Как написать заявление обучении на дому

Обучение детей на дому – отличительные особенности

Как написать заявление обучении на дому

В соответствии Федеральным законом от 29.12.

2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон) для детей, нуждающихся в длительном лечении,  а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, образовательными организациями может быть организовано обучение на дому или в медицинских организациях (ст. ст. 41,.66). Перечень заболеваний детей школьного возраста, при которых необходима организация их индивидуального обучения на дому, утверждается Минздравом РФ.

Порядок регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому определяется нормативным правовым документом  уполномоченного органа государственной власти субъекта РФ  — постановление правительства субъекта РФ и др. (ч. 6 ст. 41 Закона). В школе разрабатывается соответствующий локальный акт.

Что такое обучение на дому?

«Домашнее обучениебучение на дому) — способ получения образования, который предполагает изучение общеобразовательных предметов вне школы (дома, в образовательных центрах). Каждый год учащиеся должны проходить обязательную аттестацию в школе»  — Википедия.

«…Обучение на дому — освоение общеобразовательных и профессиональных образовательных программ лицом, по состоянию здоровья временно или постоянно не посещающим образовательное учреждение, при котором обучение осуществляется на дому педагогическими работниками соответствующих образовательных учреждений, в том числе с использованием дистанционных средств обучения…» —  КонсультантПлюс (https://www.consultant.ru/law/ref/ju_dict/word/obuchenie_na_domu/)

Таким образом, домашнее обучение (обучение на дому) — это не форма получения образования или обучения, а условие организации учебного процесса для особых детей. То есть дети, которые переведены на домашнее обучение, являются полноправными участниками образовательного процесса школы.

Оформление обучения на дому

Основанием для организации обучения на дому является заключение медицинской организации и заявление родителей (законных представителей) в письменной форме на имя руководителя образовательной организации.

Для получения заключения медицинской организации родителям (законным представителям) обучающегося необходимо  обратиться  в лечебное учреждение по месту жительства с заявлением о выдаче врачебной комиссией соответствующего медицинского заключения.

На основании представленных документов руководителем образовательной организации издается распорядительный акт (приказ) об организации обучения на дому, которым утверждается учебный план, расписание занятий, определяется педагогический персонал для занятий с учеником, место проведения занятий.

Родителям (законным представителям) выдается журнал учета проведенных занятий, в котором все преподаватели отмечают пройденные темы и количество часов, а также успеваемость ребенка. В конце учебного года родители (законные представители) сдают этот журнал в школу. Родители (законные представители) обучающегося обязаны создавать необходимые условия для обучения ребенка на дому.

Организация обучения на дому

Обучающийся на дому пользуется всеми академическими правами:

  • школа предоставляет ему на время обучения бесплатно учебники, учебную, справочную и другую литературу, имеющуюся в библиотеке образовательного учреждения;
  • оказывает методическую и консультативную помощь, необходимую для освоения общеобразовательных программ;
  • осуществляет промежуточную и итоговую аттестацию;
  • выдает прошедшим итоговую аттестацию документ государственного образца о соответствующем образовании.

Обучение бесплатное. Кроме того, ребенок, обучающийся на дому, имеет право в соответствии с индивидуальным учебным планом посещать отдельные уроки и мероприятия в школе.

Образовательная программа обучения на дому включает в себя:

  • индивидуальный учебный план обучающегося на дому;
  • рабочие программы по общеобразовательным предметам;
  • годовой календарный график;
  • расписание занятий.

Индивидуальный учебный план обучающегося на дому составляется на основе учебного плана образовательной организации (с обязательным включением всех предметов учебного плана, минимума контрольных и практических работ, сроков проведения промежуточной аттестации) с учетом индивидуальных особенностей ребенка, в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями и медицинскими рекомендациями, согласовывается с родителями (законными представителями) обучающегося на дому и утверждается распорядительным актом руководителя образовательной организации. Расписание учебных занятий составляется с учетом мнения родителей (законных представителей)  обучающегося на дому.

При обучении ребенка на дому могут  применяться дистанционные образовательные технологии, электронное обучение. Порядок их применения определен приказом Минобрнауки России от 09.01.2014 № 2. Отметим, что право выбора образовательных технологий Законом не предусмотрено.

На основании статьи 18 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 N 181-ФЗ (в ред. от 21.07.2014, с изм. от 01.12.

2014) органы государственной власти субъектов РФ вправе самостоятельно определять количество учебных часов и нормативы затрат на организацию надомного обучения детей-инвалидов в объеме, позволяющем обеспечить качественное образование и коррекцию недостатков развития ребенка.

Достоинства и недостатки обучения на дому

Главным достоинством обучения на дому является возможность учителя  адаптировать  содержательную часть образования,  способы  подачи материала, ориентируясь на возможности и потребности ученика,  корректировать как действия ученика, так и свои собственные. Все это позволяет ученику работать экономно,  в оптимальное для себя время,    постоянно контролировать затраты своих сил .

Вместе с тем, при обучении на дому ребенок не социализируется, не учится общаться и работать в команде, не приобретает опыт  выступления на публике, отстаивания своего мнения перед сверстниками,  вследствие чего в  будущем у него могут возникнуть сложности с адаптацией к дальнейшей учебе  и поиском работы.

Примечание. Социализацию детей с ОВЗ позволяет обеспечить инклюзивное образование, которое  становится все более популярным.

Инклюзивное образование – это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

В связи с развитием государственных программ, направленных на создание доступной среды для лиц с ОВЗ  была значительно усовершенствована материально-техническая база образовательных организаций. Таким образом, в ряде школ созданы условия для обучения детей с ОВЗ, детей-инвалидов совместно со здоровыми детьми  в режиме очного образования.

Права ребенка на предоставление специальных условий обучения с учетом особенностей психофизического развития и состояния здоровья закреплены в ст. 34 ФЗ № 273-ФЗ от 29.12.

2012 «Об Образовании в Российской Федерации»,  а порядок их обеспечения установлен  приказом Минобрнауки России от 9 ноября 2015 г.

N 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи», который  вступил в силу  1 января 2016 года.

С 1 сентября 2016 года вступает в силу ФГОС начального образования обучающихся с ОВЗ, который используется также при обучении детей на дому и при получении образования в форме семейного образования.

Отличие обучения на дому от семейного образования

Иногда  родители (законные представители) смешивают эти  понятия, вероятно, потому, что обучение на дому и семейное образование осуществляются в домашней обстановке.

В чем же их принципиальные отличия?

  1. Обучение на дому организуется по необходимости, вследствие невозможности ребенком посещать школу из-за болезни. На семейное образование родители (законные представители) переводят ребенка по своему желанию с учетом его мнения.
  2. Обучение на дому — это условие организации школой учебного процесса для особых детей. Семейное образование – это форма получения образования вне образовательной организации.
  3. Организация обучения  на дому осуществляется на основании медицинского заключения и заявления родителей (законных представителей). Для перехода на семейное образование требуется лишь информировать местный орган власти, как правило, орган управления образованием.
  4. Ребенок, обучающийся на дому, из списков школы, класса не исключается. Ребенок, получающий образование в семье, выбывает из школы и принимается в нее экстерном лишь на время прохождения промежуточной и итоговой аттестации.
  5. Обучающийся на дому получает образование бесплатно. Его обучают педагоги школы. При получении образования в форме семейного образования родители обучают ребенка сами или нанимают педагогов. В случае, если не будет ликвидирована академическая задолженность, ученик обязан продолжить обучение в школе. Также по решению родителей (законных представителей)  на любом этапе обучение может быть продолжено в образовательной организации. Согласно Конституции бесплатное и общедоступное обучение гарантировано лишь тем детям, которые учатся в образовательных организациях — государственных или муниципальных. Поэтому родители, забирая ребенка из школы, должны сами позаботиться о средствах на обучение. Вместе с тем, они могут получать компенсацию на обучение, если на то будет соответствующее решение местных органов власти.

Справочно

1.Согласно части третьей статьи 44  Закона родители вправе выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолога медико-педагогической комиссии, формы получения образования и формы обучения.

Формы получения образования

Согласно   Закону образование может быть получено:

  • в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (п. 1 ч. 1 ст. 17 Закона);
  • вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (п. 2 ч. 1 ст. 17 Закона).

Формы обучения

Обучение  может быть организовано в следующих формах:

  • в организациях, осуществляющих образовательную деятельность — в очной (ч. 2 ст. 17 Закона), очно-заочной (ч. 2 ст. 17 Закона), заочной (ч. 2 ст. 17 Закона) формах;
  • вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, — в форме семейного образования (п. 2 ч. 1 ст. 17 Закона) и  самообразования (п. 2 ч. 1 ст. 17 Закона).

Согласно Закону допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.

2.Примерная форма заявления родителей

Директору (наименование образовательной организации)

(ФИО

родителя (или законного представителя) (ФИО),

проживающего (регистрация)

Заявление

Прошу Вас организовать для моего ребенка (ФИО) индивидуальное обучение на дому  в период с «__» ___ 200__ г. по «___» ___ 200__ г.

Основание: медицинская справка, выданная   (наименование  медицинского учреждения и дата выдачи).

С нормативными документами по организации обучения на дому, индивидуальным учебным планом, расписанием уроков и содержанием образовательных программ ознакомлен(а),

Дата ___________

Подпись __________________ (расшифровка подписи)

Источник:

Федеральные законы:

 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 21.07.2014, с изм. от 01.12.2014)

ФЗ № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об Образовании в Российской Федерации»

Приказы Минобрнауки  России:

от 9 ноября 2015 г. N 1309

от 2 сентября 2013 года № 1035

Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. N 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Материалы с сайтов:

http://273-фз.рф/sites/default/files/files/formy_polucheniya_obrazovaniya_2014_08_15.pdf

http://doorinworld.ru/prava-detej-invalidov/819-obuchenie-detej-invalidov-distanczionnoe-na-domu-inklyuzivnoe

https://pravoved.ru/question/517333/

http://www.7ya.ru/article/Obuchenie-na-domu-po-neobhodimosti-i-po-zhelaniyu/

Вынесен на обсуждение список болезней, дающих право на домашнее обучение

Письмо МО РФ об обучении на дому.pdf

http://www.rg.ru/2014/04/16/obuchenie-dok.html

http://direktor.ru/article.htm?id=116

P.S. Минздрав РФ разработал обновленный вариант списка заболеваний, дающих детям право на домашнее обучение.

Источник:

Проект приказа Минздрава России «Об утверждении перечня заболеваний, наличие которых предоставляет право на обучение ‎по основным общеобразовательным программам на дому»

Также по теме в блоге

Нормативная база и материалы по ФГОС детей с ОВЗ

Инклюзивное образование на пути внедрения

Директору школы о семейном образовании

О применении электронного обучения и дистанционных технологий

Обучение детей на дому – отличительные особенности

Источник: https://eduinspector.ru/2016/05/12/obuchenie-detej-na-domu-otlichitelnye-osobennosti/

Как оформить документы на семейное обучение

Как написать заявление обучении на дому

Поговорим про юридическое оформление семейного образования в РФ. Незнание закона, как говорится, не освобождает от ответственности. По моему опыту, у нас в образовании больше боящихся, чем пострадавших от законов.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Я ещё не видела родителя, который бы сам сел и прочитал закон «Об образовании». Да и из системы образования таких людей тоже не встречала. «А зачем их читать/что это изменит?» и «Нас никто не учил/не повышают нашу квалификацию» (железный аргумент, если вдуматься).

Де юре

В РФ действует Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Он большой — приведу основные тезисы статьи 17:

«В Российской Федерации образование может быть получено:

1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования)».

Это значит, что мы реализуем своё право, когда забираем ребёнка из школы. Более того, имеем законное право пройти промежуточную (любые экзамены с 1 по 8 класс включительно) и итоговые аттестации (ОГЭ и ЕГЭ) в любой школе (формально школа, в которой вы учились и переходите на СО, или просто школа по месту жительства, не может отказать). Читаем статью 17 дальше:

«Обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения (…) промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность».

Опять же формально вы можете водить ребёнка в школу на определённые предметы, а другие изучать самостоятельно, но, забегая вперед, скажу, что законодатели ничего не написали относительно того, как эти отношения следует оформлять с образовательной организацией, поэтому в разделе «де юре» остаётся только разрешение, которое не понятно как использовать на практике:

«Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения».

Зато нам прямо разрешают сдавать любые аттестации экстерном. Пишите заявление о досрочном прохождении аттестации и всё — вам должны предоставить возможность реализовать своё право. Возможно, одновременно с другими учащимися и в удобное для образовательной организации время, но отказать вам формально не могут — об этом часть 3 статьи 34:

«Лица, осваивающие основную образовательную программу в форме самообразования или семейного образования либо обучавшиеся по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию образовательной программе (…) бесплатно.

При прохождении аттестации экстерны пользуются академическими правами обучающихся по соответствующей образовательной программе».

Теперь ответ на самый конфликтный вопрос: кто решает, как учиться и чему учиться — школа или родитель? Читаем указание в части 4 статьи 63:

«Форма получения общего образования и форма обучения по конкретной основной общеобразовательной программе определяются родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося. При выборе родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося формы получения общего образования и формы обучения учитывается мнение ребёнка».

Кто тут жаловался на то, что у нас тоталитарная страна? Получите самый демократический закон — и это Закон об образовании! Да европейцы в своей демократической Европе офигевают от наших свобод! Интересно, кто его и как протащил, и благодаря какому лобби его приняли.

Родитель и только он в РФ решает — учить своего ребёнка в школе или нет

Неясно, конечно, как законодатели собираются «учитывать мнение ребёнка», но требовать директору школы подпись вашего несовершеннолетнего ребёнка (прецеденты есть) на заявлении о переходе на семейное образование — глупо, смешно, а вообще-то грустно.

Зато в законе точно написано, кого нужно информировать (информировать, а не спрашивать разрешения) при переходе на семейное образование. И это, на удивление, не школа — читаем часть 5 статьи 63:

«(…) При выборе родителями (законными представителями) детей формы получения общего образования в форме семейного образования родители (законные представители) информируют об этом выборе орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территориях которых они проживают».

Как вы должны уведомлять орган местного самоуправления, подробно написано в местных подзаконных актах. Мы живём в Перми, в нашем случае это Постановление Администрации города Перми № 301 от 29.04.

2014 «Об утверждении Порядка учёта детей, проживающих на территории города Перми, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего полного образования (…)».

Наверняка в каждом муниципалитете есть подобное. Информацию об этом в большинстве случаев публикуют на сайте Департамента или Министерства образования вашего региона.

В приложениях к нашему Постановлению приведены следующие формы:

  • Заявление об организации получения образования в форме семейного образования с прохождением промежуточной и итоговой аттестации в муниципальном общеобразовательном учреждении, которое нужно писать на имя директора школы.
  • Уведомление о выборе формы получения образования в форме семейного образования, которое нужно оформлять «В департамент образования администрации города Перми».

И то, и другое нужно отдавать в школу, а школа уже должна передавать в департамент. Снова не совсем очевидно, почему так, но инструкции в этом конкретном постановлении даны точные.

Всем настоятельно рекомендую отдавать заявление и уведомление с одним сопроводительным письмом под подпись секретарю школы с проставлением номера входящего на вашем экземпляре.

Каждый год в школах обострение — они теряют и ищут бумаги.

Видимо, департамент старые уведомления сжигает на кострах и новые со школ заново трясёт — иного объяснения попыткам брать эти уведомления каждый год придумать не могу.

Кстати, уведомить вы можете в любой день учебного года — как о переходе на семейную форму, так и обратно. Тут нет никаких ограничений. Можете ходить туда и обратно сколько угодно раз.

Уведомили — отлично, что делать дальше? Дальше вам нужно оформить со школой договор. Школы о нём часто ничего не слышали, им этот геморрой меньше всего нужен, поэтому делать его вам, а вот на основании какого шаблона — придётся поискать.

В нашем случае есть отдельное письмо Министерства образования Пермского края «О необходимости разработки Порядка организации получения обучающимися начального общего, основного общего, среднего общего образования в форме семейного образования» №СЭД-26-01-21-882 от 18.09.2013, направленном «руководителям органов управления образованием».

Действительно, зачем направлять его директорам школ. Может, его должны были департаменты образования направить в школы. Возможно, что и направляли, но оно затерялось по пути — родителям в школах его предъявить не могут и даже о факте его существования иногда не знают.

В этом письме есть и шаблон договора с двумя приложениями. Шаблон договора «о получении обучающимся начального общего, основного общего, среднего общего образования в форме семейного образования между общеобразовательной организацией и родителями (законными представителями)» кривой — я такой подписывать не стала и внесла свои правки, тут опора на ваш пофигизм или здравый смысл, по ситуации.

Но договор — это самое простое. Суть — в приложениях. Их оформлять придётся вам, а сделать это совсем не легко. Причём приложений должно быть два:

  • Приложение № 1. Индивидуальный учебный план освоения обучающимся общеобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования в форме семейного образования по программам ___ класса.
  • Приложение № 2. График промежуточной и итоговой аттестации.

Итого, чтобы стать «семейником» де юре, нужно:

  1. Направить уведомление в департамент и заявление директору школы о переходе на семейное образование — и то, и другое отдавать в школу с сопроводительным или в двух экземплярах, под подпись.
  2. Подписать с директором школы один договор с двумя приложениями на каждый учебный год.

На этой ноте «де юре» заканчивается.

И начинается де факто

Мы упираемся в учебный план школы, который выглядит примерно так:

Очень содержательно и, главное, всё понятно! Но никто не знает, как должен выглядеть твой индивидуальный учебный план. А главное, кому он на семейном образовании такой нужен! Кто будет считать количество часов?

По факту, вам нужно знать совершенно другие вещи: что в вашем конкретном классе будут проходить, по каким учебникам и что будут спрашивать на годовом экзамене (промежуточной аттестации).

Понятно, что на семейном образовании вы собираетесь дать ребёнку больше счастья и больше знаний, чем в школе. По факту все мечты упираются сразу в сдачу обязательного минимума — годовых экзаменов для перевода в следующий класс. На эти вопросы отвечают совсем другие школьные документы — «Рабочие программы» по предметам.

И вот тут ты вникаешь, что эти самые рабочие программы по предметам — неуловимый документ

Формально они должны лежать на сайте школ, но найти их там — это целый квест.

Потом выяснится, что они там не по всем предметам или устарели, что выдают совсем не те учебники, которые указаны в качестве УМК (учебно-методическом комплексе) в найденной рабочей программе, потом придётся просить скинуть рабочие программы по предметам «христа ради» завуча или каждого из учителей. От учителей же и узнать, что актуальные рабочие программы будут в начале учебного года… ну где-то к концу сентября… И вообще вы первый, кто о них спрашивает.

Можно ещё попробовать сходить за ними в департамент и узнать, что учебные программы школ он не собирает и не проверяет, хотя и выступает заказчиком образования.

В общем, ключевое знание, полученное мной в этом квесте — рабочие программы разных школ по предметам родителю сравнить невозможно! Ну и скажите, на основании чего вы школу ребёнку вроде как «выбираете»? Только честно, кроме близости к дому и места в рейтинге «статусности»?

Когда сентябрь уже идёт, а программ так и нет, вы можете поддаться слабости и решить, что ладно, сам не дурак, прочитаю основополагающие документы.

Это ФГОС (федеральный государственный образовательный стандарт) и «Примерная основная образовательная программа начального общего образования» (1-4 классы) или такая же, но только общего образования (с 5 класса).

Потом изучу, какие рабочие программы, соответствующие им, есть по всем предметам, посмотрю по ним всем УМК (учебники и рабочие тетради, проще говоря), выберу те, что меня устраивают.

Жить с этой иллюзией вы будете ровно до того момента, пока не перейдёте от Приложения № 1 «Индивидуальный учебный план» к Приложению № 2 «График аттестации»

В Законе об образовании ничего не сказано о том, что образовательная организация должна учитывать ваш индивидуальный учебный план и выбранную рабочую программу с УМК при аттестации. Экзамены для всех учеников по одному шаблону.

В нём (условно) именно те словарные слова, которые дети в школе в течение учебного года пишут, и те мореплаватели, годы путешествий которых надо вызубрить.

В общем, учиться вы можете по любой программе, а сдавать аттестации вы будете по школьной программе именно этого учебного года и именно того класса, в котором вы числитесь.

В общем, рабочие программы нужно настойчиво требовать. При должной настойчивости их выдадут к концу сентября. Вы изучаете их, делаете для себя действительно индивидуальный учебный план (а не тот, что в приложение к договору пойдёт). Проставляете свои месяцы сдачи предметов в течение года в график аттестации и пытаетесь его согласовать.

Тут новый поворот. Вы обнаруживаете, что в школе по каким-то предметам не готовы принимать экзамены минимум до весны, а по каким-то предметам, типа несчастной физры или трудов, учителя вообще не знают, как вас аттестовать. Вы у них (правильно) первый!

Здесь надо мужественно принять решение за них. Ок, давайте так, презентация по физкультуре (реальная история) нам не кажется удачным решением, мы будем сдавать нормативы, дайте нам даты! Нет экзамена по труду — ок, мы вам слепим все поделки, которые вы планируете делать в течение года, а вы принимайте их у нас сразу в октябре.

Лайфхак — добавьте обязательно в шаблон графика аттестаций столбик «Формат и содержание аттестации»

В школе всё равно никто шаблон не видел, а вас это избавит от желания учителей как следует экзаменовать вашего ребёнка дополнительными тестами и промежуточными тремя контрольными вместо согласованной одной.

Минимум месяц у вас уйдёт на то, чтобы сделать индивидуальный учебный план и график аттестации. Это напряжённый интеллектуальный труд.

Носить в школу его без сопроводительного письма и официального вручения через канцелярию под подпись будет ошибкой, так никогда не закончите.

Не бойтесь требовать директора или секретаря расписаться — аттестацию у вас не директор принимать будет, а учителям меньше всего хочется быть между молотом и наковальней.

Этот квест вас ждёт каждый год — договор один, а приложения нужно каждый год подписывать новые. Конечно, вы можете выбрать вариант вообще оставаться «вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность» и не сдавать промежуточные аттестации, то есть прийти в школу по месту жительства сразу на сдачу ОГЭ, но я таких смелых и бесшабашных людей не знаю.

Итого, чтобы действительно стать «семейником», нужно:

  1. Прочтя всё это, принять твердое решение перейти на семейное образование.
  2. Направить уведомление в департамент и заявление директору школы о переходе на семейное образование. Оба документа отдать в школу с сопроводительным под подпись.
  3. Подписать с директором школы договор.
  4. Разработать для себя индивидуальный учебный план, который удовлетворяет двум критериям сразу: пригоден для сдачи аттестации по программе вашего класса и по нему вы сможете учить ребёнка, исходя из своих образовательных амбиций и принципов.
  5. Разработать и подписать два приложения к договору: Индивидуальный учебный план и График промежуточной аттестации.

Верю, что вы всё правильно сделали, поэтому начинается самое сложное — семейное образование. До этого были только подходы. И, если честно, они — самое лёгкое по сравнению с образовательными рутинами.

Источник: https://mel.fm/blog/yelena-chistyakova4/72961-kak-oformit-dokumenty-na-semeynoye-obucheniye

Перевести ребенка на домашнее обучение — скачать инструкцию к действию. Образование — Справедливо.Центр

Как написать заявление обучении на дому

Перевести ребенка на домашнее обучение

Начальное, основное общее и полное среднее образование дети получают в школе. Но по закону «Об образовании в РФ» родители имеют право перевести ребенка на домашнее обучение. Расскажем, как это сделать.

Ч. 1 п. 2 cт. 17 закона «Об образовании в РФ» перечисляет основания для перевода ребенка на домашнее обучение:

– семейные обстоятельства;

– медицинские показания (проблемы со здоровьем не позволяют ребенку обучаться в стенах школы).

Переход на домашнее обучение по семейным обстоятельствам

Закон не конкретизирует, что это за «семейные обстоятельства», из-за которых родители переводят ребенка на домашнее обучение. Это только решение родителей.

Чтобы учить ребенка дома, нужно выполнить несколько шагов:

ШАГ 1. Изучаем учебное заведение

Первое, что нужно сделать – это изучить устав выбранного учебного заведения. В котором обязательно должен быть прописан пункт о домашнем обучении. Если этого не предусмотрено, скорее всего, вы получите отказ и вам придется искать другое заведение.

Также вы можете попытаться обратиться в департамент образования местной администрации и попросить его представителей предоставить вам список школ, в устав которых включено домашнее образование.

ШАГ 2.Уведомляем региональные органы управления образованием (Министерство/Департамент/Отдел), что вы переводите ребенка на семейное обучение.

Сделать это родители обязаны в соответствии со ст. 63 ч. 5 нового Федерального закона «Об образовании в РФ»

Заявление подается в письменной форме в двух экземплярах. Закон позволяет подать Уведомление лично или по почте (образец – в приложении к Инструкции).

Если уведомляете лично – на втором экземпляре в учреждении поставят печать и дату приема документа.

Заявление носит уведомительный характер. Вы просто информируете соответствующий орган о своем выборе. Чтобы контролирующие органы не решили, что ребенок прогуливает школу.

Орган управления образованием может лишь принять к сведению ваше решение. У чиновников нет права запретить, не разрешить или не одобрить выбор.

ШАГ 3. Идем в школу

В школе родители пишут заявление, что переводят ребенка на домашнее обучение, и просят отчислить его из школы. Заявление пишется в свободной форме.

В течение недели школа обязана отдать личное дело и медицинскую карту учащегося.

Директор школы не имеет права отказывать в отчислении ребенка из школы для домашнего обучения.

Если школа отказывает в отчислении – требуем письменное объяснение от директора и жалуемся на него в органы образования.

После того, как ребенка отчислили из школы, родители составляют индивидуальный план обучения.

С этого момента ответственность за образование ребенка лежит на родителях.

Кстати, раньше (до 2012 года, когда приняли действующий закон «Об образовании») родители подписывали договор со школой. В нем прописывали формы и сроки проведения аттестации, сроки выполнения практических и лабораторных работ. Школьника приглашали на учебные, практические и другие занятия по расписанию школы.

Теперь договор заключать не нужно. Те родители, кто был недоволен требованиями школы посещать контрольные или другие занятия в школе, вздохнули с облегчением. Теперь это делать не обязательно.

«Семейник» приобретает статус «экстерна» – в школу он ходит только на промежуточные и итоговые аттестации.

Минус – те, кто регулярно приходил в школу за бесплатными консультациями, могут об этом забыть.

Какие предметы изучать – решает школа, а как их преподавать – решают родители. Школа в этот процесс не вмешивается и не проверяет. Родители сами определяют методы обучения, время, которое отводится на каждую тему, количество материала, которое можно дать вне рамок программы и многое другое.

Учебники не обязательно покупать – в школе «семейнику» должны выдать бесплатные. Ребенок пользуется и другими правами обычного школьника: может участвовать в олимпиадах и конкурсах, пользоваться библиотекой школы и т.п.

До 9-го класса родитель имеет право вообще не отчитываться перед школой, чему и как учит ребенка. Первый обязательный экзамен – ГИА в 9-м классе. Следующий – ЕГЭ в 11-м.

Список школ, где ребенок будет сдавать эти экзамены (обязательную аттестацию), запросите в управлении образованием.

Из списка школ родители выбирают ту, где ребенок будет сдавать экзамены – и пишут заявление на имя директора.

Как и уведомление, заявление необходимо сдать в канцелярию школы под расписку на втором экземпляре или отправить по почте ценным письмом первого класса с уведомлением о вручении и описью вложения.

После этого школа издает распорядительный акт, который будет свидетельствовать о приеме лица в образовательное учреждение для прохождения аттестации. Такую аттестацию ребенок проходит бесплатно.

Переход на домашнее обучение по медицинским показаниям

Учиться дома по медицинским показаниям закон разрешает детям:

– с хроническими заболеваниями;

– с затяжной болезнью;

– которые длительно лечатся амбулаторно.

Рекомендации перейти на домашнее обучение дает лечащий врач. Иногда родители принимают такое решение самостоятельно.

Школа отпустит ребенка учиться дома на время болезни при наличии справки, оформленной через контрольно-экспертную комиссию (КЭК).

Ее выдают в обычной поликлинике, к которой прикреплен ребенок. Лечащий врач вынесет заключение с рекомендацией перейти на домашнее обучение. На основании этого выписывается медицинская справка. В документе фиксируют диагноз и указывают длительность рекомендуемого домашнего обучения.

Обязательно проверьте! На справке должна быть подпись врача, который выдал документ; врача, наблюдающего за ребенком; заведующего детской поликлиникой; главного врача детской поликлиники. На документе ставится круглая печать поликлиники.

После того, как родители получили справку на руки, нужно идти в школу. На имя директора школы пишется заявление в свободной форме с просьбой перевести учащегося на домашнее обучение. К заявлению прикрепляется справка.

Максимальный срок обучения на дому – один год (учебный), минимальный – месяц (как правило, при травмах и операциях).

Один клик по кнопке ниже – и мы вышлем полезную инструкцию «Перевести ребенка на домашнее обучение» с образцами заявлений вам на почту.

Джамал Гиназов

Скачать

Источник: http://spravedlivo.center/instrukcii/obrazovanie/perevesti-rebenka-na-domashnee-obuchenie/

» Как правильно организовать домашнее обучение

Как написать заявление обучении на дому

Домашнее обучение – альтернатива школьному. Продуктивно ли оно и как правильно его организовать?

Рекомендации по правильной организации домашнего обучения

Для того, чтобы успешно организовать обучение ребенка на дому необходимо

  • Выбрать школу, к которой будет приписан ученик и в которой впоследствии будет проходить аттестацию.

С начала 90-х годов по закону любой человек, являющийся гражданином Российской Федерации, имеет право обучаться на дому, но для получения необходимых документов об образовании необходима аттестация в подходящем по уровню государственном образовательном учреждении.

Юридически родители имеют право приписать своего ребенка к любому учебному заведению по своему желанию, но на практике меньше вопросов и проблем возникает при выборе школы, которая уже имеет «штат» учеников на домашнем обучении.

  • Написать заявление на имя директора школы с просьбой перевести ребенка на домашнее обучение.

По сути, это единственный документ (кроме, конечно, копий паспортов родителей, свидетельства о рождении ребенка и фотографий), который требуется от родителей, решивших, что их ребенок будет обучаться дома.

В устной беседе с директором в качестве причины такого выбора следует назвать особые семейные обстоятельства, например, частые командировки или любовь к путешествиям.

В заявлении нужно обозначить, что всю ответственность за качество знаний ребенка родители берут на себя в силу того, что это их самостоятельное решение без особых объективных на то причин (как, например, состояние здоровья ребенка).

После того, как ребенок будет официально приписан к школе, нужно будет решить, как часто и по какой схеме его будут аттестовывать. Сдавать экзамены, практические и лабораторные работы он может как раз в неделю, так и один раз в полугодие опять же по согласованию с администрацией школы.

  • В случае необходимости следует предоставить медицинскую справку о состоянии здоровья ребенка.

Для надомного обучения, когда школьные учителя приходят к ученику домой для проведения урока, необходима специальная медицинская справка, выданная клинико-экспертной комиссией (КЭК) медицинского учреждения. Если ребенок страдает заболеваниями, которые препятствуют его обучению в обычной школе, то по заключению КЭК он может рассчитывать на бесплатное обучение наравне со всеми гражданами России.

  • Получить программу и рекомендации по необходимому объему и качеству знаний, которые должен иметь ребенок по окончании отчетного периода.

Важно помнить о том, что выбирая домашнее обучение, родители серьезно должны быть озабочены качеством знаний, которые получит их ребенок.

По истечении отчетного периода — недели, месяца, четверти или полугодия, в зависимости от договоренности со школой — ребенок должен будет успешно сдать положенные тесты и экзамены для того, чтобы быть аттестованным.

В противном случае, будет рассматриваться вопрос о том, что домашнее обучение для него не эффективно и не представляется возможным.

Для того, чтобы не попасть впросак, определиться с тем, кто и как будет обучать ребенка на дому, родителям имеет смысл заранее получить программу обучения, обговорить с директором или завучем сложные моменты, пункты, на которые следует обратить особое внимание и т.д.

  • Определиться с формой домашнего обучения.

С появлением законодательно закрепленного права гражданина самому выбирать, как он хотел бы получать знания и соответствующие документы об образовании, стали распространяться не только сети частных школ, но и домашнее обучение также получило свое развитие. В настоящее время существует три формы организации образования на дому.

Надомное

Надомное обучение организуется силами школы, к которой приписан ученик, не способный из-за состояния здоровья обучаться на общих основаниях. Для тех, кто выбрал домашнее обучение без видимых на то причин, надомное обучение не может быть доступно.

Предоставив необходимые медицинские справки, ученик имеет право на то, чтобы учителя школы, к которой он приписан, проводили с ним индивидуальные занятия у него на дому. Данные уроки полностью дублируют школьную программу, а их качество полностью зависит от того, насколько добросовестно относятся педагоги к внеклассной работе.

Семейное

Семейное обучение организуется также после принятия заявления от родителей о домашнем обучении ребенка в одной из школ и согласования порядка аттестации ученика.

Классы семейного типа создаются при полной инициативе и участии родителей, которые сами выступают в роли педагогов младших классов, а позже и учителей-предметников.

Беря на себя ответственность за качество образования детей, родители вправе составить свою программу, дополнить необходимыми на их взгляд дисциплинами, скажем, начальную школу, изменить подход к изучению какого-то предмета по своему усмотрению.

Но они должны помнить, что в конце четверти или полугодия в зависимости  от договоренности со школой ребенок должен будет сдать экзамен, чтобы подтвердить, что он получил те же знания, что и его сверстники, находившиеся все это время за школьной партой.

В остальном же родители вправе проявлять фантазию и творчество, изобретая новые формы и подходы для того, чтобы их детям было веселее и интереснее учиться.

Экстернат является самой известной формой индивидуального обучения и часто ассоциируется с одаренными детьми, такими, как Майкл Кевин Кирни, который окончил среднюю школу экстерном в 6 лет, а в десятилетнем возрасте попал в книгу рекордов Гинесса как самый молодой выпускник университета.

Для образования и получения аттестата по форме экстерната целесообразным является найти школу с опытом подобной работы, где есть ответственный (как правило, один из завучей) за организацию экстерната в данном учебном заведении. Как правило, в такой школе уже есть группа детей, с которой ведется работа по данной форме.

После заполнения соответствующих документов, родители получают на руки учебники и зачетную книжку, и затем 2 раза в год ребенок сдает экзамены по предметам для того, чтобы переходить из класса в класс.

Если у ученика есть возможность и способности усваивать знания быстрее, чем это прописано в плане, он может переходить в следующий класс раз в полгода, а не раз в год, как все остальные дети. В этом и заключается суть экстерната.

Как правило, родители, нацеленные на экстернат, сразу же нанимают репетиторов, чтобы они смогли быстро и качественно обучить ребенка предмету.

По официальной статистике, имеющейся за 2007 год, из 100 тысяч детей, получавших образование на дому, 19 с половиной тысяч детей обучались на экстернате, почти 4 тысячи детей на семейном обучении, а остальные получали надомное образование по состоянию здоровья.

Родители в домашнем обучении

Оставляя ребенка на домашнем обучении, родители берут на себя роль наставника и просветителя, которую в обществе призван нести учитель. Для того, чтобы успешно справиться с такими важными обязанностями, от родителей требуется определенный набор навыков.

  • Базовые знания и эрудиция, готовность отвечать на вопросы.

Необходимо воскресить собственные знания, полученные в школе и в течение жизни, для того, чтобы суметь отвечать на вопросы своего ребенка, удовлетворяя любознательность новоиспеченного ученика.

Родители должны уметь эффективно управлять собственным временем и правильно планировать время ребенка.

  • Разжигать и поддерживать познавательный интерес ребенка.

Нужно уметь нетривиально и с удовольствием преподносить новую информацию, тогда ребенок будет заинтересован в получении знаний.

  • Способствовать развитию самостоятельности.

Начиная с совместного изучения материала, со временем нужно увеличивать долю самостоятельного получения знаний ребенком. Так, к концу седьмого класса ученик способен сам добыть необходимую информацию, выбрать нужное и отсечь лишнее, изучить и суметь рассказать о прочитанном, а затем сдать экзамен.

  • Развитие навыков целеполагания.

Родители должны уметь четко и ясно объяснить ребенку, почему они выбрали такую форму образования для него, какие она несет для него бонусы и как он должен их использовать. В противном случае, ребенок не будет видеть смысла в развитии самостоятельности и вообще получения знаний, не будучи ежедневно под контролем учителя.

Плюсы и минусы способа

Как и в любой ситуации, выбирая домашнее обучение, нужно трезво оценивать положительные и отрицательные моменты своего выбора.

Слабые сторона обучения на дому:

  • Отсутствие общения в коллективе сверстников или недостаточное его количество.
  • Родители должны перестать быть только мамой и папой, но стать еще и учителями, а это может быть болезненно для всех членов семьи.
  • Необходимость удаленной работы одного из родителей или вовсе отказа от возможности зарабатывать.
  • Большие расходы на пособия и другие учебные материалы, а также на репетиторов, в случае если родители недостаточно компетентны в том или ином предмете.

Сильные стороны домашнего обучения:

  • Комфортные атмосфера и режим, привычная среда и отсутствие неприятных людей в окружении.
  • Индивидуальный темп и форма изучения предмета, а не рассчитанная на среднего ученика.
  • Возможность углубленного изучения действительно интересных дисциплин и ознакомления с другими предметами в рамках, необходимых для написания теста.
  • Более глубокие и близкие отношения с родителями, благодаря ежедневному контакту, изучению и обсуждению нового.

Мнение специалистов о целесообразности, преимуществах и недостатках домашнего обучения (видео)

Таким образом, перевести своего ребенка на домашнее обучение не представляет трудностей — достаточно найти подходящую школу с опытом такой работы и написать соответствующее заявление на имя директора.

Далее необходимо согласовать план аттестации ребенка и получить на руки программу, которую он должен будет освоить за определенный отрезок времени. После этого нужно определиться с формой обучения на дому, в рамках которой ребенок будет получать знания.

Соотнеся все позитивные и негативные стороны домашнего обучения, родители смогут определиться с тем, что действительно нужно их ребенку.

  • Полина
  • Распечатать

Источник: https://paidagogos.com/kak-pravilno-organizovat-domashnee-obuchenie.html

Закон 24/7
Добавить комментарий