Гк рф хозяйствующие субъекты

Тема 3. Субъекты предпринимательского права

Гк рф хозяйствующие субъекты

В.Т. Батычко
Предпринимательское право
Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2011 г.

3.1. Понятие, признаки и виды субъектов предпринимательского права

Субъекты предпринимательского права – это граждане-предприниматели, коммерческие и некоммерческие юридические лица, государство, муниципальные образования.

Субъекты предпринимательского права могут длительное время не вступать ни в какие правоотношения, в том числе и предпринимательские.

Однако, вступив в предпринимательские правоотношения, субъект становиться субъектом предпринимательского правоотношения.

Субъект предпринимательского правоотношения всегда конкретен. Субъекты предпринимательских правоотношений – это конкретные участники, стороны правоотношения, наделённые субъективными правами и юридическими обязанностями в сфере хозяйствования.

Нормативное определение субъекта предпринимательского права в статьях 25 (предпринимательская деятельность гражданина), 49 (правоспособность юридического лица) и 50 (коммерческие и некоммерческие организации) ГК РФ.

В них указывается, что хозяйствующие субъекты – это российские и иностранные коммерческие организации и их объединения (союзы или ассоциации), некоммерческие организации, за исключением не занимающихся предпринимательской деятельностью, а также индивидуальные предприниматели.

Субъект предпринимательского права — лицо, которое в силу присущих ему признаков может быть участником предпринимательских правоотношений.

Рассмотрим признаки субъектов предпринимательского права.

1. Легитимация в установленном законом порядке. Индивидуальные предприниматели и организации легитимируются в качестве хозяйствующих субъектов с помощью государственной регистрации.

Российская Федерация и субъекты РФ не нуждаются в государственной регистрации в качестве субъекта предпринимательского права, так как в соответствии с Конституцией РФ и основными законами субъектов РФ они имеют соответствующую компетенцию для осуществления хозяйственной деятельности.

Легитимация муниципальных образований осуществляется путем разработки ими устава, который принимается представительным органом местного самоуправления или населением непосредственно и подлежит государственной регистрации в порядке, установленном законом субъекта РФ.

2. Наличие хозяйственной компетенции, т.е. совокупности хозяйственных прав и обязанностей, которыми наделен хозяйствующий субъект в соответствии с законом, учредительными документами, а в отдельных случаях — на основании лицензии.

Выделяют общую, ограниченную, специальную и исключительную компетенцию.

Общая компетенция дает возможность субъектам иметь права и нести обязанности, необходимые для осуществления любых видов предпринимательской деятельности, не запрещенных законом. Общей компетенцией обладают коммерческие организации, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законодательством (ст. 49 ГК РФ);

Ограниченную компетенцию имеет субъект, который самостоятельно ограничил свою хозяйственную компетенцию в учредительных документах, закрепив цель своей деятельности в учредительных документах.

Сделки, совершенные организациями в противоречии с целями деятельности, определенно (исчерпывающе) ограниченными в их учредительных документах, могут быть признаны судом недействительными в случаях, предусмотренных ст.

173 ГК РФ (по иску этого юридического лица или его учредителя (участника) или государственного органа, осуществляющего контроль или надзор за деятельностью юридического лица, если доказано, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать о ее незаконности).

Специальной компетенцией закон наделяет субъектов, которые в силу прямого указания закона обязаны закрепить цель своей деятельности в учредительных документах.

Они могут иметь права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в уставе, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

К субъектам специальной компетенции относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия и некоммерческие организации.

Исключительной компетенцией обладают субъекты, избравшие для себя такой вид деятельности, относительно которой законодателем установлен запрет осуществлять наряду с ней какие-либо иные виды предпринимательской деятельности (страховые компании, кредитные организации, аудиторские организации и др.). Сделки, совершенные организациями, в отношении которых законом предусмотрена специальная или исключительная компетенция, с нарушением предмета и целей их деятельности, являются ничтожными на основании ст. 168 ГК РФ.

3. Наличие обособленного имущества как базы для осуществления предпринимательской деятельности. Правовыми формами такого обособления могут быть право собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления. Обособленное имущество служит основой самостоятельной имущественной ответственности.

4. Самостоятельная имущественная ответственность означает, что хозяйствующий субъект отвечает сам, своим имуществом перед контрагентами и государством.

По общему правилу учредитель (участник) юридического лица или собственник его имущества не отвечают по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя (участника) или собственника.

Исключения из этого правила могут предусматриваться законом или учредительными документами.

Например, по обязательствам хозяйственных товариществ субсидиарную ответственность несут полные товарищи; Российская Федерация несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества.

Виды субъектов российского предпринимательского права:

— Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, государственные и муниципальные органы;

— индивидуальные предприниматели;

— юридические лица;

— хозяйственные объединения.

Источник: http://www.aup.ru/books/m236/3_1.htm

Раздел 3. Организационно-правовые формы ведения предпринимательской деятельности

Гк рф хозяйствующие субъекты

3. Организационно-правовые формы ведения предпринимательской деятельности.

3.1. Общие положения

К хозяйствующим субъектам относятся юридические лица, а также физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Все юридические лица, в соответствии со статьей 50 Гражданского кодекса РФ, делятся на два вида: коммерческие и некоммерческие организации.

Коммерческие организации — организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и распределяющие полученную прибыль между участниками.

Коммерческие организации могут создаваться в различных организационно-правовых формах, а именно: хозяйственные товарищества, хозяйственные общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия.

Некоммерческие организации — организации, не имеющие извлечение прибыли в качестве цели своей деятельности и не распределяющие полученную прибыль между участниками.

Некоммерческие организации могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом.

Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.

Допускается создание объединений коммерческих и (или) некоммерческих организаций в форме ассоциаций и союзов.

К физическим лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица относятся — индивидуальные предприниматели и крестьянские (фермерские) хозяйства.

3.2. Индивидуальные предприниматели

В соответствии с ст.23 Гражданского Кодекса РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (ИП).

Учредительные документы и уставный капитал ИП не требуются.

ИП гражданин отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с ст.24 ГК РФ законом не может быть обращено взыскание.

ИП имеет право нанимать наемных работников, их количество законом не ограничено. Деятельность индивидуального предпринимателя регламентируется ГК РФ, специальных законов нет. Для ИП к его деятельности должны применяться правила, регулирующие деятельность коммерческих организаций.

Гражданин, ведущий свое дело как индивидуальный предприниматель, может изменить (укрупнить) организационную форму своей деятельности, либо же при неблагоприятных обстоятельствах (например, угрозе банкротства) принять решение о прекращении своего бизнеса.

Деятельность ИП прекращается:

по решению суда;

добровольно при предоставлении ИП в регистрирующий орган заявления о прекращении предпринимательской деятельности;

в случае смерти физического лица;

при утрате иностранным гражданином или лицом без гражданства права на дальнейшее пребывание на территории РФ.

3.3. Юридические лица.

3.3.1. Хозяйственные товарищества.

В Гражданском кодексе РФ закреплены две разновидности товарищества — полное и коммандитное (товарищество на вере). ( Гражданский Кодекс Российской Федерации. Часть I. Глава 4, § 2).

Полным товариществом признается коммерческая организация, участники которой (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам всем принадлежащим им имуществом.

Лицо (юридическое или физическое) может быть участником только одного полного товарищества. Полный товарищ не вправе без согласия остальных товарищей совершать от своего имени в своих интересах или в интересах третьих лиц сделки, однородные с теми, которые составляют предмет деятельности товарищества.

При совместном ведении дел товарищества его участниками для совершения каждой сделки требуется согласие всех участников товарищества. На совершение сделки одним из товарищей выдается доверенность.

Участники товарищества солидарно несут ответственность своим имуществом по обязательствам товарищества, то есть кредитор может предъявить требование, как ко всему товариществу, так и к каждому из товарищей в отдельности. При этом при недостаточности имущества одного из них ответственность переносится на любого другого товарища.

 От полного коммандитное товарищество отличается наличием в нем помимо полных товарищей также вкладчиков (коммандитистов), которые отвечают по обязательствам товарищества лишь в пределах своего вклада. Они не несут ответственности по обязательствам товарищества, и в свою очередь, не имеют права участвовать в управлении и ведении дел товарищества.

 Товарищество (как полное, так и коммандитное) создается и действует на основании учредительного договора, подписываемого всеми его участниками. Особые требования к учредительному договору полного товарищества установлены п. 2 ст. 70 и п. 2 ст. 83 Гражданского кодекса РФ.

Они заключаются в необходимости указания размера и состава складочного капитала; размера и порядка изменения долей участников; размера, состава, сроков внесения вкладов; ответственности участников за не внесение вкладов.

Коммандитные товарищества, кроме того, должны указывать совокупные размеры вкладов коммандитистов.

Таким образом, товарищество является коммерческой организацией, основанной на исключительном доверии и действующей исключительно на свой страх и риск.

Применяется эта форма юридического лица довольно редко, так как учредители товарищества — полные товарищи — несут ответственность по долгам предприятия не только вложенным в него имуществом, но и всем другим своим имуществом, что, разумеется, невыгодно для них, Как показывает опыт, в России и за рубежом эта организационно-правовая форма используется, как правило, при создании семейных предприятий.

3.3.2. Хозяйственные общества.

.

Источник: http://invest-don.com/ru/razdel3/

Статья 10. Запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом

Гк рф хозяйствующие субъекты

Комментарий к статье 10

1. Злоупотребление доминирующим положением являет собой частный случай злоупотребления правом. Судебная практика не видит препятствий в применении ст. 10 ГК РФ к отношениям, регулируемым антимонопольным законодательством.

Оценивая аргумент о праве собственника по своему усмотрению распоряжаться принадлежащими ему электрическими сетями и самостоятельно решать вопросы об их использовании конкретными потребителями, суд посчитал неосновательным отказ хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на рынке, от заключения договора с потребителем, квалифицировав его как злоупотребление доминирующим положением. Отказ в признании недействительными решения и предписания антимонопольного органа о понуждении заключить договор на подачу электроэнергии по принадлежащим собственнику электрическим сетям был мотивирован правом суда отказать лицу в защите принадлежащего ему права при совершении им действий, осуществляемых исключительно с намерением причинить вред другому лицу. Применение норм о злоупотреблении правом в этом случае не противоречит антимонопольному законодательству, поскольку Закон о защите конкуренции является комплексным актом, который наряду с публичными включает ряд гражданско-правовых норм .

———————————

См.: п. 14 информационного письма Президиума ВАС РФ от 30 марта 1998 г. N 32.

Как отметил ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 20 февраля 2009 г.

по делу N А21-2767/2008, для констатации злоупотребления правом реализация доминирующим хозяйствующим субъектом гражданских прав (его действия либо бездействие) в каждом конкретном случае должна подвергаться оценке по критериям допустимости пределов осуществления таких прав и разумности тех или иных ограничений. Следует также принимать во внимание направленность вредных последствий оцениваемых действий (бездействия): исключительность таковых, совершение их во вред определенным лицам, без создания юридически либо экономически оправданных выгод и интересов для других лиц. Правовое значение имеет и качество определенной совокупности действий (бездействия), систематика их совершения по устойчивому целевому признаку, а равно трансформация ситуации (переход количественного в качественное).

Для квалификации поведения хозяйствующего субъекта в качестве злоупотребления доминирующим положением антимонопольный орган должен:

1) установить факт доминирования хозяйствующего субъекта;

2) определить субъект правонарушения, которым зачастую является хозяйствующий субъект. Действия в составе групп лиц также могут расцениваться в качестве злоупотребления доминирующим положением, что следует из ч. 2 ст. 9 комментируемого Закона.

В этом случае помимо признаков группы лиц, устанавливаемых на основании ст. 9 Закона о защите конкуренции, должен быть доказан факт нахождения субъекта(ов) под контролем во время злоупотребления доминирующим положением, т.е.

когда одним из хозяйствующих субъектов в отношении другого хозяйствующего субъекта установлен контроль или если такие хозяйствующие субъекты находятся под контролем одного лица (что следует из ч. 7, 8 ст. 11, ч. 6 ст. 11.1 комментируемого Закона).

В противном случае в зависимости от обстоятельств действия в составе группы лиц будут расцениваться в качестве соглашения хозяйствующих субъектов или согласованных действий;

3) подтвердить определенное поведение (действия или бездействие) субъекта, которому адресован запрет. В ч. 1 комментируемой статьи содержится перечень действий (бездействия), признаваемых в качестве нарушения антимонопольного законодательства.

Но этот перечень не является исчерпывающим. Суд или антимонопольный орган вправе признать нарушением и иные, кроме установленных законом, действия (бездействие).

Здесь важным является определение качества определенной совокупности действий (бездействия), систематика их совершения по устойчивому целевому признаку;

4) проверить факт допустимости пределов для осуществления контрагентами своих прав; наложения на контрагентов неразумных ограничений или наличия необоснованных условий реализации контрагентами своих прав (п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30 июня 2008 г. N 30), разумности тех или иных проявлений поведения хозяйствующего субъекта;

5) установить круг лиц, на которых распространяются последствия неправомерного поведения обязанного субъекта. Сам Закон о защите конкуренции не очерчивает круг лиц, на которых распространяются последствия неправомерного поведения обязанного субъекта.

Тем не менее поскольку результатом запрещенных Законом действий (бездействия) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, объектом посягательства служат сама конкуренция или интересы других лиц (т.е. неконкурентов — контрагентов, потребителей);

6) констатировать наступление негативных последствий или возможность их наступления как результат неправомерного поведения обязанного субъекта. С учетом перечня, содержащегося в ч.

1 комментируемой статьи, должна устанавливаться обязанность антимонопольного органа по доказыванию факта наступления негативных последствий либо вероятности их наступления, учитывая, что нарушение антимонопольного законодательства влечет применение мер публичного воздействия к нарушителю.

Если действия (бездействие) прямо поименованы в качестве нарушения антимонопольного законодательства, то доказывать, что их результатом являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, представляется нецелесообразным.

Законодатель и без этого счел их нарушающими установления антимонопольного законодательства, а потому в отношении действий (бездействия), прямо поименованных в ч. 1 ст. 10 указанного Закона, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом (п.

4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30 июня 2008 г. N 30). Если же действия (бездействие) отвечают признакам злоупотребления доминирующим положением, но в установленный законом перечень не включены, то антимонопольному органу придется доказать факт наличия соответствующих последствий или угрозы их наступления.

Как отмечается в судебной практике , презумпция наличия либо угрозы наступления вредных последствий не означает презумпции противоправных действий доминанта. Право такого лица представить доказательства допустимости действий (бездействия) сопряжено с обязанностью антимонопольного органа доказать обратное — их неправомерность и недопустимость.

———————————

См.: Постановление ФАС Северо-Западного округа от 20 февраля 2009 г. по делу N А21-2767/2008.

Для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц (п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30 июня 2008 г. N 30).

2. Часть 2 комментируемой статьи позволяет признать допустимыми действия (бездействие) хозяйствующего субъекта, указанные соответственно в п. 4, 8, 9 и 11 ч.

1, а также иные непоименованные в ней действия, если они соответствуют требованиям ч. 1 ст. 13.

Доказательства допустимости действий (бездействия) представляются хозяйствующим субъектом, подозреваемым в злоупотреблении доминирующим положением.

3. Товарный рынок, функционирующий в условиях естественной монополии, институционально неконкурентоспособен, в связи с чем задачей законодателя является предупреждение создания дискриминационных условий, ставящих одного хозяйствующего субъекта в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами.

Решение этой задачи достигается за счет принятия правил недискриминационного доступа на товарные рынки и (или) к товарам, производимым или реализуемым субъектами естественных монополий, а также к объектам инфраструктуры, используемым субъектами естественных монополий непосредственно для оказания услуг в сферах деятельности естественных монополий. Такие правила могут устанавливаться федеральным законом или нормативным правовым актом Правительства РФ (см., например, Постановления Правительства РФ от 22 июля 2009 г. N 599 «О порядке обеспечения доступа к услугам субъектов естественных монополий в аэропортах» ; от 29 марта 2011 г. N 218 «Об обеспечении недискриминационного доступа к услугам субъектов естественных монополий по транспортировке нефти (нефтепродуктов) по магистральным трубопроводам в Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» ).

———————————

СЗ РФ. 2009. N 30. Ст. 3836.

СЗ РФ. 2011. N 14. Ст. 1943.

4.

Часть 4 комментируемой статьи, вводя исключение в сферу применения норм о злоупотреблении доминирующим положением, направлена на защиту исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, средств индивидуализации продукции, работ или услуг, являющихся по своей сути монопольными и получающими защиту в рамках гражданского законодательства.

Указанная норма права основана на ст.

1229 ГК РФ, согласно которой гражданин или юридическое лицо, обладающее исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (правообладатель), вправе использовать такой результат или такое средство по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом и может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. Отсутствие запрета не считается согласием (разрешением).

Другие лица не могут использовать соответствующие результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации без согласия правообладателя, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ (например, использование проектов официальных документов, символов и знаков (ст. 1264), свободное воспроизведение произведения в личных целях (ст. 1273); свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях (ст. 1274) и др.).

Источник: https://jurisprudence.club/pravo-predprinimatelskoe/statya-zapret-zloupotreblenie-66486.html

Хозяйствующий субъект и его правовой статус

Гк рф хозяйствующие субъекты

Общая характеристика хозяйствующих субъектов

Хозяйствующий субъект является одним из основных субъектов, поведение которых на рынке детально регламентируется конкурентным правом. В отличие, например, от хозяйствующего субъекта поведение потребителя регламентируется в значительно меньшей степени преимущественно путем закрепления за потребителем особых прав.

Под хозяйствующими субъектами согласно ст. 4 Федерального закона «О защите конкуренции» понимаются:

  • — коммерческие организации;
  • — некоммерческие организации, осуществляющие деятельность, приносящую им доход;
  • — индивидуальные предприниматели;
  • — иные физические лица, не зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, но осуществляющие профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

В соответствии со ст. 50 ГК РФ под коммерческими организациями понимаются организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Такие организации могут создаваться в форме:

  • — хозяйственных товариществ и обществ;
  • — хозяйственных партнерств;
  • — производственных кооперативов;
  • — государственных и муниципальных унитарных предприятий.

К хозяйственным обществам относятся юридические лица с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. Такие юридические лица могут создаваться в следующих организационно-правовых формах:

  • 1) хозяйственных товариществ:
    • — полных товариществ;
    • — товариществ на вере (коммандитных товариществ);
  • 2) хозяйственных обществ:
    • — открытых акционерных обществ;
    • — закрытых акционерных обществ;
    • — обществ с ограниченной ответственностью;
    • — обществ с дополнительной ответственностью.

Согласно ст. 2 Федерального закона 3 декабря 2011 г. № 380-ФЗ «О хозяйственных партнерствах» хозяйственным партнерством (далее — партнерство) признается созданная двумя или более лицами коммерческая организация, в управлении деятельностью которой принимают участие участники партнерства, а также иные лица в пределах и в объеме, предусмотренных соглашением об управлении партнерством.

Среди особенностей правового статуса хозяйственного партнерства надо упомянуть следующие. Хозяйственное партнерство не вправе осуществлять эмиссию облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг, а также размещать рекламу своей деятельности. Партнерство также не может быть учредителем (участником) других юридических лиц, за исключением союзов и ассоциаций.

Под некоммерческими организациями ст. 50 ГК РФ понимает организации, не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющие полученную прибыль между участниками.

Некоммерческие организации могут создаваться в социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целях, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Соответственно, в определенных случаях коммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую или иную деятельность, приносящую доход, тем самым участвуя в конкурентных отношениях. Однако такой деятельностью они вправе заниматься, лишь поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствует этим целям.

Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в следующих организационно-правовых формах:

  • — потребительских кооперативов;
  • — общественных или религиозных организаций (объединений);
  • — учреждений;
  • — государственных корпораций;
  • — государственных компаний;
  • — социальных, благотворительных и иных фондов;
  • — общин коренных малочисленных народов Российской Федерации;
  • — казачьих обществ;
  • — некоммерческих партнерств;
  • — автономных некоммерческих организаций;
  • — ассоциаций и союзов;
  • — других формах, предусмотренных федеральными законами.

Физические лица могут приобрести статус хозяйствующих субъектов прежде всего в случае осуществления предпринимательской деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей. Согласно ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Помимо индивидуальных предпринимателей, к хозяйствующим субъектам относятся и иные физические лица, осуществляющие профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

Следует обратить внимание на то, что закон указывает три основания признания гражданина хозяйствующим субъектом при осуществлении деятельности, приносящей доход:

  • 1) государственная регистрация;
  • 2) лицензия;
  • 3) членство в саморегулируемых организациях.

Получение дохода от иной деятельности не может являться основанием для признания гражданина хозяйствующим субъектом. Так, не соответствуют указанному в ст. 4 Федерального закона «О защите конкуренции» понятию «хозяйствующий субъект» лица, осуществляющие трудовую деятельность на основании трудового договора.

Кроме того, считается, что к хозяйствующим субъектам не относятся адвокаты.

Следует отметить, что в проекте федерального закона № 576274-5 «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» адвокат, осуществляющий адвокатскую деятельность в адвокатском кабинете, рассматривался в качестве хозяйствующего субъекта. Но из окончательной редакции этого акта данная формулировка была исключена.

Относятся к рассматриваемой категории хозяйствующих субъектов такие физические лица, как арбитражные управляющие, аудиторы, нотариусы.

Согласно ст. 20 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» арбитражным управляющим признается гражданин РФ, являющийся членом одной из саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

Арбитражный управляющий является субъектом профессиональной деятельности и осуществляет профессиональную деятельность, занимаясь частной практикой.

Он вправе заниматься иными видами профессиональной деятельности и предпринимательской деятельностью при условии, что такая деятельность не влияет на надлежащее исполнение им обязанностей.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» аудитором признается физическое лицо, получившее квалификационный аттестат аудитора и являющееся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов.

При этом аудитор может осуществлять деятельность как в качестве работника аудиторской организации на основании трудового договора, так и в индивидуальном порядке (индивидуальный аудитор).

Статус хозяйствующего субъекта в рассматриваемом случае будет иметь только индивидуальный аудитор.

Статья 2 Основ законодательства РФ о нотариате, утвержденных Верховным Советом РФ 11 февраля 1993 г.

№ 4462-1, предусматривает, что на должность нотариуса в Российской Федерации назначается гражданин РФ, имеющий высшее юридическое образование, прошедший стажировку сроком не менее одного года в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, который занимает частной практикой, сдавший квалификационный экзамен, имеющий лицензию на право нотариальной деятельности.

Таким образом, под хозяйствующим субъектом понимается лицо, которое осуществляет предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность на основании специальной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

Источник: https://studref.com/322290/pravo/hozyaystvuyuschiy_subekt_pravovoy_status

Гк рф хозяйствующие субъекты

Гк рф хозяйствующие субъекты

Субъекты предпринимательского права многообразны. Их классификация может осуществляться по различным признакам. Прежде всего, можно различать субъекты предпринимательского права в зависимости от формы собственности, на базе которой они действуют.

С этой точки зрения различаются субъекты предпринимательского права, действующие на основе частной собственности, государственной собственности и муниципальной собственности.

На базе государственной собственности действуют унитарные государственные предприятия, государственные территориальные образования, органы государственного регулирования экономики.

Субъектами, действующими на базе муниципальной собственности, выступают муниципальные предприятия, муниципальные образования и органы, осуществляющие муниципальное регулирование хозяйственной деятельности (органы местного самоуправления).

Классификация субъектов предпринимательского права может также проводиться в зависимости от наличия или отсутствия у них прав юридического лица.

Права юридического лица имеют важное значение для субъектов, непосредственно осуществляющих хозяйственную деятельность. Они называются обычно хозяйствующими субъектами и, как правило, имеют права юридического лица. В связи с этим понятие хозяйствующего субъекта нередко отождествляется с понятием юридического лица.

Однако такое отождествление не может быть признано правильным. Хотя большинство хозяйствующих субъектов (например, предприятия и другие коммерческие организации) действительно обладают правами юридического лица, есть и такие субъекты, которые осуществляют предпринимательскую деятельность, но юридическими лицами не являются.

Примером могут служить не только индивидуальные предприниматели (нередко называемые субъектами, действующими без образования юридического лица), но и некоторые коллективные субъекты, например, крестьянские (фермерские) хозяйства.

Не обладают правами юридического лица также подразделения предприятия, в том числе обособленные подразделения — филиалы и представительства.

Юридическое лицо — это субъект отношений, регулируемых гражданским законодательством, к числу которых относятся, например, отношения, возникающие в связи с заключением и исполнением предпринимательских договоров. Но предприятие выступает не только в таких отношениях (отношениях по горизонтали), но и в отношениях, связанных с государственным и иным регулированием их деятельности (в отношениях по вертикали).

Юриди́ческое лицо́ — созданная и зарегистрированная в установленном законом порядке организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету.

Право хозяйственного ведения — производное от права собственности вещное право юридических лиц — несобственников по хозяйственному и иному использованию имущества собственника. Характерно только для гражданского права постсоветских стран.

Ве́щное пра́во (лат. jus in rem) — субъективное гражданское право, объектом которого является вещь.

Лицо, обладающее вещным правом, осуществляет его самостоятельно, не прибегая для этого к каким-либо определённым действиям, содействию других обязанных лиц.

Собственник вещи владеет, пользуется и распоряжается ею по своему усмотрению в пределах, установленных законом. Вещные права можно разделить на 2 группы: на право собственности и на ограниченные вещные права.

Кроме того, под вещным правом понимают также совокупность норм, регулирующих субъективное право собственности и иные субъективные вещные права. В российском праве большинство таких норм сосредоточены в Разделе II Гражданского кодекса РФ. Вещное право — подотрасль гражданского права.

Оперативное управление — ограниченное вещное право. Характерно только для гражданского права постсоветских стран.

Гражданский кодекс РФ предусматривают, что имущество на праве оперативного управления может передаваться казенному предприятию и учреждению.

Казённое предприятие и учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.

Собственник имущества вправе: изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закреплённое им за казённым предприятием или учреждением либо приобретённое казённым предприятием или учреждением за счёт средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у казённого предприятия или учреждения, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению.

Классификация субъектов предпринимательского права может быть проведена и по выполняемым ими функциям. С этих позиций могут быть выделены следующие виды субъектов предпринимательского права. Прежде всего это субъекты предпринимательской деятельности.

Они непосредственно осуществляют хозяйственную деятельность, являются хозяйствующими субъектами. К этой группе субъектов предпринимательского права относятся индивидуальные предприниматели, предприятия, производственные кооперативы, другие коммерческие организации.

Для этой группы субъектов ведение предпринимательской деятельности является основной задачей.

Существуют и такие субъекты предпринимательского права, основная задача которых состоит в социальной, культурной, научной и иной нехозяйственной деятельности.

Они являются некоммерческими организациями и действуют в качестве субъектов предпринимательского права в случаях, когда для выполнения их основных задач оказывается необходимым вступление в хозяйственные правоотношения, заключение предпринимательских договоров и совершение других подобных действий.

В зависимости от формы собственности:

В данной классификации можно учесть прямую аналогию с принятым зарубежным делением:

— юридические лица публичного права;

— юридические лица частного права.

В зависимости от целей деятельности:

По составу учредителей

— Юридические лица, учредителями которых являются только юридические лица (союзы и ассоциации);

— Только государственные (унитарные предприятия);

— Любые субъекты гражданского права (все остальные юридические лица).

По характеру прав участников выделяют организации:

— на имущество которых учредители имеют право собственности или иное вещное право (государственные и муниципальные предприятия, а также учреждения);

— в отношении которых их участники имеют обязательственные права (хозяйственные товарищества и общества, кооперативы);

— в отношении которых их участники не имеют имущественных прав (общественные объединения, религиозные организации, фонды и объединения юридических лиц).

В зависимости от объема вещных прав организации выделяют юридические лица, обладающие правом:

— оперативного управления на имущество (учреждения, казённые предприятия);

— хозяйственного ведения (государственные и муниципальные предприятия, кроме казённых);

— собственности на имущество (все другие юридические лица).

В ГК РФ и других законах («О некоммерческих организациях», «Об общественных объединениях», Жилищный кодекс) предусмотрены следующие виды организационно-правовых форм юридических лиц:

— Товарищество на вере (коммандитное товарищество).

— Открытое акционерное общество;

— Закрытое акционерное общество.

— Общество с ограниченной ответственностью;

— Общество с дополнительной ответственностью.

— Основанное на праве хозяйственного ведения;

— Основанное на праве оперативного управления (казенное предприятие).

— Общественное объединение в том числе:

— Общественная организация в том числе:

— Орган общественной самодеятельности;

— Община коренных малочисленных народов Российской Федерации;

— Учреждение, включая органы государственной власти;

— Автономная некоммерческая организация;

— Ассоциация и союз;

— Специализированные кооперативы: гаражно-строительные, жилищные, жилищно-строительные;

— Товарищество собственников жилья;

— Кредитный потребительский кооператив;

— Общество взаимного кредитования (кредитный потребительский кооператив граждан);

Территориальные отделения общественных организаций могут регистрироваться в качестве юридических лиц самостоятельно.

Коммерческие юридические лица могут создаваться только в организационно-правовых формах, предусмотренных ГК РФ. Некоммерческие юридические лица могут создаваться и в иных организационно-правовых формах, если такие организационно-правовые формы предусмотрены законом.

Статья 10. Запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением

Источник: https://yunturist58.ru/gk-rf-hozjajstvujushhie-subekty/

Закон 24/7
Добавить комментарий