноправные и ни один их них не может пользоваться преимуществом,

неприкосновенность собственности – означает, что собственность, приобретенная законнымспособом, защищается государством,

– свобода договора, означает, что стороны сами решают вступать в договор или нет. Понуждение к заключению договора не допускается, кроме случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена законодательством или добровольно принятым обязательством,

добросовестности и разумности участников гражданских правоотношений – (закреплен в ст. 158, 172, 177 и др. ГК РБ),

беспрепятственного осуществления гражданских прав – выводится из ст. 13 Конституции РБ, предоставляющей всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом и гарантирует защиту и равные условия для развития всех форм собственности,

и иные принципы, закрепленные в Конституции РБ, других актах законодательства, а равно следующих из содержания и смысла гражданско-правовых норм.

Система гражданского права,то есть расположение в определенной последовательности его институтов, их взаимная связь и единство обусловливаются содержанием имущественных отношений, регулируемых данной отраслью права. В основу системы отрасли права положен предмет правового регулирования данной отрасли.

Гражданско-правовые нормы, регулирующие взаимосвязанные общественные отношения, составляют гражданско-правовые институты. Ряд гражданско-правовых институтов имеют общее значение, их нормы распространяются на все отношения, входящие в предмет гражданско-правового регулирования.

Эти институты составляют общую часть гражданского права.

Общая частьгражданского права содержит основные положения, в которых выделены институты «лица», «сделки», «представительство», «исковая давность» и т.д.

некоторые институты, связанные между собой по предмету регулирования, составляют подотрасли гражданского права— «вещное право», «обязательственное право», и т.д.

Обязательственное право делится в свою очередь, на два подраздела — общие положения об обязательствах и отдельные виды обязательств.

Правоотношения, возникающие в связи с созданием автором произведений науки, литературы и искусства и других объектов интеллектуальной деятельности выделяются в отдельный раздел — исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности. Самостоятельным разделом гражданского права является наследственное право. В новом гражданском кодексе имеется раздел «международное частное право».

Особенная частьвключает такиеинституты, как купля-продажа, мена, дарение, поставка, аренда и др.

Источник права —это нормативные акты, издаваемые компетентными органами, в которых нормы права получают свое выражение. Гражданское законодательство— система нормативных правовых актов, которая включает в себя нормы гражданского права.

К гражданскому законодательству относятся: законодательные акты— Конституция, ГК и законы Республики Беларусь, декреты и указы Президента.

К другим актам гражданского законодательства отнесены: распоряжения Президента Республики Беларусь, постановления Правительства Республики Беларусь, изданные в соответствии с законодательными актами, акты Конституционного Суда, верховного Суда, высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, Национального Банка Республики Беларусь, по регулированию гражданских правоотношений; акты министерств, иных республиканских органов государственного управления, местных органов управления и самоуправления. В случае расхождения акта законодательства с Конституцией Республики Беларусь действует Конституция. Нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать гражданскому кодексу. В случае расхождения указанных актов с кодексом действует последний.

Источник: https://studopedia.su/4_35680_sistema-i-istochniki-grazhdanskogo-prava.html

Система гражданского права

Система гражданского права в рб
Гражданское право в Республике Беларусь имеет свою систему, традиционную для континентального права. Система позволяет значительно уменьшить объем гражданского законодательства, сократить число отсылок и дублирования, облегчить правоприменение гражданских норм. Система гражданского права не является искусственной.

Она создана на базе длительной практики и в основу ее положены однородность и специфика общественных отношений. Вместе с тем абсолютно единого толкования элементов структуры системы в литературе не существует.

Итак, прежде всего, гражданское право делится на общую и особенную часть.

Совокупность норм общей части более универсальна, она регулирует любые имущественные и неимущественные отношения. Особенная часть конкретизирует общую.

Отрасль гражданского права подразделяется на подотрасли, исходя из специфики общественных отношений. Сегодня выделяют следующие общественные отношения:

— отношения собственности;

— отношения экономического оборота;

— отношения по поводу результатов творческой деятельности;

— наследственные отношения;

— личные неимущественные отношения.

В соответствии с этим выделяют и подотрасли, регулирующие указанные общественные отношения соответствующим методом.

1. Вещное право. Предметом являются отношения, опосредующие процесс присвоения материальных благ. Методом регулирования является предоставление правообладателю полной самостоятельности владения, пользования и распоряжения имуществом, а также защиту от посягательств любых третьих лиц на сферу его имущественных интересов. В последнем плане вещное право носит абсолютный характер.

2. Обязательственное право. Оно носит относительный характер, т.к. круг лиц определен и методом регулирования является предоставление кредитору права требовать от должника определенных действий в пользу первого. Предметом являются отношения, связанные с перемещением материальных благ от одного лица к другому.

3. Интеллектуальная собственность. Предмет — отношения по поводу результатов творческой деятельности. Метод — всеобщий запрет посягательства третьих лиц и предоставление правообладателю права требования от должника определенных активных действий в его пользу.

4. Наследственное право — это отношения по переходу прав к наследникам. При их регулировании применяется метод универсального правопреемства.

5. Личные неимущественные права. Эту подотрасль выделяют не все авторы. Некоторые считают ее институтом. Но в современных условиях ее значение возросло, да и в предмете гражданского права эту подгруппу общественных отношений выделяют в качестве самостоятельной (см. схему № 1).

Тем более, что ГК 1998 года существенно расширил сферу гражданско-правового регулирования личных неимущественных отношений, не связанных с имущественными отношениями по сравнению с ГК 1964 года, в котором указанные отношения скорее регулировались как исключение из правил.

Методом регулирования является всеобщий запрет посягательства третьих лиц на сферу духовных интересов личности.

Далее в структуре гражданского права выделяют по указанным уже критериям институты и субинституты. В этом вопросе еще больше точек зрения, чем в структуре подотраслей, в которых сомнению подвергается незначительная по объему подотрасль. В.Ф.

Чигир, например, пишет, что «… массив норм гражданского права, обеспечивающих защиту личных неимущественных благ, явно недостаточен для формирования отдельной подотрасли гражданского права. Эти нормы составляют отдельный институт гражданского права, не входящий ни в одну из его отраслей.

В перспективе, — считает он, — этот институт может развиться в подотрасль» (Гражданское право: учебник / под общ. ред. проф. В.Ф. Чигира. — Мн.: Амалфея, 2000. — Ч. 1. — С. 45).

Белорусские ученые выделяют, например, такие институты, как юридические лица, объекты гражданских прав, купли-продажи. Они также считают, что не все институты имеют субинституты, а только более объемные по содержанию.

Например, исковая давность, дарение субинститутов не имеют.

А вот юридические лица имеют такие субинституты, как хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, унитарные предприятия, крестьянские (фермерские) хозяйства, некоммерческие организации, государственные объединения.

Итак, достаточно обратиться Гражданского кодекса Республики Беларусь, чтобы понять в этом вопросе точку зрения белорусских цивилистов и их логику.

Источник: https://kto.guru/pravo/709-sistema-grazhdanskogo-prava.html

Закон 24/7
Добавить комментарий