Прокурорский надзор и ведомственный контроль

Прокурорский надзор, судебный и ведомственный контроль за исполнением законов в стадии возбуждения уголовного дела

Прокурорский надзор и ведомственный контроль

Прокурорский надзор и ведомственный контроль представляют собой установленные законом процессуальные механизмы обеспечения законности дознания и предваритель­ного следствия.

Наряду с судебным контролем эти формы дея­тельности прокурора, руководителя следственного органа и начальника органа дознания (руководителя подразделения дознания) создают дополнительные правовые гарантии соблюде­ния порядка производства по уголовному делу, качества и эф­фективности предварительного расследования, обеспечения прав и свобод участников уголовного судопроизводства.

Согласно ст. 29 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» предметом надзора  за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие является 

    • соблюдение прав и свобод человека и гражданина,
    • соблюдение установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях,
    • соблюдение установленного порядка выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования, а также
    • законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, устанавливаются уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации и другими федеральными законами.

Так, полномочия прокурора за дознанием весьма существенны. Согласно ч. 2 ст. 37 УПК и ряда других положений закона дознаватель обязан согласовывать с проку­рором целый ряд процессуальных решений, а также направляе­мых в суд ходатайств.

Помимо этого в ведении прокурора нахо­дятся вопросы о продлении сроков дознания, об отводах и са­моотводах дознавателя, о его отстранении от расследования и т. д.

Прокурор имеет право влиять на ход дознания, давая обязательные для исполнения письменные указания о направ­лении расследования, о производстве отдельных следственных действий и т. д.

В его компетенцию также входит рассмотрение жалоб на действия (бездействие) и решения дознавателя с пра­вом их отмены или частичного изменения, утверждение обви­нительного акта и множество других процессуальных полномо­чий.

Прокурорский надзор за ходом предварительного следствия сводится лишь к некоторым полномочиям.

Так, прокурор име­ет право рассматривать жалобы на действия (бездействие) или решения следователя, требовать от органов предварительно­го следствия устранения нарушений федерального законо­дательства, разрешать споры о подследственности, принимать решение по уголовному делу, поступившему с обвинительным заключением и выполнять некоторые иные надзорные полно­мочия.

Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия см. приказ Генеральной прокуратуры РФ от 5 сентября 2011 г. N 277

Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия см. приказ Генеральной прокуратуры РФ от 2 июня 2011 г. N 162

Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности см. приказ Генеральной прокуратуры РФ от 15 февраля 2011 г. N 33

Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания см. приказ Генеральной прокуратуры РФ от 6 сентября 2007 г. N 137

В соответствии с УПК РФ прокурорский надзор в стадии возбуждения уголовного дела обеспечивается действиями органов следствия и дознания, которые заключаются:

    1. в направлении уголовного дела прокурору для определения подследственности (при необходимости) — п. 3 ст. 146 УПК;
    2. в незамедлительном направлении копии постановления о возбуждении уголовного дела прокурору (при возбуждении уголовного дела капитанами морских или речных судов, находящихся в дальнем плавании, руководителями геолого-разведочных партий или зимовок, начальниками российских антарктических станций или сезонных полевых баз, удаленных от мест расположения органов дознания, главами дипломатических представительств или консульских учреждений Российской Федерации прокурор незамедлительно уведомляется указанными лицами о начатом расследовании). В данном случае постановление о возбуждении уголовного дела передается прокурору незамедлительно при появлении для этого реальной возможности. В случае, если прокурор признает постановление о возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, он вправе в срок не позднее 24 часов с момента получения материалов, послуживших основанием для возбуждения уголовного дела, отменить постановление о возбуждении уголовного дела, о чем выносит мотивированное постановление, копию которого незамедлительно направляет должностному лицу, возбудившему уголовное дело — п. 4 ст. 146 УПК;
    3. в выдаче дознавателю согласия прокурора при возбуждении уголовного дела о любом преступлении, указанном в частях второй и третьей ст. 20 УПК;
    4. в направлении прокурору копии постановления об отказе в возбуждении уголовного дела.

Признав постановление органа дознания, дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, прокурор отменяет его и направляет соответствующее постановление начальнику органа дознания со своими указаниями, устанавливая срок их исполнения.

Признав отказ руководителя следственного органа, следователя в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, прокурор в срок не позднее 5 суток с момента получения материалов проверки сообщения о преступлении отменяет постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, о чем выносит мотивированное постановление с изложением конкретных обстоятельств, подлежащих дополнительной проверке, которое вместе с указанными материалами незамедлительно направляет руководителю следственного органа.

Признав отказ руководителя следственного органа, следователя в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, соответствующий руководитель следственного органа отменяет его и возбуждает уголовное дело либо направляет материалы для дополнительной проверки со своими указаниями, устанавливая срок их исполнения.


Ведомственный контроль за ходом предварительного следст­вия осуществляет руководитель следственного органа. Для осу­ществления этой процессуальной функции он согласно ст. 39 УПК наделен очень широким кругом процессуальных полно­мочий.

Так, именно в ведении руководителя следственного ор­гана находятся вопросы координации предварительного следст­вия, согласования и отмены ряда процессуальных решений и ходатайств следователя, его отводов и самоотводов, продления сроков предварительного следствия и т. д.

Возложение всех указанных полномочий на руководителя следственного органа способствует обеспечению процессуальной самостоятельности органов предварительного следствия, разделению прокурорских и следственных функций и, по мнению законодателя, должно повлиять на повышение качества и эффективность данной формы расследования.

Ведомственный контроль за деятельностью дознавателя осу­ществляется начальником органа дознания и руководителем под­разделения дознания, которые в соответствии со ст. 401 и 41 УПК наделены некоторыми функциями по координации этой фор­мы расследования, а также по обеспечению законности и обос­нованностью решений дознавателя.

Признав отказ в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, судья выносит соответствующее постановление, направляет его для исполнения руководителю следственного органа или начальнику органа дознания и уведомляет об этом заявителя (п. 7 ст. 148 УПК РФ).

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/prokurorskiy-nadzor-sudebniy-i-vedomstvenniy-kontrol-za-ispolneniem-zakonov-v-stadii-vozbuzhdeniya-ugolovnogo-dela

Прокурорский надзор и ведомственный контроль за производством по делам об административных правонарушениях

Прокурорский надзор и ведомственный контроль

Прокурорский надзор является разновидностью межотраслевого государственного надзора.

В соответствии со ст. 24.6 КоАП РФ Генеральный прокурор Российской Федерации и назначаемые им прокуроры осуществляют в пределах своей компетенции надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением действующих на территории Российской Федерации законов при производстве по делам об административных правонарушениях, за исключением дел, находящихся в производстве суда.

Согласно п.3 приказа Генеральной прокуратуры РФ от 07.05.

2008 N 84 «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур» надзор за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина в таможенной сфере таможенными органами и их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов осуществляется транспортными прокурорами (на правах прокуроров Субъектов Российской Федерации).

Проводя проверочные мероприятия, прокурор выясняет следующие обстоятельства: подведомственность проверяемому органу административной юрисдикции рассматриваемых им вопросов; соблюдение установленных законом сроков рассмотрения дел об административных правонарушениях; соблюдение порядка их рассмотрения, установленного для данного органа или должностного лица; обоснованность и законность принимаемых решений; соблюдение прав лиц, в отношении которых ведется производство по делам об административных правонарушениях; законность, своевременность и полнота исполнения принятых решений; принятие необходимых мер для предотвращения нарушений законности и устранения установленных недостатков как данными органами, так и вышестоящими органами ведомственного и вневедомственного контроля и другие.

В случае выявления нарушений законов, допущенных органами административной юрисдикции, прокурор вправе использовать следующие акты прокурорского реагирования: протест прокурора, представление прокурора; постановление прокурора (в таможенные органы поступают, как правило, именно такие акты[35]); предостережение о недопустимости нарушения закона.

Нарушения требований КоАП РФ при производстве по делам об административных правонарушениях должностными лицами таможенных органов, как правило, выявляются прокурором следующими способами: проверкой законности и обоснованности постановлений по делам об административных правонарушениях; проверкой законности и обоснованности постановлений по делам об административных правонарушениях, на которые поступили жалобы; изучением практики применения административных наказаний по отдельной категории дел об административных правонарушениях за определенный период.

Понятие форм реагирования на выявленные нарушения законов, допущенные органами административной юрисдикции, несколько шире понятия актов прокурорского реагирования. К основным формам реагирования прокурора на выявленные нарушения законов в деятельности таможенных органов при производстве по делам об административных правонарушения следует отнести:

1. принесение протестов на незаконные или необоснованные правовые акты;

2. внесение представлений об устранении нарушений законов и обстоятельств, им способствующих;

3. вынесение постановлений о возбуждении дел об административных правонарушениях[36];

4. организация и проведение прокурором координационных и межведомственных совещаний с рассмотрением на них вопросов, направленных на усиление борьбы с административными правонарушениями.

Право прокурора возбуждать производство по делу об административном правонарушении предусмотрено статьей 25.

11 КоАП РФ, в которой также отражены следующие права данного участника производства: участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении, представлять доказательства, заявлять ходатайства, давать заключения по вопросам, возникающим во время рассмотрения дела; приносить протест на постановление по делу об административном правонарушении независимо от участия в деле, а также совершать иные предусмотренные федеральным законом действия.

Прокурор извещается о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, совершенном несовершеннолетним, а также дела об административном правонарушении, возбужденного по инициативе прокурора.

Ведомственный контроль за производством по делам об административных правонарушениях в таможенных органах является одним из организационно-правовых способов обеспечения законности и дисциплины должностных лиц таможенных органов, уполномоченных осуществлять деятельность в данной сфере.

К важной характеристике такого контроля относится возможность (при необходимости) оперативного вмешательства вышестоящих таможенных органов или вышестоящих должностных лиц в деятельность нижестоящих таможенных органов или нижестоящих должностных лиц (подконтрольных субъектов) для недопущения нарушений ими законодательных и подзаконных актов, а также нейтрализации и исправления выявленных недостатков и злоупотреблений.

Основными направлениями деятельности таможенных органов по осуществлению ведомственного контроля за производством по делам об административных правонарушениях являются:

— деятельность таможенных органов (их должностных лиц) в рамках проведения общего ведомственного контроля решений, действий (бездействия) в области таможенного дела;

— деятельность по контролю соблюдения законности при привлечении к административной ответственности, осуществляемую Главным управлением таможенных расследований и дознания ФТС России, отделами контроля соблюдения законности при привлечении к административной ответственности оперативных таможен, а также подразделениями административных расследований таможен, уполномоченных вести учет и регистрацию жалоб лиц и протестов прокуроров на постановления по делам об административных правонарушениях и подготавливать проекты решений по полученным жалобам и протестам;

— осуществление ведомственного контроля за производством по делам об административных правонарушениях особой важности Главным управлением таможенных расследований и дознания ФТС России и оперативными таможнями;

— организация контрольно-наблюдательного производства по делам об административных правонарушениях при направлении дела в суд, в прокуратуру или другие правоохранительные органы[37];

— курирование должностными лицами подразделений административных расследований (в том числе должностными лицами отделов организации административных расследований таможенных органов) нижестоящих таможенных органов и функциональных подразделений с целью оказания методической помощи и недопущения нарушений требований законодательства РФ при возбуждении и дальнейшем производстве по делам об административных правонарушениях[38].

Согласно п.п.5,6 раздела III Распоряжения ФТС России от 12.07.2011 №118-р «Об утверждении методических рекомендаций по проведению ведомственного контроля решений, действий (бездействия) в области таможенного дела» поводы для проведения ведомственного контроля решений, действий (бездействия) в области таможенного дела разграничивают на внешние и внутренние.

К внешним поводам относятся поводы, возникающие из внешних источников информации:

— исковые заявления (заявления) граждан и организаций, определения (иные документы) судебных органов, поступившие в таможенные органы в связи с обжалованием решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц в области таможенного дела;

— обращения граждан и организаций в таможенные органы;

— жалобы на решения, действия (бездействие) таможенного органа или его должностного лица;

— обращения, поступившие в таможенные органы из государственных органов и органов прокуратуры и т.д.

Внутренние поводы – поводы, возникающие в связи с реализацией таможенными органами или должностными лицами таможенных органов задач и функций в области таможенного дела, в том числе при:

— проведении служебных, комплексных, функциональных и целевых проверок;

— производстве по делам об административных правонарушениях.

Порядок обжалования лицами, участвующими в производстве по делу об административном правонарушении решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц регулируется таможенным законодательством.

Согласно статье 9 Таможенного кодекса таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.

2009 №17) любое лицо вправе обжаловать решения таможенных органов, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц в порядке и сроки, которые установлены законодательством государства – члена Таможенного союза, решения, действия (бездействие) таможенного органа или должностных лиц таможенного органа которого обжалуются.

Непосредственно порядок обжалования решений (не связанных с пересмотром постановлений по делам об административных правонарушениях), действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц в настоящее время установлен главой 3 Федерального закона от 27.10.

2011 №311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», в которой закреплены нормы, регулирующие вопросы: права на обжалование («любое лицо вправе обжаловать решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица, если таким решением, действием (бездействием), по мнению этого лица, нарушены его права, свободы или законные интересы, ему созданы препятствия к их реализации либо незаконно возложена на него какая-либо обязанность…»), порядка обжалования (в таможенные органы и (или) в суд, арбитражный суд), порядка подачи жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица и другие.

Согласно письму Федеральной таможенной службы от 30 августа 2011 г. №01-11/41869 «О направлении методических рекомендаций по рассмотрению жалоб на решения, действия (бездействие) в области таможенного дела», рассмотрение жалоб в таможенных органах осуществляется правовыми подразделениями, а принятие решений по ним — начальником таможенного органа или должностным лицом, им уполномоченным.

Источник: https://helpiks.org/8-16013.html

Прокурорский надзор, ведомственный и судебный контроль за законностью деятельности органов дознания, дознавателей на этапе возбуждения уголовного дела

Прокурорский надзор и ведомственный контроль

Одним из важнейших надзорных полномочий прокурора в ходе досудебного производства по уголовному делу является проверка исполнения требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях (п. 1 ч. 2 ст. 37 УПК РФ).

По данным Генеральной прокуратуры РФ, в 2016 г. 75% нарушений законности на этапе досудебного производства по уголовным делам выявлено именно при приеме, рассмотрении и разрешении сообщений о преступлениях и составило 3 778 553 случая, что на 1,2% больше, чем в 2015 г.

В связи с выявленными на этапе возбуждения нарушениями законности к дисциплинарной ответственности привлечено 165 640 лиц, что также превышает аналогичный показатель предыдущего года на 14%[1].

В числе наиболее распространенных нарушений законности на этапе возбуждения уголовного дела — отказ в приеме заявлений у пострадавших от преступлений или возникновение ситуаций, когда принятые заявления не регистрируются и не рассматриваются; регистрация уголовно наказуемых деяний как административных проступков; принятие незаконных и необоснованных решений об отказе в возбуждении уголовного дела при очевидных признаках преступлений; фальсификация материалов предварительных проверок.

В связи с этим важное значение имеет совместный приказ Генеральной прокуратуры РФ и МВД России от 12.09.2006 № 80/725 «Об усилении прокурорского надзора и ведомственного контроля за процессуальными решениями при рассмотрении сообщений о преступлениях»[2].

В соответствии с названным документом персональная ответственность за неуклонное исполнение ведомственных приказов и инструкций о порядке организации в органах дознания и предварительного следствия приема, регистрации и проверки сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях и принятие по ним процессуальных решений возложена на начальников органов дознания (министров внутренних дел, начальников главных управлений МВД России, управлений МВД России по субъектам РФ, управлений внутренних дел на транспорте, управлений (отделов) внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах, а также на дознавателей, иных должностных лиц, уполномоченных осуществлять прием, регистрацию и проверку сообщений о преступлениях.

Начальники органов дознания обязаны ежеквартально анализировать состояние этой работы в подчиненных подразделениях, сопоставляя ее результаты с данными органов прокуратуры; по выявленным недостаткам и нарушениям при рассмотрении сообщений о преступлениях, принятии незаконных и необоснованных решений об отказе в возбуждении уголовного дела — заслушивать начальников этих подразделений на оперативных совещаниях, проводить служебные проверки и по их результатам принимать меры к привлечению виновных к предусмотренной законом ответственности.

Особое внимание в приказе уделяется контролю и надзору за соблюдением процессуальных сроков, установленных для принятия решений по сообщениям о преступлениях.

При этом продление первоначального трехсуточного срока по ходатайству дознавателя начальником органа дознания до 10 суток, а до 30 суток по ходатайству дознавателя прокурором предписано осуществлять только в исключительных случаях и только при наличии оснований, установленным законом.

При продлении срока предварительной проверки сообщения о преступлении начальникам органов дознания и прокурорам предписано давать дознавателям в письменном виде конкретные указания о выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, и контролировать их исполнение. При этом собранные дознавателями материалы должны быть ими тщательно изучены не менее чем за трое суток до истечения срока принятия процессуального решения о возбуждении уголовного дела или об отказе в таковом.

Кроме того, начальникам органов дознания системы МВД России предписано лично изучать все находящиеся в производстве подчиненных сотрудников материалы проверок сообщений о преступлениях и лично же контролировать проведение дополнительных проверок и исполнение указаний надзирающего прокурора.

В зоне особого внимания начальников органов дознания и прокуроров — решения дознавателей об отказе в возбуждении уголовных дел.

Начальники органов дознания обязаны обеспечить направление надзирающему прокурору постановления об отказе в возбуждении уголовного дела с материалами проверки в течение 24 ч с момента его вынесения, контролировать правильность и своевременность фиксации данных процессуальных документов в журнале учета материалов, по которым вынесены постановления об отказе в возбуждении уголовного дела.

В свою очередь прокурорам субъектов РФ, приравненным к ним специализированным прокурорам, городским, районным и приравненным к ним специализированным прокурорам, а также их заместителям и помощникам по направлению деятельности также предписано обеспечить строгий контроль за правильностью и своевременностью регистрации и учета в соответствующих книгах (журналах) поступивших в органы прокуратуры материалов об отказе в возбуждении уголовного дела, систематически сверять книги (журналы) их регистрации и учета в прокуратурах с аналогичными учетными документами дежурных частей ОВД.

Для проверки законности и обоснованности принятых дознавателями решений об отказе в возбуждении уголовных дел установлен предельно допустимый срок — пять суток с момента поступления их в прокуратуру.

Прокуроры обязаны не реже двух раз в неделю проверять состояние регистрации и учета сообщений о преступлениях, изучать находящиеся в производстве сотрудников органов дознания материалы предварительных проверок и при необходимости давать письменные указания (прокурором, его заместителем) или предложения (помощником прокурора).

В ходе регулярных прокурорских проверок прокурорские работники запрашивают сведения из медицинских учреждений об оказании помощи гражданам по поводу травм, предположительно криминального происхождения; данные об обращении граждан по поводу выплат страховых сумм в связи с совершенными в отношении них преступными действиями и иные сведения. Полученная информация впоследствии сопоставляется с учетными документами органов дознания.

Прокуроры проверяют, когда было подано и зарегистрировано сообщение о преступлении; в какой срок и какие именно проверочные действия проводились; через какой промежуток времени после поступления сообщения был решен вопрос по существу; не было ли допущено нарушение прав заинтересованных лиц[3].

При выявлении нарушений законности прокурор вправе вынести мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании (п. 2 ч. 2 ст.

37 УПК РФ), возбудить производство об административном правонарушении, требовать привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегать о недопустимости нарушений закона (п. 2 ст.

22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»).

Представление прокурора об устранении нарушений закона (ст. 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации») вносится начальнику органа дознания и должно быть рассмотрено незамедлительно.

Конкретные меры по устранению допущенных нарушений, а также причин и условий, им способствующих, должны быть приняты начальником органа дознания в месячный срок со дня внесения представления, о чем письменно докладывается прокурору.

Письменное предостережение о недопустимости нарушения закона (ст. 25.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации») также обязательно к исполнению должностным лицом, которому оно адресовано. Его игнорирование влечет за собой установленную законом ответственность.

Результаты работы прокуроров по надзору за законностью деятельности органов дознания, дознавателей на этапе возбуждения уголовного дела систематически докладываются вышестоящим прокурорам для обобщения, анализа и, при необходимости, принятия мер прокурорского реагирования.

Прокурор является субъектом рассмотрения жалоб участников предварительной проверки на действия (бездействие) и решения дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания (ч. 1.1 ст. 144, ст. 124 УПК РФ).

Приказом Генеральной прокуратуры РФ от 01.11.

2011 № 373 «О порядке рассмотрения жалоб на действия (бездействие) и решения органа дознания, дознавателя, следователя, руководителя следственного органа и прокурора» прокурорам предписано занимать активную позицию по защите нарушенных прав, свобод и законных интересов участников уголовного судопроизводства и иных заинтересованных лиц, принимать действенные меры к их восстановлению; использовать для этого весь комплекс предоставленных полномочий и предусмотренных законом мер реагирования. На основании ст. 6 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» и п. 3 ч. 2 ст. 37 УПК РФ требовать от органов дознания безусловного устранения нарушений федерального законодательства в установленный срок; выявлять причины, по которым орган дознания, дознаватель или прокурор не выполнили возложенные на них законом обязанности, и при наличии вины ставить вопрос об их ответственности, вплоть до уголовной; принципиально отстаивать занятую позицию и отменять незаконные или необоснованные постановления в порядке, установленном УПК РФ.

Источник: https://studme.org/251670/pravo/prokurorskiy_nadzor_vedomstvennyy_sudebnyy_kontrol_zakonnostyu_deyatelnosti_organov_doznaniya_doznav

Еникеев З.Д. Прокурорский надзор, ведомственный и судебный контроль в уголовном преследовании // Механизм уголовного преследования

Прокурорский надзор и ведомственный контроль

К оглавлению | Напишите письмо автору

§ 3. Прокурорский надзор, ведомственный и судебный контроль в уголовном преследовании

Как известно, согласно УПК прокурор является субъектом уголовного преследования. Это значит, что он вправе самостоятельно и в полном объеме вести данный процесс по конкретному уголовному делу. Указанное его право закреплено также в Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации» (ст. 1, 27, 31).

Однако к субъектам уголовного преследования относятся также следователь и дознаватель. В случаях, когда они ведут уголовное преследование, прокурор надзирает за их деятельностью.

Предметом надзора при этом выступает соблюдение прав и свобод людей, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие. Полномочия прокурора по надзору в этой сфере устанавливаются уголовно-процессуальным законодательством РФ и другими федеральными законами (ст. 30 Закона о прокуратуре).

Уголовное преследование и прокурорский надзор в названном законе обозначены как самостоятельные функции прокурора. Однако некоторые авторы не согласны с такой позицией. К примеру, И.Ф.

Демидов считает, что основной функцией прокурора в сфере борьбы с преступностью является надзор за исполнением законов органами дознания, следствия и оперативно-розыскной деятельности, а не уголовное преследование.19 А.Ф.

Козлов полагает, что «уголовное преследование реализуется и при надзоре за расследованием преступлений», «уголовное преследование начинается с надзора за расследованием преступления и продолжается при предварительном следствии».20

По нашему мнению, нельзя отождествлять эти понятия, хотя они и тесно связаны между собой.

Если уголовное преследование применительно к прокурору — деятельность, продолжающаяся в течение всего уголовного судопроизводства, то прокурорский надзор — наблюдение, слежение за законностью действий органов расследования и оперативно-розыскных учреждений. Именно такой ответ напрашивается из содержания ст.

37 УПК РФ, регулирующей полномочия прокурора.

В ней записано: «Прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, установленной настоящим кодексом, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия» (разрядка наша — З.Е.). Деятельность же последних ограничивается только двумя первыми стадиями уголовного процесса — возбуждением дела и предварительным расследованием.

Бесспорно, что обе эти стадии существуют и действуют во имя уголовного преследования. Без них, без этих процессуальных форм нельзя законно и обоснованно изобличить лицо, совершившее преступление, и привлечь к справедливой ответственности.

Осуществляя надзор за исполнением законов при этом, прокурор выполняет обе свои функции — уголовное преследование и надзорную деятельность, ибо надзор включает в себя реализацию прокурором таких полномочий, как: дача указаний о привлечении лица в качестве обвиняемого, о квалификации совершенного им деяния, об объеме обвинения, утверждение обвинительного заключения и т.д.

Однако спектр полномочий прокурора достаточно широк. В их круг входят также отказ в возбуждении уголовного дела, прекращение дела, утверждение постановления дознавателя, следователя о прекращении производства по делу и др.

Это — одно из подтверждений того, что рассматриваемая область надзора имеет самостоятельное значение и не всегда включает в себя элементы уголовного преследования. К тому же, по утверждению Президента РФ В.В. Путина, «сегодня на первый план выходит правозащитная деятельность прокуратуры».

21 По этому пути развивается и уголовно-процессуальное законодательство.

В статье 6 УПК РФ, определяющей назначение уголовного судопроизводства, в числе первых обозначены: 1) защита прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений; 2) защита личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод.

Только после них, во второй части данной статьи указано: «Уголовное преследование и назначение виновным справедливого наказания в той же мере отвечают назначению уголовного судопроизводства, что и отказ от уголовного преследования невиновных, освобождение их от наказания, реабилитация каждого, кто необоснованно подвергся уголовному преследованию». Эти положения ориентируют деятельность прокурора в уголовном процессе.

Таким же ориентиром выступает возложенная на прокуратуру задача обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности (ст. 1 Закона о прокуратуре), которая распространяется и на уголовный процесс. Она имеет прямое отношение к уголовному преследованию.

Отсюда уголовно-процессуальное преследование преступлений может быть только на основе федерального закона, строго в рамках и во имя закона.

С тем чтобы вовремя предупредить ошибки и нарушения в деятельности органов, осуществляющих уголовное преследование, надзор прокурора должен быть активным, инициативным, своевременным, постоянным, плодотворным.

Это достигается в том случае, если правильно и умело организована деятельность прокурора в данной сфере, когда надзор по всем без исключения уголовным делам носит не эпизодический, а систематический характер, когда прокурор вникает в существо каждого дела не в конце расследования, а с самого начала его возникновения и при этом интересуется вопросами обеспечения законности, своевременности, результативности действий, охватываемых уголовным преследованием, и реальной защиты прав и свобод людей. Эти вопросы должны быть предметом внимания на всем протяжении предварительного расследования по любому делу, находящемуся в поднадзорных ему следственных учреждениях и органах дознания.

Таков образ должного, действенного надзора прокурора на названном участке уголовного судопроизводства. Фактическое же состояние этого надзора еще далеко от идеального.

К такому выводу приводят распространенность нарушений в деятельности органов предварительного расследования, многочисленные факты сокрытия преступлений от учета, незаконного отказа в возбуждении уголовного дела и прекращения дел о преступлениях по надуманным мотивам, необоснованных задержаний, арестов, обысков и т.д.22

Источник: http://kalinovsky-k.narod.ru/b/enikeev/2002/3-3.htm

Глава 9. Ведомственный контроль и прокурорский надзор за исполнением настоящего Закона

Прокурорский надзор и ведомственный контроль

Статья36.Предмет ведомственного контроляруководителей органов — субъектоврегистрации и учета.

1.

Предметом ведомственного контроляруководителей органов — субъектоврегистрации и учета являются:

1.

1.Осуществление эффективного управленияв форме контроля за исполнением требованийнорм настоящего Закона,и своевременное издание нормативно-правовыхведомственных актов, устанавливающихнадлежащую учетно-регистрационнуюдеятельность должностных лиц в руководимоморгане;

1.

2.Обеспечение своевременного, достоверногои полного заполнения и своевременногопредставления регистрационных и учетныхдокументов в Информационный центр;

1.

3.Рассмотрение, разрешение и принятиемер по сообщениям информационногоцентра о выявленных нарушениях требованийнастоящего Закона;

1.

4.Введение и совершенствование, в томчисле информационно-электронных программконтроля за состоянием регионально-учетнойдисциплины;

1.

5.Проведение дисциплинарной служебнойпрактики, а также иной практики определенияюридической ответственности(материально-правовой, административнойи уголовной) в отношении должностныхлиц, допустивших нарушения настоящегоЗакона.

2.Предметом ведомственного контролясотрудников регионально-учетныхподразделений являются:

2.1.Обеспечение исполнения сроковпредставления учетных документовдолжностными лицами субъектов регистрациии учета;

2.2.Осуществление реализации требованийучетно-регистрационного законодательствапо отражению в регистрационных и учетныхдокументах полных и достоверных сведенийоб объектах учета, надлежащего качествазаполнения регистрационных и учетныхдокументов;

2.3.Осуществление своевременного реагированияна выявленные упущения в части неполнотыи недостоверности данных, отраженныхв учетных документах.

3.Предметом ведомственного контроляначальников Информационных центров впределах их компетенции является:

3.1.Общий контроль за качеством составлениярегистрационных и учетных документов,а также соблюдением сроков их предъявления;

3.2.Оценка выявленных нарушений в частинарушений учетно-регистрационнойдисциплины при регистрации и учетеобъектов учета с принятием решения овозвращении учетных документов длянадлежащего оформления и внесениемтребования о виде юридическойответственности в компетентные органы;

3.3.Обеспечение полноты и своевременностиотражения в статистической отчетностио преступности показателей, содержащихсяв поступивших учетных документах.

Статья37.Предмет прокурорского надзора.

1.

Предметом прокурорского надзора заисполнением настоящего Законаи иного Федерального законодательствао государственной регистрации и учетепреступлений, а также иных объектов,обусловленных их совершением, является:

1.

1.Законность регистрации информации опреступлении и учете преступлений, атакже иных объектов учета, обусловленныхих свершением;

1.

2.Соблюдение установленного законодательствомРоссийской Федерации порядка регистрациии учета регистрационных и учетныхобъектов, обеспечение единообразностии точности заполнения регистрационныхи учетных документов;

1.

3.Законность и обоснованность снятия сучета и оставления на учете регистрационныхи учетных объектов, а также законностьосуществления проверки зарегистрированныхсообщений о преступлениях;

1.

4.Законность отражения в статистическойотчетности показателей, содержащихсяв поступивших учетных документах, атакже отраженных в регистрационныхжурналах и книгах;

1.

5.Законность и обоснованность принятогоначальником Информационного центрарешения о возвращении учетных документовдля надлежащего оформления и внесённогопредложения о привлечении к юридическойответственности.

Статья38.Полномочия прокурора.

1.

При осуществлении надзора за исполнениемнастоящего ФедеральногоЗаконаи иного законодательства РоссийскойФедерации прокурор в праве:

1.

1.Посещать в любое время органы, ихподразделения, указанные в статье3настоящего Федерального Закона;

1.

2.Опрашивать должностных лиц и иныхработников органов государственнойвласти — субъектов регистрации и учета,в связи с полученной информацией онарушении законности при осуществлениирегистрации и учета преступлений, атакже иных объектов, обусловленных ихсовершением;

1.

3.Знакомиться беспрепятственно срегистрационными и учетными документами,на основании которых осуществленарегистрация и постановка на учет, атакже оставление на учете или снятие сучета;

1.

4.Проводить проверку информации о сокрытииот регистрации или учета регистрационныхили учетных объектов.

При установленииуказанных нарушений ФедеральногоЗаконавыносить мотивированное письменноепостановление о регистрации и постановкена учет регистрационных и учетныхобъектов, которое направляется дляисполнения руководителю государственногооргана власти, осуществляющего регистрациюи учет регистрационных и учетныхобъектов;

1.

5.Проверять исполнение требованийнастоящего ФедеральногоЗаконао полноте и достоверности сведений,включенные в регистрационные и учетныедокументы, а также соблюдение срокових представления субъектами регистрациии учета.

При установлении указанныхнарушений Федерального Закона и иногоФедерального законодательства вноситьруководителям государственных органоввласти, осуществляющих регистрацию иучет регистрационных и учетных объектовсмотивированное письменное требованиеоб устранении нарушений Федеральногозаконодательства, допущенного прирегистрации и учете преступлений, атакже иных объектов учета, обусловленныхих совершением;

1.

6.Принимать решение в форме мотивированногописьменного заключения по спорнымвопросам, возникающим при регистрациии учете преступлений, а также иныхобъектов регистрации и учета, обусловленныхих совершением, которое являетсяобязательным к исполнению субъектамиучёта и регистрации;

1.

7.Проводить проверку в информационныхцентрах полноты и достоверностигосударственной статистическойотчетности, своевременности внесениезаконных и обоснованных корректировокв учетные документы и формы статистическойотчетности за отчетный год.

Приустановлении указанных нарушенийФедерального регистрационного учетногозаконодательства, в зависимости отхарактера выявленных нарушений законностиза период отчетного года, вноситьпредставление об устранении нарушенийЗакона на основании статьи24Федерального Закона «О прокуратуреРоссийской Федерации» или вноситьмотивированное письменное требованиена основании пункта1.5 части 1настоящей статьи;

1.

8.При установлении нарушений Федеральногозаконодательства повлекших искажениегосударственной отчетности по истеченииотчетного года, ее корректировкадопускается на основании судебногорешения по иску прокурора, который онпредъявляет в суд по месту нахожденияИнформационного центра, допустившегоискажение отчетности.

Статья39.Обязательность исполнения постановления,требований и заключений прокурора.

1.

Постановление, требование и заключениепрокурора относительно исполненияустановленных настоящим ФедеральнымЗакономи другим законодательством РоссийскойФедерации порядка и условий государственнойрегистрации и учета преступлений, атакже иных объектов регистрации и учета,обусловленных их совершением, подлежатобязательному исполнению органамигосударственной власти и должностнымилицами, которым они адресованы.

2.Невыполнением постановления, требованияи заключения прокурора, указанных вчасти1настоящей статьи, влечет установленнуюзаконодательством Российской Федерацииответственность.

Источник: https://studfiles.net/preview/6704555/page:32/

Прокурорский надзор и ведомственный контроль за законность отказа в возбуждении уголовного дела

Прокурорский надзор и ведомственный контроль

Сущность контроля заключается в том, что уполномоченные на то государственные органы (законодательной, исполнительной, судебной власти) и общественные организации, используя организационно-правовые способы и средства, выясняют, не допущены ли в деятельности подконтрольных органов исполнительной власти и их должностных лиц какие-либо нарушения законности, и если таковые имеются, то своевременно их устраняют, восстанавливают нарушенные при этом права, привлекают виновных к ответственности, принимают меры по предотвращению нарушений законности и дисциплины.

Контроль как способ обеспечения законности характеризуется определенными признаками.

Во-первых, между контролирующим органом (должностным лицом) и подконтрольным объектом в большинстве случаев существуют отношения подчиненности или подведомственности.

Во-вторых, объектом контроля является как законность, так и целесообразность деятельности контролируемого, когда контролирующий вправе вмешиваться в текущую административно-хозяйственную деятельность контролируемого.

Закон (нормативный акт), как правило, предоставляет значительную свободу выбора для органа исполнительной власти, не предлагая жесткой модели поведения для каждой конкретной ситуации, отсюда — необходимость строгого контроля не только за законностью, но и за целесообразностью контролируемых действий.

В-третьих, контролирующий часто наделяется правом отменять решения контролируемого.

В-четвертых, в соответствующих случаях контролирующий вправе применять меры дисциплинарного воздействия к контролируемому за допущенные нарушения.

Формы контрольной деятельности разнообразны: заслушивание отчетов, информаций и сообщений, проверки, экспертизы, наблюдение за действиями контролируемого (например, по вопросам государственной регистрации, лицензирования, сертификации), изучение деловых и личных качеств кандидатов на замещение должностей, координация деятельности контрольных органов, рассмотрение жалоб и т.д. Особо значимы проверки, которые заключаются в установлении фактических данных и сборе информации о выполнении нормативных правовых актов по проверяемым вопросам.

Надзор как способ обеспечения законности в деятельности органов исполнительной власти отличается от контроля.

Надзор заключается в постоянном, систематическом наблюдении специальных государственных органов за деятельностью не подчиненных им органов или лиц с целью выявления нарушений законности.

При этом оценка деятельности поднадзорного объекта дается только с точки зрения законности, но не целесообразности. Поэтому при надзоре, в отличие от контроля, вмешательство в текущую деятельность поднадзорного исполнительного органа (должностного лица) не допускается.

В статье 148 УПК РФ шесть раз употреблено понятие «прокурор». Применительно к отказу в возбуждении уголовного дела под прокурором обычно понимается прокурор, надзирающий за органами предварительного следствия, которыми осуществляется деятельность (принимаются решения) на стадии возбуждения уголовного дела.

Прокурор не только надзирает за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, он вправе и самостоятельно осуществить проверку заявления (сообщения) о преступлении, а также принять по нему решение об отказе в возбуждении уголовного дела. В такой ситуации в ч. ч. 1 и 2 статьи 148 УПК РФ речь идет о прокуроре, к которому поступило заявление (сообщение) о преступлении (на территории которого имело место деяние, о котором идет речь в поводе для возбуждения уголовного дела), а в ч. ч. 5 и 6 статьи 148 УПК РФ — о вышестоящем прокуроре.

Если решение об отказе в возбуждении уголовного дела вынесено непосредственно прокурором, копия соответствующего постановления должна быть направлена лишь заявителю.

На прокуроре, вынесшем постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, не лежит обязанности направлять копию данного документа вышестоящему прокурору.

Между тем в целях проверки законности и (или) обоснованности решения нижестоящего прокурора вышестоящий прокурор может истребовать не только копию данного документа, но все материалы проверки вместе с подлинником постановления об отказе в возбуждении уголовного дела.

Жалоба на постановление об отказе может поступить не надзирающему, а вышестоящему прокурору. Соответственно как минимум в ч. 6 статьи 148 УПК РФ закреплены полномочия не только надзирающего за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования прокурора, но и всех вышестоящих по отношению к нему прокуроров.

Согласно требованиям Приказа Генеральной прокуратуры РФ от 4 августа 2000 года № 115 «О порядке проверки законности постановления о возбуждении или об отказе в возбуждении уголовных дел» Приказ Генпрокуратуры РФ «О порядке проверки законности постановления о возбуждении или об отказе в возбуждении уголовных дел» от 04.08.

2000 № 115 // Сборник основных организационно-распорядительных документов Генпрокуратуры РФ. — Т. 1. — 2004.

в Генеральной прокуратуре РФ, в прокуратурах субъектов Российской Федерации и приравненных к ним прокуратурах проверку законности постановлений об отказе возбуждения уголовных дел осуществляет каждое подразделение, исходя из принадлежности материала.

В случае необходимости проверки законности вынесенных постановлений в подразделениях, осуществляющих надзор за расследованием преступлений, решение об этом принимается соответствующим заместителем Генерального прокурора РФ, заместителями прокуроров субъектов Российской Федерации и приравненных к ним прокуроров.

В соответствии с ч. 5 статьи 148 УПК РФ отказ в возбуждении уголовного дела может быть обжалован. Исходя из требований ст.

123 УПК РФ обжаловать соответствующее постановление вправе заявитель, пострадавший, лицо, в отношении которого решался вопрос о возбуждении уголовного дела, а также любое иное лицо, чьи интересы были затронуты вынесением постановления об отказе в возбуждении уголовного дела.

Источник: https://studbooks.net/955678/pravo/prokurorskiy_nadzor_vedomstvennyy_kontrol_zakonnost_otkaza_vozbuzhdenii_ugolovnogo_dela

Закон 24/7
Добавить комментарий