Государственный контроль и надзор в сфере предпринимательской деятельности

Государственный контроль за предпринимательской деятельностью

Государственный контроль и надзор в сфере предпринимательской деятельности

Ахмедов Эльдар Миралиевич,
ЧОУ ВПО Омская Юридическая Академия, г.Омск

Государственный контроль (надзор) — деятельность уполномоченных органов государственной власти (федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации), направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее также — юридические лица, индивидуальные предприниматели) требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (далее — обязательные требования), посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями [1].

Поскольку государственный контроль осуществляется государственными органами, его следует рассматривать как одну из форм реализации государственной власти. До настоящего времени не закреплены нормативно определения контроля и надзора. Не выработана и общая научная позиция.

Ряд ученых полагает, что надзор является разновидностью контроля который подразделяется на два вида: общий надзор прокуратуры за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, в том числе в сфере хозяйственной деятельности, и административный надзор.

По мнению Резиной Н.А., отсутствие единого подхода к трактовке понятий «государственный контроль» и «государственный надзор»,  противоречивость научных представлений о них приводит к произвольному применению этих терминов в нормативных правовых актах, что отрицательно сказывается на правоприменительной практике [2].

В науке административного права, отличие контроля от надзора сводится к следующим наиболее характерным чертам: 1) органы надзора (в том числе прокурорского) выполняют свои функции и полномочия в отношении тех объектов, которые им организационно не подчинены; органы контроля — в основном в отношении организационно подчиненных и в некоторых случаях в отношении неподчиненных объектов; 2) в процессе контроля могут применяться меры дисциплинарного воздействия в отношении виновных лиц; в процессе же административного надзора применяются меры административного воздействия к физическим и юридическим лицам;

3) органы контроля занимаются проверкой различных сторон деятельности подконтрольных объектов; органы административного надзора проверяют соблюдение специальных правил на поднадзорных им объектах [3].

Необходимо учитывать, что действующее законодательство не всегда учитывает различия между контролем и надзором. Так, например ФЗ от 26 декабря 2008 г.

№ 294-ФЗ, по существу, ставит знак равенства между контролем и надзором при защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Виды контроля различаются в зависимости от оснований его классификации.

Так, объем проверяемой деятельности позволяет выделить общий контроль и специальный контроль. К специальному может быть отнесен, например, валютный контроль, налоговый контроль, бюджетный контроль и др.

В зависимости от стадии контроля и цели проверки выделяют предварительный, текущий и последующий контроль. Предварительный контроль имеет своей целью предупреждение и профилактику соблюдения параметров предпринимательской деятельности. Текущий контроль преследует цель оценки реально осуществляемой предпринимательской деятельности.

Последующий контроль предполагает проверку исполнения тех или иных решений государственных органов в сфере предпринимательской деятельности и соответствующих результатов.

В зависимости от того, кем осуществляется контроль и характера полномочий контролирующих органов, выделяются: контроль Президента РФ; контроль органов законодательной (представительной) власти; контроль органов исполнительной власти; контроль органов судебной власти.

Все виды контроля, так или иначе, влияют на предпринимательскую деятельность. Особое значение для предпринимательской деятельности имеет налоговый контроль. Однако он не является контролем за собственно предпринимательской деятельностью.

Основная его задача заключается в проверке выполнения предпринимателем требований законодательства по выплате налогов и иных налоговых платежей.

С точки зрения предмета предпринимательского права наибольший интерес представляет непосредственный контроль за осуществлением предпринимательской деятельности.

К непосредственному контролю за предпринимательской деятельностью следует отнести, например, контроль лицензирующим органом соблюдения лицензиатом лицензионных требований и условий.
Непосредственный государственный контроль за предпринимательской деятельностью предусмотрен при международных автомобильных перевозках [4].

Одним из характерных примеров непосредственного контроля за предпринимательской деятельностью является валютный контроль. Его цель — обеспечение соблюдения валютного законодательства при валютных операциях. Важнейшим этапом в развитии законодательства о государственном контроле (надзоре) явилось принятие Федерального закона от 26 декабря 2008 г.

N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) [1], который регулирует отношения в области защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, подведомственными им государственными учреждениями, уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора) в соответствии с законодательством РФ.

Положения рассматриваемого Закона не применяются к отношениям, связанным с проведением налогового, валютного, бюджетного контроля, банковского и страхового надзора, таможенного, иммиграционного, лицензионного и некоторых других видов специального контроля (п.3 ст.1).

Следует особо отметить закрепление в Законе принципов защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении определенных мероприятий государственного контроля (надзора).

К бесспорным достоинствам Закона следует отнести установление четких и детальных требований к организации и проведению мероприятий по проверке [5].

К числу дополнительных гарантий прав предпринимателей при осуществлении государственного контроля следует отнести ряд ограничений, устанавливаемых Законом, при проведении соответствующих мероприятий.

Вред, причиненный юридическому лицу и индивидуальному предпринимателю вследствие действий (бездействия) должностных лиц органов государственного контроля (надзора) при проведении государственного контроля (надзора), признанных в порядке, установленном законодательством РФ, неправомерными, подлежит возмещению.

Защита прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) осуществляется в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством РФ.

Заявления об обжаловании действий (бездействия) органов государственного контроля (надзора) и их должностных лиц подлежат рассмотрению в порядке, установленном законодательством РФ.

Нормативные правовые акты, принятые органами государственного контроля (надзора) в нарушение законодательства РФ, признаются недействительными полностью или частично в порядке, установленном законодательством РФ. В настоящей статье рассмотрены лишь отдельные средства государственного регулирования предпринимательства.

  Подводя итог, следует сделать вывод, что проблема создания эффективного механизма государственного контроля (надзора) в сфере предпринимательской деятельности представляет собой важную задачу государства. В то же время попытки ее решения не носят системного характера. Так, остались неразрешенными проблемы малой эффективности системы контроля (надзора).

Как показывает анализ правоприменительной практики, при осуществлении контрольно-надзорных мероприятий нередко нарушаются права субъектов предпринимательства со стороны публичных органов власти, что влечет за собой неблагоприятные последствия для хозяйствующих субъектов.

Среди наиболее распространенных нарушений прав предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) можно назвать нарушение сроков проведения контроля, нарушение порядка привлечения к ответственности, осуществление проверок без соответствующего правового основания и т.д.

В связи с этим на современном этапе развития экономики необходимо создать оптимальную систему контроля и надзора, которая обеспечит как дальнейшее развитие предпринимательства в России, так и его добросовестность и качество.

Список литературы

1. Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» 2. Резина Н.А. Государственный контроль и надзор в сфере потребительского рынка. Автореферат дисс….канд. юрид. наук. 12.00.14. – Омск., 2003. 3:  Алехин А.П.

, Кармолицкий А. А., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации. Учебник., М. 2003. 4. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 127-ФЗ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения».

5. Губин Е. П., Лахно П. Г.. Предпринимательское право в РФ. Учебник., М.

2011. 

Средняя:

Источник: http://conf.omua.ru/content/gosudarstvennyy-kontrol-za-predprinimatelskoy-deyatelnostyu

государственный контроль как метод государственного регулирования предпринимательской деятельности

Государственный контроль и надзор в сфере предпринимательской деятельности

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И НОРМАТИВНЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6 1.1. Теоретические подходы к правовым основам взаимодействия государства и предпринимательства и их нормативное закрепление 6 1.2. Понятие, цели и формы государственного регулирования предпринимательской деятельности 19 ГЛАВА 2.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ КАК СРЕДСТВО ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 30 2.1 Основные направления, формы и методы государственного контроля в системе государственного регулирования предпринимательской деятельности 30 2.2 Защита прав предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) 49 ГЛАВА 3.

НОРМАТИВНЫЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В СФЕРЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 60 3.1 Нормативные проблемы обеспечения государственного контроля в сфере предпринимательской деятельности 60 3.

2 Практические проблемы обеспечения государственного контроля в сфере предпринимательской деятельности 63 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 72

Введение

В современный хозяйственный оборот вовлекается все больше хозяйствующих субъектов, однако без эффективной системы контроля (надзора) невозможно полноценное развитие предпринимательства и, как следствие, всей экономики страны в целом.

В механизме государственного регулирования предпринимательской деятельности контролю как одному из средств такого регулирования отведена значительная роль вследствие необходимости обеспечения, прежде всего, публичных интересов государства, а также защиты прав субъектов предпринимательства при осуществлении контрольных мероприятий.

В этой связи можно утверждать, что проблема создания действенного механизма государственного контроля (надзора) в сфере предпринимательской деятельности представляет собой важную задачу государства. В то же время попытки ее решения не носят системного характера. Так, остались неразрешенными проблемы малой эффективности системы контроля (надзора).

Различные административные барьеры, дублирование функций контрольно-надзорных органов различных уровней власти, неоправданно большое количество предъявляемых к предпринимателям требований не обеспечивают в полной мере публичные интересы и увеличивают издержки предпринимателей, что влечет за собой увеличение себестоимости товаров, работ и услуг, а следовательно, снижает конкурентоспособность субъектов предпринимательства на рынке. Как показывает анализ правоприменительной практики, при осуществлении контрольно-надзорных мероприятий нередко нарушаются права субъектов предпринимательства со стороны публичных органов власти, что влечет за собой неблагоприятные последствия для хозяйствующих субъектов. Среди наиболее распространенных нарушений прав предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) можно назвать нарушение сроков проведения контроля, нарушение порядка привлечения к ответственности, осуществление проверок без соответствующего правового основания и т.д. В связи с этим на современном этапе развития экономики субъекты предпринимательства остро нуждаются в создании необходимых правовых условий, которые бы способствовали развитию предпринимательства в условиях взаимного сотрудничества с государством. Проведение комплексного анализа правовых норм и правоприменительной практики, связанных с осуществлением контрольно-надзорных мероприятий в отношении хозяйствующих субъектов, обусловлено необходимостью выявления имеющихся в данной сфере правовых проблем как фундаментального, так и прикладного характера, разработкой предложений по совершенствованию действующего законодательства с точки зрения создания единой концепции осуществления контроля и надзора за предпринимательской деятельностью. Изложенное дает основание утверждать, что вопросы рассмотрения предпринимательской деятельности как объекта государственного контроля (надзора) должны быть отнесены к числу актуальных проблем науки предпринимательского права, заслуживающих самостоятельного изучения. Объектом настоящего исследования выступают правоотношения, возникающие по поводу осуществления государственного контроля предпринимательской деятельности. Предмет исследования – нормативные правовые акты, регламентирующие осуществление государственного контроля над предпринимательством, материалы правоприменительной практики и научная и учебная литература по рассматриваемому вопросу. Целью настоящего исследования является комплексный анализ порядка осуществления государственного контроля как метода регулирования предпринимательской деятельности, установление нормативных и правоприменительных проблем в осуществлении контроля и выработка возможных предложений их разрешения. В качестве задач для достижения поставленной цели определены следующие направления исследования: — рассмотреть теоретические подходы к правовым основам взаимодействия государства и предпринимательства и установить их нормативное закрепление; — проанализировать понятие, определить цели и формы государственного регулирования предпринимательской деятельности; — установить основные направления, формы и методы государственного контроля в системе государственного регулирования предпринимательской деятельности; — охарактеризовать порядок осуществления защита прав предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора); — выявить нормативные проблемы обеспечения государственного контроля в сфере предпринимательской деятельности и предложить возможные способы их разрешения; — проанализировать практические проблемы обеспечения государственного контроля в сфере предпринимательской деятельности и выработать возможные способы их решения. Поставленная цель и определенный круг задач обусловили структуру настоящей работы, которая включает в себя настоящее введение, три главы, объединяющие шесть параграфов, в которых последовательно решаются поставленные задачи, заключение, содержащее выводы по настоящему исследованию, и список использованных источников.

Заключение

Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы относительно проведенного исследования. Если обобщить опыт участия государства в регулировании экономики и взгляды различных экономических школ, то можно сделать вывод о том, что на современном этапе экономика не может без него обойтись.

При всей противоречивости и несовпадении взглядов можно определенно заявить, что различия касаются форм и доли государственного вмешательства в экономику. Для современного рыка характерно наличие цикличности и провалов регулирования некоторых важнейших сфер экономики.

Поэтому государство берет на себя обязанности по созданию условий для работы и некоторой корректировке рыночного механизма. Конкретные методы и сферы государственного регулирования зависят от этапа развития экономики и могут существенно различаться. В настоящее время стоит задача сформировать механизм глобального регулирования мировой экономики путем совместных действий государств.

Движение в этом направлении происходит. Появился новый международный орган – G20, периодические саммиты руководителей 20 наиболее развитых в экономическом отношении государств, в ходе которых происходит поиск решений мировых экономических проблем. Однако значительных успехов достигнуто не было.

Для решения проблемы требуется разработка новой экономической теории, объясняющей закономерности развития глобализированной экономики и предлагающие действенные механизмы ее регулирования, не противоречащие механизму мирового рынка.

Государственное регулирование предпринимательства допустимо постольку, поскольку это необходимо: — во-первых, для обеспечения общественных интересов (теория общественного интереса); — во-вторых, для поддержки определенных отраслей экономики и стабилизации конкуренции между группами давления (чикагская теория регулирования); — в-третьих, для повышения степени эффективности распределения ресурсов в сферах производства и потребления и оптимизации получения органами публичной власти политической ренты — доли доходов избирателей (теория общественного выбора). С учетом изложенного представляется, что формулировка принципа «государственное регулирование предпринимательской деятельности» недостаточно точна. Поскольку в основе его обоснования используется критерий — применение различных форм и средств государственного регулирования (воздействия) на экономику, можно предположить, что фактически под данным принципом понимается принцип достижения баланса государственного и иного социального регулирования предпринимательской деятельности. Можно предложить следующую классификацию основных направлений государственного контроля предпринимательской деятельности: 1) Создание условий цивилизованного функционирования рынка:  определение формы собственности хозяйствующих субъектов и правил управления;  создание механизма обеспечения исполнения хозяйственных договоров;  защита интересов и прав потребителей;  установление стандартов и мер;  предупреждение споров между предпринимателями 2) Стратегическое планирование науки и научно-технического прогресса 3) Решение макроэкономических проблем:  пропорциональность развития экономики;  темпы экономического роста;  объем национального производства;  внешнеэкономические связи страны;  уровень занятости и социальная защита населения. Анализ лицензионного законодательства позволяет прийти к выводу, что для достижения своих целей и задач институт лицензирования наделен должным набором правовых средств, направленных в первую очередь на защиту публично-правовых интересов. Элементами данного института являются: лицензионные требования осуществления отдельных видов деятельности; предварительный и последующий лицензионный контроль; приостановление действия лицензии и аннулирование лицензии; система публично-правовых и частноправовых санкций за осуществление деятельности без лицензии и с нарушением лицензионных требований. Безусловно, основным аспектом института лицензирования является административно-регулятивный. Система лицензирования зачастую признается одним из наиболее эффективных государственных регулятивных механизмов в условиях рыночной экономики, которая одновременно может служить индикатором уровня развития экономики, ее типа. Основным методом регулирования правоотношений в сфере лицензирования является императивный метод, минимизирующий волю субъектов таких правоотношений посредством установления предписаний и правил поведения. В отличие от лицензирования регулированию деятельности саморегулируемых организаций присуща большая диспозитивность, что в первую очередь обусловливается гражданско-правовой природой данного института. По общему правилу, членство в любой организации, в том числе некоммерческой, является добровольным. Данный принцип закреплен в ст. 30 Конституции РФ. Считаем целесообразным обратить внимание, что к числу особенностей защиты прав предпринимателей в российском праве следует отнести: — выбор концептуальных обоснований в процессе становления предпринимательской деятельности и отсутствие теоретических разработок ее регулирования; — следует отметить достаточно глубокую проработанность понятийного аппарата в этой области, выработку комплексных трактовок понятия «предпринимательство» и взаимосвязанных с ним понятий. — значение Конституции в структуре российского права, конституционные основы предпринимательской деятельности, ставшие теоретической основой института бизнес-омбудсмена, целью которого является защита прав предпринимателей и бизнес-интересов; — скопление достаточно большого числа проблемных вопросов в области охраны предпринимательской деятельности обусловило необходимость выработки механизма реагирования на обращения предпринимателей с требованием о защите своих прав. К нормативным проблемам обеспечения государственного контроля в сфере предпринимательской деятельности можно отнести: — необходимость принятия Федерального закона «О государственном и муниципальном контроле» как одного из способов разрешения проблем правового характера, имеющих место при осуществлении государственного контроля в сфере предпринимательства; — при разработке положений об осуществлении конкретного вида государственного (муниципального) контроля и надзора необходимо максимально детализировать предмет проверки (на соответствие каким нормативным правовым актам проверяются требования), субъекты проверки, а также формы мероприятий по контролю (надзору). Анализ практики осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, в том числе судебной практики позволил выявить следующие две группы проблем исполнения контрольно-надзорных функций органами исполнительной власти: 1. Проблемы, связанные с теми или иными недостатками проверяемых обязательных требований (проблемы материального права): отсутствие в открытом доступе установленных требований, проверка выполнения которых осуществляется в ходе мероприятий по контролю; устаревание (потеря актуальности) применяемых обязательных требований к продукции и процессам, являющихся предметом проверки; избыточность и противоречивость проверяемых требований, отсутствие• связи проверяемых требований с обеспечением безопасности. 2. Проблемы, связанные с недостатками процедур проведения проверок и применения мер в отношении фактов выявленных нарушений (процедурные проблемы): дублирование отдельных видов контроля; неоправданно высокая степень усмотрения должностных лиц при проведении проверок; отсутствие разграничений полномочий по осуществлению государственного надзора со стороны гражданских и силовых ведомств; непосредственное возбуждение дела об административном правонарушении как легальная возможность проведения дополнительной внеплановой проверки; проблемы правоприменительной практики в сфере привлечения к административной ответственности за правонарушения в сфере предпринимательской деятельности, неоправданно высокие санкции за нарушение обязательных требований; неопределенность в отношении того, распространяется ли Закон № 294-ФЗ на отдельные виды контроля или нет; наличие значительного количества видов контроля (надзора), в отношении которых гарантии Закона № 294-ФЗ не распространяются или распространяются не в полной мере.

Список литературы

Источник: http://www.work5.ru/gotovye-raboty/125033

Контроль за осуществлением предпринимательской деятельности

Государственный контроль и надзор в сфере предпринимательской деятельности

16.1. Правовое регулирование контроля за предпринимательской деятельностью.

16.2. Понятие, виды и формы контроля в Украине. Особенности и виды административного контроля. Отличие ревизии от проверки.

16.3. Правовые формы парламентского контроля.

16.4. Правовые формы судебного контроля.

16.5. Взаимодействие контрольных органов. Основания проведения контроля.

16.6. Контроль потребителя и органов местного самоуправления. Самоконтроль и его формы.

16.7. Полномочия контролирующих органов.

16.8. Права подконтрольного при осуществлении контроля. Порядок обжалования незаконных действий органов контроля и их должностных лиц.

Правовое регулирование контроля за предпринимательской деятельностью

Государственный контроль за предпринимательской деятельностью, ориентированный на отношения в сфере предпринимательства, является составной частью, разновидностью государственного контроля.

Этот контроль охватывает все стороны предпринимательской деятельности, представляя собой постоянное наблюдение за упорядоченностью управляемой системы, ее состоянием.

В частности он направлен на повышение экономического стимулирования, рациональное и экономное расходование материальных, трудовых, финансовых и других ресурсов, сокращения непроизводительных расходов и потерь субъектами предпринимательства.

Государственный контроль за предпринимательской деятельностью — это разновидность государственного контроля, осуществляемого на основании и в пределах, установленных законодательством, и заключается в проверке соблюдения субъектами предпринимательства обязательных требований законодательства в целях предупреждения, выявления, пресечения и устранения его нарушений.

Нередко контроль за предпринимательской деятельностью как форму государственного влияния на экономику сложно отличить от государственного регулирования хозяйственной деятельности.

Не случайно в некоторых законах вместе с разграничением государственного регулирования и контроля (надзора) допускается их отождествления. Вместе с тем в Хозяйственном кодексе Украины четко проводится различие между средствами государственного регулирования хозяйственной деятельности (ст.

12 ГК Украины) и государственным контролем и надзором за хозяйственной деятельностью (ст. 19 ГК Украины).

При определении видов государственного контроля за предпринимательской деятельностью в качестве основы можно использовать ч. 3 ст. 19 ГК Украины, где названо восемь сфер, в которых государство осуществляет контроль и надзор за хозяйственной деятельностью субъектов хозяйствования.

Исходя из указанного законодательного положения, если критерием классификации государственного контроля является сфера его осуществления, то можно выделить валютный, налоговый контроль, контроль за ценами и ценообразованием, контроль за соблюдением конкурентного законодательства, контроль в сфере внешнеэкономической деятельности и др.

В последние годы формируется и совершенствуется нормативно-правовая основа осуществления государственного контроля за предпринимательской деятельностью. Это касается как материально-правовых норм, содержащих основания осуществления такого контроля и определяют его формы и средства, так и процессуально-правовых норм, регламентирующих процедуру осуществления такого контроля.

Основным нормативным актом по осуществлению контроля за хозяйственной деятельностью является Закон Украины № 877Л / «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» от 5 апреля 2007

Также в качестве примера можно привести Закон Украины «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности» от 01.06.2000 г..

, В котором определены общие правила осуществления контроля в сфере лицензирования, а именно контроля за соблюдением лицензиатами лицензионных условий, в том числе его форма — проведение плановых и внеплановых проверок, а также составление акта проверки и издание распоряжения об устранении нарушений лицензионных условий или принятия решения об аннулировании лицензии. Важно то, что эти общие правила конкретизированы в ряде подзаконных нормативно-правовых актов.

Для рационализации и упорядочения государственного контроля за предпринимательской деятельностью важное значение имеет Закон Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц-предпринимателей» от 15.05.2003 г..

, Согласно которому введен Единый государственный реестр — автоматизированная система сбора, накопления, защиты, учета и предоставления информации о юридических лицах и физических лиц-предпринимателей.

В последние годы было принято значительное количество ведомственных нормативно-правовых актов, направленных на упорядочение государственного контроля в отдельных сферах предпринимательской деятельности.

Нельзя не отметить определенные тенденции либерализации государственного контроля за предпринимательской деятельностью, находят свое отражение в законодательстве. Это касается и правовых гарантий прав и законных интересов субъектов предпринимательства.

В частности, существенно сокращен перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию, упрощенная и сокращенная во времени процедура получения лицензий, внесение в них изменений, значительно упрощена система государственной регистрации субъектов предпринимательства на основании принятых в последние несколько лет законов, регламентирующих легитимацию субъектов предпринимательства.

Следует также указать и на такую положительную тенденцию, как передачу государством части контрольных функций профессиональным некоммерческим объединением предпринимателей в виде саморегулируемых организаций.

Источник: https://studbooks.net/25349/pravo/kontrol_osuschestvleniem_predprinimatelskoy_deyatelnosti

15. Государственный контроль за предпринимательской деятельностью

Государственный контроль и надзор в сфере предпринимательской деятельности

Государственныйконтроль в сфере предпринимательскойдеятельности

представляетсобой систему проверки и наблюдения засоблюдением коммерческими и некоммерческимиорганизациями, а также индивидуальнымипредпринимателями требований нормативныхактов при осуществлении предпринимательскойдеятельности.

Контрольявляется одним из средств государственногорегулирования

экономикии предпринимательской деятельности.

Разновидностьюконтроля является надзор, которыйподразделяется:

1)на общий надзор, который осуществляетпрокуратура за соблюдением КонституцииРФ и исполнением законов;

2)административный надзор.

Контрольот надзора отличается тем, что:

1)органы надзора выполняют свои функциии полномочия в отношении объектов,которые им организационно не подчинены,а органы контроля в отношении организационноподчиненных и в некоторых случаях вотношении неподчиненных объектов;

2)при контроле в отношении виновных лицприменяются меры дисциплинарноговоздействия, а при административномнадзоре к физическим и юридическимлицам применяются меры административного

воздействия;

3)органы контроля осуществляют проверкуразличных сторон деятельностиподконтрольных объектов, а органыадминистративного надзора проверяютсоблюдение специальных правил наподнадзорных им объектах.

Различаютследующие виды контроля:

1)в зависимости от объема проверяемойдеятельности:

а)общий контроль;

6)специальный контроль;

2)в зависимости от стадии контроля и целипроверки:

а)предварительный — предупреждение ипрофилактика соблюдения параметровпредпринимательской деятельности;

6)текущий — оценка реально осуществляемойпредпринимательской деятельности;

в)последующий — проверка исполнения техили иных решений государственных органовв сфере предпринимательской деятельностии соответствующих результатов;

3)в зависимости от того, кем осуществляетсяконтроль и каков характер

полномочийконтролирующих органов:

а)контроль Президента РФ;

6)контроль органов законодательной(представительной) власти;

в)контроль органов исполнительной власти;

г)контроль органов судебной власти;

4)налоговый контроль;

5)валютный контроль;

6)бюджетный контроль;

7)банковский и страховой надзор;

8)транспортный контроль;

9)государственный контроль (надзор)администрациями морских, речных портови инспекторскими службами гражданскойавиации аэропортов на территорияхпортов;

10)государственный контроль (надзор),осуществляемый в области обеспечениябезопасности движения, экологическойбезопасности и санитарно — эпидемиологическогоблагополучия на железнодорожномтранспорте;

11)таможенный контроль;

12)иммиграционный контроль;

13)лицензионный контроль;

14)контроль безопасности при использованииатомной энергии;

15)контроль за обеспечением защитыгосударственной тайны;

16)санитарно — карантинный, карантинныйфитосанитарный и ветеринарный контрольв переходах Государственной границыРоссийской Федерации;

17)контроль объектов, которые признаютсяв соответствии с законодательствомопасными, а также особо важных и режимныхобъектов;

18)контроль оперативно-розыскных мероприятий,дознания, предварительного следствия,правосудия, прокурорский надзор;

19)государственный метрологическийконтроль (надзор).

Принципамизащиты прав юридических лиц и индивидуальныхпредпринимателей при проведениигосударственного контроля (надзора)являются:

1)презумпция добросовестности юридическоголица или индивидуального предпринимателя;

2)открытость и доступность для юридическихлиц и индивидуальных предпринимателейнормативных правовых актов;

3)установление обязательных требованийфедеральными законами и принятыми всоответствии с ними нормативнымиправовыми актами;

4)соответствие предмета проводимогомероприятия по контролю компетенцииоргана государственного контроля(надзора);

5)ответственность органов государственногоконтроля (надзора) и их должностных лицпри проведении государственногоконтроля (надзора) за нарушениезаконодательства РФ и др.

Припроведении государственного контролязащита прав юридических лиц и индивидуальныхпредпринимателей осуществляется вадминистративном и (или) судебномпорядке.

Заявленияоб обжаловании действий (6ездействия)органов государственного контроля(надзора) и их должностных лиц подлежатрассмотрению в установленном порядке.

Источник: https://studfile.net/preview/1633254/page:14/

Контроль и надзор

Государственный контроль и надзор в сфере предпринимательской деятельности

Государственный контроль в сфере предпринимательской деятельности представляет собой систему проверки и наблюдения за соблюдением коммерческими и некоммерческими организациями требований нормативных актов при осуществлении предпринимательской деятельности.

Разновидностью контроля является надзор, который подразделяется на общий надзор прокуратуры за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ, в том числе в сфере хозяйственной деятельности, и административный надзор.

В законодательстве, однако, контроль и надзор употребляются в качестве синонимов. Определение контроля (надзора) дается в ст. 2 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Законодатель определяет его как деятельность уполномоченных органов государственной власти, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями требований, установленных законом посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, принятия предусмотренных законодательством РФ мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти но систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.

В настоящий момент существует проблема чрезмерного вмешательства контролирующих органов в дела бизнеса. В деятельности контролирующих ведомств отсутствует принцип презумпции невиновности, осуществление различных контрольных функций не скоординировано между собой, их масштаб явно чрезмерен, а эффективность низка.

Проводится большое число, как правило, несогласованных проверок малого и среднего бизнеса многочисленными контролирующими органами. Но главная трудность предпринимателей состоит в том, что контролирующие органы (должностные лица) фактически не несут никакой ответственности за результаты проверок.

Кроме того, органы местного самоуправления также нередко злоупотребляют своими полномочиями, осуществляя частые и неоправданные проверки.

Определенную роль по защите прав и интересов субъектов предпринимательской деятельности от злоупотреблений со стороны контролирующих органов должен играть Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», который регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты нрав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Государственное регулирование и контроль должны быть эффективными средствами стимулирования предпринимательства, а не сдавливающим деловую активность инструментом.

Для преодоления существующих административных барьеров необходимо упорядочить деятельность органов, осуществляющих контроль и надзор за субъектами предпринимательства, при этом обратить особое внимание на принятие ими различных нормативных правовых актов, которые иногда открывают возможности для коррупции.

Устранение административных барьеров в предпринимательской деятельности, несомненно, имеет позитивное воздействие на экономику страны. Во-первых, устранение препятствий для входа на рынок оживляет конкуренцию, несет положительный эффект для потребителя. Во-вторых, административные барьеры ведут к уходу в теневую экономику, что существенно снижает бюджетные доходы.

В-третьих, административные барьеры вследствие включения в них непроизводственных издержек, связанных с преодолением административных барьеров, вызывают экономические потери потребителей от завышения розничных цен хозяйствующими субъектами. Таким образом, огромный потенциал бизнеса, особенно малого и среднего, не реализуется из-за административных барьеров, коррупции, произвола чиновников.

Важнейшим средством решения этих проблем является антикоррупционная борьба и регламентация поведения чиновников.

Кроме того, необходимо усилить гарантии защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), ввести преимущественно уведомительный порядок начала предпринимательской деятельности, заменить лицензирование отдельных видов деятельности обязательным страхованием ответственности или предоставлением финансовых гарантий и др.

Борьба с административными барьерами является одним из аспектов деятельности по совершенствованию административных процессов в государственном управления. В основе этой деятельности должен быть следующий правовой принцип: для государственного органа и должностного лица все, что прямо не предписано законом, запрещено.

Источник: https://studme.org/80983/pravo/kontrol_nadzor

Предпринимательское право России

Государственный контроль и надзор в сфере предпринимательской деятельности

В механизме государственного регулирования предпринимательской деятельности важное место принадлежит государственному контролю как одному из средств государственного регулирования экономики и предпринимательской деятельности. Прежде чем приступить к характеристике государственного контроля за предпринимательской деятельностью, следует несколько слов сказать о понятиях контроля и надзора.

Понятие «контроль» дословно означает «постоянное наблюдение, проверка чего-либо». Поэтому государственный контроль представляет собой систему проверки и наблюдения в той или иной сфере осуществления государственной власти. Государственному контролю противопоставляется общественный (негосударственный) контроль.

Наука административного права выделяет два вида контрольной деятельности: контроль и надзор.

Государственный контроль, осуществляемый исполнительной властью, является одной из форм реализации функций органов исполнительной власти.

Говоря о соотношении понятий «государственный контроль» и «государственный надзор», мы придерживаемся высказанного в литературе мнение о том, что государственный надзор есть особый вид государственного контроля.

Вот что пишет по этому поводу Д. Н. Бахрах: «Надзор — это ограниченный, суженный контроль».

Далее авторитетный ученый отмечает, что в России существует три типа надзора: а) судебный; б) прокурорский; в) административный. Последний — самый большой по объему и разнообразию.

Его осуществляют сотни тысяч государственных служащих, он значительно отличается от судебного и от прокурорского надзора.

В итоге Д. Н. Бахрах формулирует следующее определение административного надзора: «Административный надзор — надведомственный, специализированный, систематический контроль государственной администрации за соблюдением гражданами и организациями правовых и технико-правовых норм».

Аналогичное мнение было высказано А. П. Алехиным и Ю. М.

Козловым, которые считают, что административный надзор является разновидностью государственного контроля, суть которого состоит в наблюдении за исполнением всеми лицами (в том числе должностными) действующих в сфере управления правил (норм).

Административный надзор обладает своими особенностями.

Во-первых, субъектами надзорной деятельности являются структурные подразделения государственной администрации, субъекты исполнительной власти.

Во-вторых, основная цель административного надзора — обеспечение безопасности граждан, организаций и общества.

В-третьих, административный надзор всегда специализирован, направлен на соблюдение специальных правил, а не на соблюдение законности в целом.

В-четвертых, административный надзор за конкретными объектами производится систематически.

В-пятых, административный надзор осуществляется, как правило, субъектами функциональной власти, наделенными надведомственными полномочиями.

В-шестых, административный надзор связан с широким применением мер административного принуждения.

Таким образом, государственный контроль (надзор) в сфере предпринимательства есть система проверок и наблюдения за соблюдением субъектами предпринимательской деятельности и органами государственной власти требований нормативных правовых актов при осуществлении предпринимательской деятельности, а также при ее управлении.

В действующем законодательстве отсутствует общее (универсальное) определение понятия государственного контроля и надзора. Существуют различные виды контроля и надзора в зависимости от сферы применения.

К ним относятся, в частности:

  1. банковский надзор;
  2. бюджетный контроль;
  3. валютный контроль;
  4. государственный метрологический контроль (надзор);
  5. государственный строительный надзор;
  6. контроль безопасности при использовании атомной энергии;
  7. контроль объектов, признаваемых опасными, а также особо важных и режимных объектов;
  8. налоговый контроль;
  9. санитарно-карантинный, карантинный фитосанитарный и ветеринарный контроль;
  10. страховой надзор;
  11. таможенный контроль;
  12. транспортный контроль;
  13. финансовый контроль.

Как видно, даже этот далеко неполный перечень видов контроля и надзора представляет собой огромный нормативный массив для исследования и анализа. Это позволяет ограничиться лишь общими положениями о контроле (надзоре) и рассмотреть некоторые виды государственного контроля в сфере предпринимательской деятельности.

В зависимости от стадии контроля и цели проверки выделяют предварительный, текущий и последующий контроль.

Предварительный контроль преследует цель предупреждения и профилактики соблюдения параметров предпринимательской деятельности.

Текущий контроль имеет цель оценки реально осуществляемой предпринимательской деятельности.

Последующий контроль предполагает проверку исполнения тех или иных решений государственных органов в сфере предпринимательства.

С учетом того, кем осуществляется государственный контроль, а также характера полномочий контролирующих органов можно выделить контроль:

  • Президента РФ;
  • органов законодательной (представительной) власти;
  • органов исполнительной власти;
  • органов судебной власти (включая конституционный контроль);
  • прокурорский (надзор);
  • ведомственный (надзор).

Принимая во внимание объем контролируемой деятельности, выделяют общий и специальный контроль. Большинство видов осуществляемого контроля носит специальный характер (например, бюджетный, валютный, налоговый, страховой, финансовый и др.). К общему можно отнести судебный контроль и прокурорский надзор.

Существуют и другие виды контроля (надзора). В литературе называют непосредственный (прямой) контроль за предпринимательской деятельностью и опосредованный контроль.

Так, непосредственным контролем за предпринимательской деятельностью является банковский, валютный контроль, государственный строительный надзор и др.

К опосредованному контролю можно отнести, например, контроль, осуществляемый органами законодательной и исполнительной власти.

Учитывая тенденцию к усилению контроля за предпринимательской деятельностью, государство принимает меры по защите прав и интересов субъектов предпринимательской деятельности от злоупотреблений со стороны контролирующих органов.

В этом плане показательным является Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 134 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) (в ред. от 30 декабря 2006 г. № 266-ФЗ).

Сфера действия названного Закона весьма ограниченна.

В силу с п. 1 ст.

1 данный Закон регулирует отношения в области защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, подведомственными им государственными учреждениями, уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Закон № 134 не применяется:

  • к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органов государственного контроля (надзора) с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями и на них не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора);
  • к мероприятиям по контролю, проводимым в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по их инициативе;
  • к отношениям, связанным с проведением бюджетного, валютного налогового контроля, а также иных видов специального контроля (надзора).

Действие Закона о защите прав юридических лиц ограничено также в контексте определения понятия «государственный контроль (надзор)».

В целях Закона государственный контроль (надзор) представляет собой проведение проверок выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем при осуществлении их деятельности обязательных требований к товарам (работам, услугам), установленных федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами (ст. 2 Закона № 134).

Коротко остановимся на характеристике отдельных положений Закона. Начнем с того, что в Законе от 8 августа 2001 г. №134 (ст. 3) сформулированы основные принципы защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Среди них можно назвать принципы:

  • презумпция добросовестности юридического лица или индивидуального предпринимателя;
  • открытость и доступность для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, выполнение которых проверяется при проведении государственного контроля (надзора);
  • соответствие предмета проводимого мероприятия по контролю компетенции органа государственного контроля (надзора);
  • периодичность и оперативность проведения мероприятия по контролю, предусматривающего полное и максимально быстрое проведение его в течение установленного срока;
  • ответственность органов государственного контроля (надзора) и их должностных лиц при проведении государственного контроля (надзора) за нарушение законодательства Российской Федерации;
  • недопустимость взимания органами государственного контроля (надзора) платы с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за проведение мероприятий по контролю, за исключением случаев возмещения расходов органов государственного контроля (надзора) на осуществление исследований (испытаний) и экспертиз, в результате которых выявлены нарушения обязательных требований;
  • недопустимость непосредственного получения органами государственного контроля (надзора) отчислений от сумм, взысканных с юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей в результате проведения мероприятий по контролю.

Заслуживает внимания гл. 2 Закона «Требования к организации и проведению мероприятий по контролю».

В частности, отметим ряд принципиальных требований:

  1. мероприятие по контролю может проводиться только тем должностным лицом (лицами), которое указано в распоряжении (приказе) о проведении мероприятия по контролю;
  2. продолжительность мероприятия по контролю не должна превышать одного месяца (в исключительных случаях этот срок может быть продлен, но не более чем на один месяц);
  3. в отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя каждым органом государственного контроля (надзора) плановое мероприятие по контролю может быть проведено не более чем один раз в два года. В отношении субъекта малого предпринимательства плановое мероприятие по контролю проводится не ранее чем через три года с момента его государственной регистрации.

В целях зашиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Закон (ст. 8) устанавливает ограничения по проведению мероприятий по контролю (дополнительные гарантии).

При проведении указанных мероприятий должностные лица органов государственного контроля (надзора) не вправе:

  • проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к компетенции органа государственного контроля (надзора), от имени которого действуют должностные лица;
  • осуществлять плановые проверки в случае отсутствия должностных лиц, или работников проверяемых юридических лиц или индивидуальных предпринимателей либо их представителей;
  • требовать представления документов, информации, образцов (проб) продукции, если они не являются объектами мероприятий по контролю и не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы документов, относящихся к предмету проверки;
  • требовать образцы (пробы) продукции для проведения их исследований (испытаний), экспертизы без оформления акта об отборе образцов (проб) продукции в установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные государственными стандартами или иными нормативными документами;
  • распространять информацию, составляющую охраняемую законом тайну и полученную в результате проведения мероприятий по контролю, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
  • превышать установленные сроки проведения мероприятий по контролю.

В Законе (гл. 3) подробно прописаны права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора).

В частности, они имеют право:

  • непосредственно присутствовать при проведении мероприятий по контролю, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
  • получать информацию, предоставление которой предусмотрено настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами;
  • знакомиться с результатами мероприятий по контролю и указывать в актах о своем ознакомлении, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органов государственного контроля (надзора);
  • обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органов государственного контроля (надзора) в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Законодательство о контроле (надзоре) состоит из большого числа нормативных правовых актов различной юридической силы, регулирующих разные виды контроля (надзора). Однако до сих пор отсутствует федеральный закон, закрепляющий основы государственного контроля (надзора) в сфере экономики и предпринимательства.

Источник: https://isfic.info/kommers/pred62.htm

Закон 24/7
Добавить комментарий