Договор займа с нерезидентом украина

Договор займа с нерезидентом украина

Договор займа с нерезидентом украина

В процессе хозяйственной деятельности предприятия довольно часто возникает необходимость получения займа или возвратной финансовой помощи от нерезидентов. Требования к таким договорам и порядок их регистрации установлены на законодательном уровне.

Нарушение процедуры получения займа будет иметь неприятное последствие для предприятий в виде применения финансовых санкций.

Поэтому, если на повестке дня стоит вопрос заключения и регистрации договора займа с нерезидентом, следует учесть определенные юридические аспекты такой процедуры.

Требования к положениям договора займа с нерезидентом

Получению займа или возвратной финансовой помощи от нерезидента предшествует заключение соответствующего договора в письменной форме. Кроме положений, непосредственно регулирующих правоотношения займа, в договор следует включить те положения, которые являются необходимым условием для его регистрации.

В частности, договор должен содержать положение о цели получения заемных средств.

Это может быть финансирование строительства, приобретение объектов недвижимости, финансирование в нематериальные активы, финансирование формирования запасов, финансирование прочих производственных расходов, оплата услуг, пополнение оборотных средств и т. п.

Кроме того, в договоре необходимо предусмотреть отдельным пунктом то, что размер выплат за пользование займом (по установленной договором процентной ставке, с учетом комиссий, неустойки и других установленных договором платежей, в том числе являющихся санкциями за ненадлежащее выполнение условий настоящего договора) в течение действия договора не должен превышать размер выплат по максимальной процентной ставке, установленной Национальным банком Украины, действующей на дату поступления договора в Национальный банк Украины.

Размер таких выплат зависит от срока заимствований и не должен превышать размер выплат по максимальной процентной ставке, установленной Национальным банком Украины для внешних заимствований резидентов на уровне 9,8 % годовых со сроком заимствований до одного года, 10 % годовых — со сроком заимствований от одного до трех лет, 11 % годовых — со сроком заимствований более трех лет.

Также в договоре необходимо предусмотреть условие, что он вступает в силу с момента (или не раньше) его регистрации. Не допускается регистрация заключенных договоров, по которым предусмотрена уплата заемщиками процентов за пользование кредитами (без учета соответствующих комиссий) до фактического поступления в Украину кредитных средств от нерезидентов.

Договор, составленный на иностранном языке, резидент-заемщик подает вместе с его переводом на украинский язык, засвидетельствованным удостоверенной нотариально подписью переводчика или нотариусом. Не требуют перевода документы, составленные на русском языке или текст которых изложен одновременно на иностранном и украинском или российском языках.

При заключении договора займа с нерезидентом следует учесть, резидентом какой страны является заимодатель, поскольку в понимании налогового учета займом считаются денежные средства, предоставленные нерезидентами, кроме тех, которые имеют офшорный статус, на определенный срок с обязательством их вернуть и уплатой процентов за их пользование.

Порядок регистрации договоров займа

Договор займа или возвратной финансовой помощи в обязательном порядке подлежит регистрации в Национальном банке Украины. Однако документы для регистрации договора подаются через банк, который будет осуществлять непосредственное обслуживание такого договора.

Пакет документов для регистрации содержит уведомление о договоре по установленной форме (в электронной или бумажной форме), оригинал или копию договора и документы, касающиеся реализации договора.

Кроме того, банк имеет право истребовать информацию или документы относительно структуры собственности, конечных бенефициарных собственников (контролеров) и содержания деятельности сторон договора, информацию или документы, подтверждающие источник происхождения средств, которые будут использоваться для погашения займа (основной суммы, процентов и т. п.). Такие документы получают для подтверждения наличия экономической целесообразности (смысла) такой финансовой операции. Информация может быть предоставлена в виде опросников или анкет, которые обслуживающий банк предлагает заемщику для заполнения.

Срок рассмотрения обслуживающим банком пакета документов не должен превышать 7 рабочих дней.

Однако следует учесть, что этот срок исчисляется со дня поступления всех необходимых документов.

То есть, если банк не получает полного комплекта документов, то срок рассмотрения начинается именно со дня получения всех необходимых документов, а не со дня первоначального их представления.

После проверки представленных документов обслуживающий банк самостоятельно обращается в Национальный банк Украины (далее также НБУ) для регистрации договора.

Срок рассмотрения НБУ пакета документов для осуществления регистрации договора составляет 7 рабочих дней. Но стоит обратить внимание на следующее: если осуществляется первичная регистрация договора с суммой займа более 500 тыс.

долларов (эквивалент этой суммы в другой валюте), то процедуре регистрации предшествует предварительное рассмотрение и анализ документов Национальным банком Украины, которые длятся до 30 календарных дней.

Этот срок также отсчитывается со следующего рабочего дня после поступления в НБУ надлежащего пакета документов.

Изменения в договор займа подлежат регистрации, только если они касаются сторон договора, суммы, валюты, срока кредита, размера процентной ставки, комиссий, неустойки и других платежей, влияющих на размер выплат за пользование кредитом.

По результатам процедуры регистрации заемщику предоставляется удостоверенное НБУ уведомление с пометкой о регистрации договора на бумажном носителе или уведомление об отказе в регистрации такого договора.

После регистрации договора займа на заемщиков возлагается обязанность представлять ежемесячную отчетность, в частности формы № 503 «Отчет о привлечении и обслуживании кредита по договору с нерезидентом» и № 504 «Прогноз операций относительно получения и обслуживания кредита по договору с нерезидентом».

Аннулирование регистрации и ответственность за нарушение порядка получения займа от нерезидента

Национальный банк имеет право аннулировать регистрацию договора. В частности, аннулирование может быть произведено, если в течение 180 календарных дней после регистрации договора заем не был получен (полностью или частично) или если заемщик не представляет отчетность об операциях по договору за три отчетных периода подряд.

Основаниями для аннулирования также является выявление в представленных документах недостоверной или неполной информации либо выявление информации о нарушении заемщиком или уполномоченным банком требований законодательства Украины.

В случае получения займа без регистрационного удостоверения к заемщику применяется штраф в размере 1 % от полученного займа, при этом у заемщика остается обязанность зарегистрировать такой договор в течение 60 дней со дня установления нарушения. Если на протяжении указанного срока договор не будет зарегистрирован, то к заемщику могут быть применены специальные санкции, определенные ст. 37 ЗУ «О внешнеэкономической деятельности».

Превышение суммы займа также считается нарушением, которое влечет за собой штраф в размере 1 % от суммы превышения.

Для успешного осуществления регистрации договора займа от нерезидента прежде всего следует уделить внимание положениям такого договора и убедиться, что они в полной мере соответствуют законодательно установленным требованиям.

Кроме того, необходимо заранее подготовить финансовые документы, которые подтвердят экономическую целесообразность получения такого займа, и документы, при помощи которых можно будет установить бенефициарных собственников (контролеров) сторон договора.

Регистрирует договор Национальный банк Украины, однако обслуживание займа и подача пакета документов осуществляются через обслуживающий банк.

1. Постановление Национального банка Украины «Об утверждении Положения о порядке получения резидентами кредитов, займов в иностранной валюте от нерезидентов и предоставления резидентами займов в иностранной валюте нерезидентам» от 17.06.2004 № 270.

Источник: https://yunturist58.ru/dogovor-zajma-s-nerezidentom-ukraina/

Репатриация по договорам займа с нерезидентами | Аккаунтор

Договор займа с нерезидентом украина

Ирина Крапивко, юрист в Аккаунтор

С 14 апреля 2018 года был ужесточён валютный контроль при выдаче займов нерезидентам.

Что такое репатриация займов?

Чтобы препятствовать оттоку капитала, государство стимулирует предпринимателей на размещение своей выручки на счетах в российских банках. Для этого было введено правило: российские компании-резиденты, выдающие займы нерезидентам теперь обязаны обеспечивать репатриацию иностранной и российской валюты.

Репатриация – это возврат в Россию от контрагента-нерезидента денег, которые он получил в виде займа от российской компании.

Например, если российская фирма предоставляет денежный заем московскому представительству иностранной фирмы, то у неё возникает обязанность обеспечить возврат данных денежных средств, которые фирма предоставила нерезиденту.

Кто такие нерезиденты?

К нерезидентам относятся четыре категории лиц:

  1. Иностранцы, лица без гражданства и также лица, имеющие вид на жительство, которые не проживают на территории России.
  2. Иностранные компании и организации, которые не находятся на территории России, а также их подразделения в России.
  3. Дипломатические представительства.
  4. Межгосударственные и межправительственные организации, а также их филиалы и представительства в России.

Процедура репатриации денежных средств по договорам займа

Если российская компания выдала заем нерезиденту, она должна:

  1. Обеспечить репатриацию, то есть возврат заемных средств на свои банковские счета, в сроки, предусмотренные в договоре займа. Это можно сделать несколькими способами:
  • путём заключения компанией договора независимой гарантии (например, банковской), по которому гарант (банк) примет на себя обязательства уплатить данные денежные средства в счёт выполнения репатриации;
  • путём заключения договора поручения, по которому поручитель будет отвечать за исполнение нерезидентом-заемщиком обязательств по возврату займа;
  • путём включения в договор займа с нерезидентом положения о неустойке — денежной сумме, которую нерезидент будет обязан уплатить компании в случае невозврата займа в оговоренный договором займа срок. Если резиденту пришлось уплатить административный штраф, вызванный необеспечением репатриации по данному договору займа из-за просрочки возврата денег нерезидентом, то сверх неустойки будет требоваться возмещение убытков от оплаты штрафа в той части, которую не покроет сумма неустойки;
  • путём заключения договора залога с нерезидентом, по которому компания будет иметь право удовлетворения из стоимости данного заложенного имущества нерезидента в случае невозврата последним займа в оговоренный срок;
  • путём страхования денежных средств по договору займа на случай невозврата нерезидентом суммы займа по договору. 
  1. Оповестить уполномоченный банк о том, когда ожидается возврат денег по договору займа от нерезидента;
  2. При превышении суммы займа в три миллиона российских рублей поставить договор на учёт в уполномоченном российском банке и проводить расчеты по договору только через свои счета в этом банке.

Этим требованиям должны соответствовать договоры займа, заключенные с 14 апреля 2018 года. Кроме того, под новые требования попадают договоры, заключенные ранее, но измененные по существенным пунктам после 14.04.2018.

Когда можно не выполнять требования о репатриации

Случаи, которые не подпадают под требования о репатриации иностранной валюты или рублей:

  • Договор займа, заключенный до 14 апреля 2018 года, если после этой даты его существенные условия не менялись;
  • Если заем выдаётся для финансирования геологического изучения, разведки или добычи полезных ископаемых, возврат денег зависит от факта и объёма добычи или размера выручки от реализации этих полезных ископаемых. Если вложенные средства больше, чем стоимость найденных или добытых полезных ископаемых, то репатриация не требуется;
  • Может быть ситуация, когда резидент выдал заем нерезиденту, а позже получилось так, что компания-нерезидент выдаёт встречный заем. Чтобы не нужно было делать репатриацию по первому займу, нерезидент, предоставляя аналогичный заем резиденту — встречный договор займа, должен зачислить денежные средства на счёт резидента в российском банке;
  • Существует список юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности, утверждённый Правительством РФ, в который входят: Акционерное общество «РОСНАНО» в г. Москве и Фонд инфраструктурных и образовательных программ в г. Москве. Если одна из этих организаций выдала заем нерезиденту, и произошёл невозврат денежных средств в сумме вклада займодавца в уставный капитал, ценные бумаги, приобретения долга нерезидента или если нерезидент обанкротился, займодатель может не применять процедуру репатриации.

Когда требование о репатриации считается выполненным?

Требование о репатриации будет считаться выполненным в двух случаях:

  1. Если денежные средства по займу получены в срок и лежат на российском банковском счету.
  2. Если нерезидент не выполнил требования по займу, но средства были застрахованы на случай неисполнения нерезидентом обязательств, и компания получила страховую выплату.

Агенты валютного контроля могут запрашивать данные договоры страхования и документы, подтверждающие совершение операций и расчетов в целях осуществления валютного контроля.

Чем грозит невыполнение требований о репатриации?

Правоотношения с нерезидентами являются сложной конструкцией по различным причинам, начиная с процесса защиты своих прав по отношениям, осложнённым иностранным элементом, и заканчивая убытками при изменении валютного курса.

За обход требований валютного законодательства предписываются следующие штрафы:

  • от 75% до 100% от суммы незаконной валютной операции на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц
  • от 20 000 до 30 000 рублей для должностных лиц будут.

При просрочке выполнения репатриации индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны заплатить штраф равный:

  • 1/150 ключевой ставки Центрального банка России от зачисленной просроченной суммы за каждый день просрочки
  • от 75% до 100% от размера суммы, не зачисленной на счет по требуемой репатриации.

На должностных лиц будет налагаться штраф в размере от 20 000 до 30 000 рублей. Они также в случае любого повторного нарушения требований валютного законодательства подвергнутся дисквалификации на срок от 6 месяцев до 3 лет. При этом срока давности для совершенного первичного нарушения не предусматривается.

Стоит отметить, что при просрочке репатриации займодавца нельзя считать виновным, если он имел возможность и предпринял все необходимые и достаточные от него меры для совершения репатриации денег.

Необходимо также разъяснить вопрос, касающийся начала течения срока просрочки. Срок выполнения резидентом репатриации денег на свои счета совпадает со сроком наступления обязательства по оплате согласно договору займа.

Если в договоре указаны конкретные сроки, например, 30 календарных дней со дня заключения договора займа, то ответственность за просрочку возникает на следующий день после последнего дня исполнения обязательства по оплате. Когда сроки в договоре отсутствуют, применяется правило о разумных сроках.

Это либо дата окончания срока действия договора займа, влекущая прекращение всех обязательств, либо дата завершения исполнения всех обязательств по договору, отмечаемая в паспорте сделки.

Источник: https://www.accountor.com/ru/russia/repatriation-funds-under-loan-agreements-non-residents-russia

Заем от нерезидентов: оплата налога на репатриацию

Договор займа с нерезидентом украина

Апрель 2018

Сотрудничество с нерезидентами практически всегда влечет за собой налоговые последствия для предприятия. В этой статье рассмотрим получение займа от иностранного предприятия и порядок проведения такой операции.

Получение займа от нерезидента регулируется Постановлением правления НБУ № 270 от 17.06.14 г. «Об утверждении Положения о порядке получения резидентами кредитов, займов в иностранной валюте от нерезидентов». Согласно указанному постановлению, для получения средств в иностранной валюте предприятие должно заключить договор с уполномоченным банком на обслуживание таких операций.

Также обязательным условием получения и использования кредитных средств от нерезидентов является оформление кредитного договора между предприятиями и его регистрация в Национальном Банке Украины. В случае несоблюдения таких условий на предприятие налагается штраф в размере 1% от суммы займа, пересчитанной по курсу НБУ на дату получения таких средств.

Проценты, уплаченные предприятием в пользу иностранного кредитора, является для него доходом с источником их происхождения из Украины. Следовательно согласно ст. 141 Налогового кодекса Украины с таких доходов должен удерживаться налог на доходы нерезидентов. Однако на практике среди плательщиков такого налога используется другое название — налог на репатриацию.

Руководствуясь ст. 141 пп. 4.

2 НКУ налог на репатриацию уплачивается в размере 15% от суммы начисленных процентов, если иное не предусмотрено международным договором об избежании двойного налогообложения, который может быть заключен между Украиной и страной нерезидента. Прежде чем платить налог нужно проверить, входит ли кредитор-нерезидент в перечень государств, с которыми заключены такие международные договора.

Этот налог удерживается с дохода нерезидента и должен быть перечислен в бюджет в момент его выплаты. При расчете процентов в иностранной валюте налог уплачивается по курсу НБУ на день выплаты таких доходов. Фактически иностранное предприятие получает сумму начисленных процентов за вычетом уплаченного налога в бюджет Украины.

Во избежание двойного налогообложения между Украиной и государством нерезидента может быть заключен международный договор. Невнимательное изучение международных договоров или ошибочное их толкование может привести к ошибкам при начислении и уплате налога на репатриацию.

По опыту ведения таких операций можно утверждать, что очень часто трудности возникают при определении страны, в бюджет которой получатель дохода должен уплатить налог. В международных договорах определяется размер и порядок уплаты налога на репатриацию, а именно, отмечается, в которой из двух государств такой доход облагается налогом.

Полный перечень стран, с которыми заключены договоры об избежании двойного налогообложения был обновлен Письмом фискальной службы Украины № 78/7 / 99-99-01-02-02-17 от 02.01.2018 года.

Для правомерного использования условий международных договоров нерезидент должен предоставить справку заемополучателю, выданную компетентными органами иностранного государства, подтверждающую, что он является резидентом страны, с которой заключен договор. Такая справка должна быть переведена на украинский язык, надлежащим образом легализована (консульская легализация официальных документов или проставления апостиля) и предоставлена в налоговые органы.

Международные договоры об избежании двойного налогообложения являються неотъемлемой составляющей украинского законодательства и имеют приоритетное значение над Налоговым Кодексом Украины.

Однако не всегда в международном договоре четко прописано, какая из сторон должна платить налог.

Поэтому, с нашей точки зрения, для окончательной уверенности касательно избежания двойного налогообложения и предотвращения возникновения ошибок при начислении налога на репатриацию в договоре займа лучше указать, какая именно сторона должна платить такой налог.

Нерезидент, для подтверждения уплаты налога с дохода полученного на территории Украины, должен запросить справку об уплаченный им в Украине налог на прибыль (доходы). Эта справка предназначена для того, чтобы нерезидент имел право не выплачивать в бюджет своей страны налог с таких доходов.

Для ее получения иностранное предприятие направляет письменное обращение о предоставлении такой справки соответствующего налогового органа Украины через резидента, который осуществлял выплату налога в пользу нерезидента. Это обращение обязательно подается на украинском или иностранном языке вместе с официальным переводом на украинский язык.

Предприятие-резидент, которое насчитало и уплатило налог на репатриацию должно отразить такую операцию в Налоговой декларации по налогу на прибыль предприятия в строке 23, где приводится сумма уплаченного налога с доходов нерезидентов в отчетном в периоде, когда фактически состоялась такая уплата. Детальный расчет такого налога приводится в приложении НН к Декларации (Отчет налоговых обязательств нерезидентов, которые получили доходы с источником их происхождения из Украины).

Из всего выше приведенного можно сделать вывод, что получив кредит от резидента другой страны нужно детально изучить порядок начисления и уплаты налогов с выплаченных процентов по такому займу.

Во избежание ошибок необходимо точно определить в какой стране и по какой ставке должен уплачиваться налог на репатриацию.

Также целесообразным будет проконсультироваться со специалистами юридической и бухгалтерской сферы на счет правильного оформления документов и порядка уплаты налога, что в дальнейшем поможет избежать начисление двойного налога или штрафных санкций со стороны государственных органов.

Ассистент бухгалтера-эксперта
Блонская Ирина

Источник: https://www.uhy-prostor.com/news/buhgalterskaya-praktika/zaem-ot-nerezidentov-oplata-naloga-na-repatriatsiyu

Порядок заключения и регистрации договоров займа в иностранной валюте с нерезидентами | ЮРЛІГА

Договор займа с нерезидентом украина

В процессе хозяйственной деятельности предприятия довольно часто возникает необходимость получения займа или возвратной финансовой помощи от нерезидентов. Требования к таким договорам и порядок их регистрации установлены на законодательном уровне.

Нарушение процедуры получения займа будет иметь неприятное последствие для предприятий в виде применения финансовых санкций.

Поэтому, если на повестке дня стоит вопрос заключения и регистрации договора займа с нерезидентом, следует учесть определенные юридические аспекты такой процедуры.

Требования к положениям договора займа с нерезидентом

Получению займа или возвратной финансовой помощи от нерезидента предшествует заключение соответствующего договора в письменной форме. Кроме положений, непосредственно регулирующих правоотношения займа, в договор следует включить те положения, которые являются необходимым условием для его регистрации.

В частности, договор должен содержать положение о цели получения заемных средств.

Это может быть финансирование строительства, приобретение объектов недвижимости, финансирование в нематериальные активы, финансирование формирования запасов, финансирование прочих производственных расходов, оплата услуг, пополнение оборотных средств и т. п.

Кроме того, в договоре необходимо предусмотреть отдельным пунктом то, что размер выплат за пользование займом (по установленной договором процентной ставке, с учетом комиссий, неустойки и других установленных договором платежей, в том числе являющихся санкциями за ненадлежащее выполнение условий настоящего договора) в течение действия договора не должен превышать размер выплат по максимальной процентной ставке, установленной Национальным банком Украины, действующей на дату поступления договора в Национальный банк Украины.

Размер таких выплат зависит от срока заимствований и не должен превышать размер выплат по максимальной процентной ставке, установленной Национальным банком Украины для внешних заимствований резидентов на уровне 9,8 % годовых со сроком заимствований до одного года, 10 % годовых — со сроком заимствований от одного до трех лет, 11 % годовых — со сроком заимствований более трех лет.

Также в договоре необходимо предусмотреть условие, что он вступает в силу с момента (или не раньше) его регистрации. Не допускается регистрация заключенных договоров, по которым предусмотрена уплата заемщиками процентов за пользование кредитами (без учета соответствующих комиссий) до фактического поступления в Украину кредитных средств от нерезидентов.

Договор, составленный на иностранном языке, резидент-заемщик подает вместе с его переводом на украинский язык, засвидетельствованным удостоверенной нотариально подписью переводчика или нотариусом. Не требуют перевода документы, составленные на русском языке или текст которых изложен одновременно на иностранном и украинском или российском языках.

При заключении договора займа с нерезидентом следует учесть, резидентом какой страны является заимодатель, поскольку в понимании налогового учета займом считаются денежные средства, предоставленные нерезидентами, кроме тех, которые имеют офшорный статус, на определенный срок с обязательством их вернуть и уплатой процентов за их пользование.

Порядок регистрации договоров займа

Договор займа или возвратной финансовой помощи в обязательном порядке подлежит регистрации в Национальном банке Украины. Однако документы для регистрации договора подаются через банк, который будет осуществлять непосредственное обслуживание такого договора.

Пакет документов для регистрации содержит уведомление о договоре по установленной форме (в электронной или бумажной форме), оригинал или копию договора и документы, касающиеся реализации договора.

Кроме того, банк имеет право истребовать информацию или документы относительно структуры собственности, конечных бенефициарных собственников (контролеров) и содержания деятельности сторон договора, информацию или документы, подтверждающие источник происхождения средств, которые будут использоваться для погашения займа (основной суммы, процентов и т. п.). Такие документы получают для подтверждения наличия экономической целесообразности (смысла) такой финансовой операции. Информация может быть предоставлена в виде опросников или анкет, которые обслуживающий банк предлагает заемщику для заполнения.

Срок рассмотрения обслуживающим банком пакета документов не должен превышать 7 рабочих дней.

Однако следует учесть, что этот срок исчисляется со дня поступления всех необходимых документов.

То есть, если банк не получает полного комплекта документов, то срок рассмотрения начинается именно со дня получения всех необходимых документов, а не со дня первоначального их представления.

После проверки представленных документов обслуживающий банк самостоятельно обращается в Национальный банк Украины (далее также НБУ) для регистрации договора.

Срок рассмотрения НБУ пакета документов для осуществления регистрации договора составляет 7 рабочих дней. Но стоит обратить внимание на следующее: если осуществляется первичная регистрация договора с суммой займа более 500 тыс.

долларов (эквивалент этой суммы в другой валюте), то процедуре регистрации предшествует предварительное рассмотрение и анализ документов Национальным банком Украины, которые длятся до 30 календарных дней.

Этот срок также отсчитывается со следующего рабочего дня после поступления в НБУ надлежащего пакета документов.

Изменения в договор займа подлежат регистрации, только если они касаются сторон договора, суммы, валюты, срока кредита, размера процентной ставки, комиссий, неустойки и других платежей, влияющих на размер выплат за пользование кредитом.

По результатам процедуры регистрации заемщику предоставляется удостоверенное НБУ уведомление с пометкой о регистрации договора на бумажном носителе или уведомление об отказе в регистрации такого договора.

После регистрации договора займа на заемщиков возлагается обязанность представлять ежемесячную отчетность, в частности формы № 503 «Отчет о привлечении и обслуживании кредита по договору с нерезидентом» и № 504 «Прогноз операций относительно получения и обслуживания кредита по договору с нерезидентом».

Аннулирование регистрации и ответственность за нарушение порядка получения займа от нерезидента

Национальный банк имеет право аннулировать регистрацию договора. В частности, аннулирование может быть произведено, если в течение 180 календарных дней после регистрации договора заем не был получен (полностью или частично) или если заемщик не представляет отчетность об операциях по договору за три отчетных периода подряд.

Основаниями для аннулирования также является выявление в представленных документах недостоверной или неполной информации либо выявление информации о нарушении заемщиком или уполномоченным банком требований законодательства Украины.

В случае получения займа без регистрационного удостоверения к заемщику применяется штраф в размере 1 % от полученного займа, при этом у заемщика остается обязанность зарегистрировать такой договор в течение 60 дней со дня установления нарушения. Если на протяжении указанного срока договор не будет зарегистрирован, то к заемщику могут быть применены специальные санкции, определенные ст. 37 ЗУ «О внешнеэкономической деятельности».

Превышение суммы займа также считается нарушением, которое влечет за собой штраф в размере 1 % от суммы превышения.

ВЫВОД:

Для успешного осуществления регистрации договора займа от нерезидента прежде всего следует уделить внимание положениям такого договора и убедиться, что они в полной мере соответствуют законодательно установленным требованиям.

Кроме того, необходимо заранее подготовить финансовые документы, которые подтвердят экономическую целесообразность получения такого займа, и документы, при помощи которых можно будет установить бенефициарных собственников (контролеров) сторон договора.

Регистрирует договор Национальный банк Украины, однако обслуживание займа и подача пакета документов осуществляются через обслуживающий банк.

Источники

1. Постановление Национального банка Украины «Об утверждении Положения о порядке получения резидентами кредитов, займов в иностранной валюте от нерезидентов и предоставления резидентами займов в иностранной валюте нерезидентам» от 17.06.2004 № 270.

Источник: https://jurliga.ligazakon.net/analitycs/154131_poryadok-zaklyucheniya-i-registratsii-dogovorov-zayma-v-inostrannoy-valyute-s-nerezidentami

Особенности получения займа нерезидента

Договор займа с нерезидентом украина

С февраля 2019 года отечественный валютный сектор живет по правилам Закона Украины «О валюте и валютных операциях», а также новых постановлений Национального банка Украины («НБУ»).

На момент принятия новые правила валютного контроля получили положительную оценку бизнеса и экспертного сообщества. В частности, упрощение процедуры получения займов от нерезидентов.

Однако за период практической реализации таких изменений некоторые вопросы еще предстоит должным образом решить.

Также объем необходимых документов можно косвенно увидеть из перечня информации, которую банк должен предоставить НБУ для учетной записи по соответствующему кредитному договору. Упомянутая учётная запись содержит почти ту же информацию, что и уведомление о регистрации кредитного договора, которое было предусмотрено старым валютным регулированием.

Таким образом, с практической точки зрения заемщики по-прежнему обязаны информировать обслуживающий банк о предстоящем кредите до совершения каких-либо операций, а также о любых изменениях в существенных условиях кредитной документации. В конечном счете, для потребителя финансовых услуг процедура осталась такой же, за исключением того, что обрабатывать соответствующий договор будет обслуживающий банк, а не НБУ.

Между тем, эти особенности не оказали существенного влияния на украинских заемщиков, чьи кредиты были ранее зарегистрированы в НБУ, поскольку вся необходимая информация автоматически перенеслась в новую базу данных.

Из действительно видимых нововведений можно отметить отмену обязательной граничной процентной ставки для таких договоров. Функцию оценки кредитной ставки на предмет соответствия «рыночному показателю», формально, будут осуществлять обслуживающие банки при анализе валютной операции на предмет возможных рисков.

В соответствии с риско-ориентированным подходом банки, как уполномоченные учреждения, при возникновении сомнения в соответствии с стоимостью внешнего привлечения рыночным условиям, должны осуществлять дополнительный анализ валютных операций по кредитным договорам с нерезидентами.

В своих письмах НБУ рекомендует оценивать соответствие процентной ставки рыночным условиям на основе двух основных критериев: (i) базовая ставка, определяющая стоимость финансирования в соответствующей валюте на международных / местных рынках (таких, как LIBOR или ставка соответствующего центрального банка страны) и (ii) дополнительная маржа, отражающая риски, связанные с украинским рынком и конкретными заемщиками.

При этом, если, помимо несоответствия процентных ставок, банк также обнаружит, что любой участник предполагаемой операции является связанной стороной с заемщиком, такой банк должен провести тщательный анализ такой транзакции. По мнению НБУ, возникновение этих двух факторов может указывать на то, что финансирование и расчеты не отражают реальную коммерческую деятельность, а также увеличивает риск оттока капитала с Украины.

Это еще один вопрос, который украинские заемщики должны согласовать со своим банком до реализации нового проекта финансирования.

В качестве отправной точки можно использовать наглядные примеры, приведенные НБУ, для понимания подхода регулятора к оценке процентной ставки.

Учитывая это, для сторон кредитного договора целесообразно будет включать в соглашения соответствующие положения, чтобы избежать формального нарушения своих обязательств в случае задержек, вызванных дополнительной банковской проверкой.

Также, из нововведений стоит выделить отмену обязательной продажи иностранной валюты и снятие запрета на покупку валюты за кредитные средства, что свидетельствует об позитивном векторе либерализации валютного регулирования.

В частности, появившаяся только недавно возможность свободно покупать валюту за гривневые средства, взятые в кредит, понижает риски невозвращения займа для инвестора, а для заемщика расширяет инструментарий по реструктуризации текущих задолженностей.

Анализируя все вышеупомянутое, можно заметить явные сходства с ранее существовавшей системой валютного регулирования касательно получения кредитов и займов от нерезидентов, поэтому назвать политику либерализации валютного регулирования, проводимую НБУ, чем-то кардинально новым сложно.

Подобно ранее существовавшей регистрации иностранных займов, новая процедура уведомления требует, чтобы украинские заемщики тесно сотрудничали с банком заблаговременно до планируемой выплаты, чтобы уточнить пакет документов, которые должны быть представлены, а также выполнит любые другие требования банка.

В то же время, стоить заметить, что послабления регуляторного давления и постепенная отмена существующих валютных ограничений (в частности, отмена обязательной продажи иностранной валюты и снятие запрета на покупку валюты за кредитные средства) – это явные изменения в лучшую сторону, которые уже в скором будущем смогут привести к существенному увеличению инвестиционного потенциала Украины.

Александр Руденко, советник, KPMG Law Ukraine

Юлия Пидлисна, юрист, KPMG Law Ukraine

Источник: https://home.kpmg/ua/ru/home/media/press-releases/2019/08/osobennosti-polucheniya-zayma-nerezidenta-po-novomu-valyutnomu-regulirovaniyu.html

Нерезидент-учредитель предоставил предприятию, находящемуся на общей системе налогообложения, процентный заем. Имеются ли особенности отражения процентов в налоговом учете получателя такой услуги?

Договор займа с нерезидентом украина

25.

А что на практике?

Согласно пп. 14.1.

258 НКУ «Финансовый кредит — денежные средства, которые предоставляются банком-резидентом или нерезидентом, который квалифицируется как банковское учреждение согласно законодательству страны пребывания нерезидента, или резидентам и нерезидентам, имеющим согласно соответствующему законодательству статус небанковских финансовых учреждений, а также иностранному государству или его официальными агентствами, международными финансовыми организациями и другими кредиторами — нерезидентами юридическому или физическому лицу на определенный срок для целевого использования и под процент».

Согласно пп. 14.1.

267 НКУ «Заем — денежные средства, предоставляемые резидентами, являющимися финансовыми учреждениями, или нерезидентами, кроме нерезидентов, имеющих офшорный статус, заемщику на определенный срок с обязательством их возврата и уплатой процентов за пользование суммой займа».

Следовательно, как следует из приведенных определений, и кредит, и заем можно получать от любого нерезидента (за исключением получения займа от офшорного нерезидента).

Основная разница заключается в том, что кредит получают для целевого использования, относительно займа таких требований в НКУ нет.

Кроме того, следует помнить, что получение кредита (займа) должно быть связано с хоздеятельностью заемщика.

26.

А что на практике?

В соответствии со ст. 1054 ГКУ, кредитный договор можно заключить с банком или другим финансовым учреждением.

По кредитному договору кредитодатель обязуется предоставить кредит заемщику в размере и на условиях, установленных договором, а заемщик — возвратить кредит и оплатить проценты.

Кредитный договор должен быть заключен в письменной форме, иначе он будет признан ничтожным (статьи 1054 и 1047 ГКУ).

В то же время СХД может взять денежные средства в долг не в банке или (другом финансовом учреждении. В таком случае следует заключить договор займа.

Согласно ГКУ, заимодатель имеет право на получение от заемщика процентов от суммы займа, или в договоре должен быть оговорено, что он является беспроцентным.

Если вопрос процентов в договоре займа не оговорен, их размер определяется на уровне учетной ставки НБУ (ст. 1048 ГКУ).

Следует помнить, что договоры займа или кредита, заключенные с нерезидентами, в соответствии с п. 1 Указа №734/991 подлежат регистрации Нацбанком. Обслуживание таких договоров банками будет осуществляться только на основании регистрационных свидетельств.

Порядок регистрации договоров и перечень документов, необходимых для регистрации договоров, определены Нацбанком в Положении №2702. Основные требования по оформлению документов для такой регистрации, в соответствии с требованиями Положения №270, приводятся также в приложении к письму Главного управления Нацбанка в г.

Киеве и Киевской области от 31.10.2011 г. №09-202/19056.

Нужно также помнить, что при получении кредита (займа) в валюте от нерезидента (в т. ч. и возвратной финансовой помощи) такие договоры подлежат обязательной регистрации в территориальном отделении Нацбанка. То есть регистрационное свидетельство таким заемщикам, не являющимся банками, выдается территориальными управлениями Нацбанка (п. 1.7 р. I Положения №270).

Причем регистрация договора должна состояться до фактического получения кредита, а в самом договоре должно быть указано, что он вступает в силу с момента его регистрации (п. 1.16 р. I Положения №270). Обслуживающий банк осуществляет обслуживание операций по таким договорам на основании регистрационных свидетельств.

То есть при заключении договора с нерезидентом на получение кредита в валюте (в т. ч. и возвратной финансовой помощи) в первую очередь следует его зарегистрировать и получить регистрационное свидетельство в территориальном отделении Нацбанка.

Если же денежные средства по такому договору будут зачисляться на счет резидента, открытый за пределами Украины, то здесь нужно сначала получить индивидуальную лицензию НБУ (см. ч. «д» п. 4 ст. 5 Декрета №15-933).

1 Указ Президента от 27.06.99 г. №734/99 «Об урегулировании порядка получения резидентами кредитов, займов в иностранной валюте от нерезидентов и применения штрафных санкций за нарушения валютного законодательства».

Источник: https://online.dtkt.ua/Book/d074d35f-a8dc-4856-859c-7aa739b50eef/navPoint-34?lang=ukr

Закон 24/7
Добавить комментарий