Диплом усыновление детей оставшихся без попечения родителей

Дипломная работа на тему “Основоположения усыновления ребенка”

Диплом усыновление детей оставшихся без попечения родителей

ВведениеГлава 1. Порядок устройства ребенка в семью1.1 Основные положения об усыновлении (удочерении)1.2 Значение, порядок и условия усыновления. Порядок усыновления в г. Москве1.3 Сущность и этапы сопровождения приемной семьиГлава 2.

Основные технологии социального сопровождения, поддержки семьи, усыновившей (удочерившей) ребенка2.1 Нормативно-правовая база усыновления (удочерения) в России. Виды государственной поддержки семей, усыновивших (удочерившей) ребенка2.2 Контроль и сопровождение семей после усыновления органами опеки и попечительства2.

3 Исследование социальных проблем семьи усыновивших (удочеривших) ребенкаЗаключение

Список использованных источников

Введение

Одной из социальных проблем, решение которой в настоящее время предпринимается на государственном уровне, является проблема устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Согласно п.1 ст. 124 Семейного кодекса Российской Федерации усыновление (удочерение) является приоритетной формой семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предполагающей принятие в семью ребенка на правах кровного, со всеми вытекающими правами и обязанностями.

Усыновление имеет преимущества перед другими формами семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей. В отличие от временных форм семейного устройства детей усыновление является постоянной формой, при которой между ребенком и усыновителями закрепляются родственные связи.

Именно при усыновлении ребенка наиболее полноценно реализуется потребность родителей в приобретении наследника, которому можно отдать всю свою любовь и привязанность, передать семейные ценности и традиции, обеспечить себе защищенную старость через детей и внуков.

С другой стороны, для ребенка усыновление несет в себе наиболее оптимальную социальную адаптацию в обществе: ребенок приобретает социальный статус, принадлежность к определенной семье, фамилии.

Он обретает родственные связи, которые продлятся не только до его совершеннолетия, а до конца его жизни.

Ребенок может без страха привязаться к своим новым родителям и полюбить их, так как усыновление является не временной формой устройства, а постоянной)

Конечно, в исключительных случаях усыновление может быть отменено, но это не правило, а исключение, следствие критических ситуаций, с которыми усыновительская семья не смогла справиться

С точки зрения социальной адаптации ребенка и семьи друг к другу и к обществу усыновление – это длительный процесс. Каковы механизмы социальной адаптации ребенка и родителей в таких семьях? Возможно ли оказание социально-психологической помощи для оптимизации процесса усыновления?

Статистические данные о том, сколько детей было возвращено усыновителями на попечение государства, позволяют говорить о нестабильности семейных форм устройства детей в целом и усыновления в частности. Нет данных о причинах, приведших к отказу от усыновления (удочерения).

Законодательная база, регулирующая усыновление в России, развивается в последние годы достаточно быстро. Государственная Дума весьма болезненно реагирует на коммерциализации усыновления. Отсюда желание законодателя как можно детальнее описать этот весьма деликатный и сложный процесс и оградить его от произвольных толкований.

Анализ основных этапов развития законодательства об усыновлении в России наглядно показывает, как время и своеобразие того или иного этапа истории Российского государства сказались на усыновлении, которое, казалось бы, носило частный характер. Усыновление во все времена отражало особенности государственного воздействия на семейные отношения, в том числе сейчас, когда Россия переходит на новую ступень развития и вопросу семьи и детей уделяется большое внимание.

Исследования социальных процессов, происходящих внутри семьи вследствие усыновления, механизмов вхождения ребенка в семью, социальной адаптации семьи и ребенка друг к другу и к обществу являются актуальными с точки зрения оказания успешной социальной и психологической помощи семьям, усыновившим ребенка.

Большинство исследований посвящено вопросам социальной поддержки семей с биологическими детьми либо опекунских семей, особенностям технологий социальной работы с детьми и подростками, технологиям воспитания в условиях учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей. Отсутствуют социологические исследования, посвященные социальной поддержке семей, усыновивших (удочеривших) детей. Поэтому в данной работе мы определяем объект исследования: семьи, усыновившие (удочерившие) одного или нескольких детей.

Предмет исследования: основные технологии и направления социального сопровождения семей, усыновивших (удочеривших) детей, в г. Москве.

Цель исследования: проанализировать существующие на данный момент технологии социального сопровождения семей, усыновивших (удочеривших) детей в Москве, впоследствии предложить новые способы и возможности сопровождения данных семей.

Задачи исследования:

  • выявить основные положения усыновления (удочерения), а также значение, порядок и условия усыновления.
  • Осуществить анализ нормативно-правовой базы социальной поддержки семей в современном российском обществе.
  • Осуществить анализ организационно-технологической социальной поддержки семей.
  • Исследовать оценку социальных проблем семьи усыновившей ребенка

Методы исследования: опросные методы; экспертный опрос; традиционный анализ литературы; анализ нормативно-правовых документов; анализ статистических данных; сравнительный анализ; метод обобщения.

Практическая значимость квалификационной работы определяется тем, что положения и выводы работы способствуют оптимизации форм, методов и технологий социального сопровождения усыновительских семей, выработке инновационных технологий и моделей практики социальной работы с усыновительскими семьями. Основные выводы могут быть учтены при разработке нормативно-правовых документов, рекомендаций для учреждений социальной сферы, а также при подготовке учебных курсов по социальной работе с семьей.

Глава 1. Устройство ребенка в семью

1.1. Основные положения усыновления (удочерения)

Усыновление — это не только форма устройства на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, но и юридический факт, вызывающий определенные правовые последствия, такие как права и обязанности.

Закон при усыновлении исходит из основополагающего принципа семейного законодательства – обеспечение приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних детей.

Соблюдение их интересов является обязательным условием любого усыновления.

Под интересами ребенка при усыновлении понимается прежде всего обеспечение необходимых условий для его полноценного физического, психического и духовного развития.

Каждый ребенок – это неповторимая личность. Без знания ребенка, его способностей, задатков, наклонностей, увлечений не может быть хорошего воспитания. Очевидно, каждый случай усыновления сугубо индивидуален.

Задача состоит в том, чтобы подобрать ребенку семью, где будут максимально обеспечены его интересы; учесть особенности его характера, психологического склада; определить психологическую совместимость семьи и данного конкретного ребенка и др.

Именно с этой точки зрения надо подходить к решению вопроса о допустимости усыновления.

При этом интересы ребенка ни в коем случае нельзя понимать в узком смысле, как обеспечение удовлетворительных материальных и жилищных условий. Мало хорошо кормить, одевать ребенка, обеспечивать условия его занятий и отдыха, хотя и это очень важно.

Главное – чтобы ребенок постоянно ощущал благотворное влияние семьи, чувствовал родительскую любовь, заботу, ласку; чтобы каждый из детей рос человеком культурным, всесторонне развитым, получил образование, был подготовлен к активной общественной жизни.

Усыновленным может быть только несовершеннолетний ребенок, т.е. лицо, не достигшее 18 лет. Не может быть усыновлен ребенок, хотя и не достигший указанного возраста, но эмансипированный в порядке, предусмотренном законом (ст.27 ГК).

С достижением совершеннолетия или при эмансипации лицо признается полностью дееспособным (ст.

21 ГК), и необходимость осуществления его воспитания,  защита его прав и интересов отпадает, а следовательно, отпадает и цель усыновления – обеспечение ребенку воспитания в семье.

Не может быть разрешено усыновление и в тех случаях, когда ребенок до совершеннолетия фактически воспитывался в семье лица, желающего его усыновить. Факт наличия таких отношений не может быть установлен и в судебном порядке. Правовое положение усыновленных и удочеренных детей одинаково. В дальнейшем под усыновлением понимается также удочерение.

В законе нет прямого указания о состоянии здоровья детей, передаваемых на усыновление. Исходя из смысла закона, усыновлению подлежат не только здоровые дети, но и дети, страдающие каким-либо заболеванием или имеющие отклонения в своем развитии.

Несомненно, что воспитание больного ребенка представляет собой значительные трудности, которые во многих случаях не в состоянии преодолеть и родные родители.

Поэтому усыновители должны быть осведомлены о состоянии здоровья ребенка, а при наличии у него отклонений – о характере недуга и его возможных последствиях.

В этих целях ребенок проходит обследование экспертной медицинской комиссией, которая дает заключение о состоянии его здоровья, а также о физическом и умственном развитии ребенка.

По желанию усыновителей может быть проведено независимое медицинское освидетельствование ребенка.  Разрешение на усыновление больного ребенка может быть дано, если будет установлено, что усыновитель добровольно и вполне сознательно принимает на себя обязанности по его воспитанию.

Усыновление всегда носит добровольный характер. Поэтому если нет препятствий к передаче ребенка данному лицу, оно само решает, какого именно ребенка усыновит при окончательном решении этого вопроса в интересах ребенка компетентным государственным органом. Возможно усыновление одновременно двух и более детей.

В этих случаях об усыновлении каждого ребенка выносится отдельное решение. Однако, учитывая то обстоятельство, что при усыновлении прерывается правовая связь ребенка не только с родителями, но и с другими близкими родственниками, разобщение братьев и сестер при усыновлении по общему правилу не допускается.

Оно может быть допущено как исключение в тех случаях, если дети никогда вместе не проживали, не воспитывались, не осведомлены друг о друге и о своем родстве, или один из них по состоянию здоровья подлежит содержанию в специальном лечебно-воспитательном учреждении, а также в других случаях, когда усыновление будет отвечать интересам данного конкретного ребенка.

Как и ранее, российский закон допускает усыновление детей – граждан РФ иностранными гражданами и лицами без гражданства. Такое усыновление производится на общих основаниях, однако с соблюдением ряда дополнительных требований, которые с учетом п.3 ст.62 Конституции РФ установлены непосредственно в федеральном законе.

В соответствии со ст.

21 Конвенции ООН о правах ребенка, которая рассматривает усыновление в другой стране в качестве альтернативного способа ухода за ребенком, если он не может быть передан на воспитание или помещен в семью, которая в состоянии была бы обеспечить его воспитание или усыновление, и если обеспечение какого-либо подходящего ухода в стране происхождения ребенка является невозможным, ст. 124 СК отдает приоритет при усыновлении российским гражданам, постоянно проживающим на территории РФ.

В этих целях вводится централизованный учет детей, оставшихся без попечения родителей, которые могут быть переданы на воспитание в семьи граждан России.

Иностранные граждане и лица без гражданства могут усыновить российских детей только по истечении 3 месяцев со дня их постановки на такой учет, независимо от возраста детей и состояния их здоровья. Этот порядок усыновления распространяется и на российских граждан, постоянно проживающих за границей.

Исключение составляют только родственники ребенка, желающие его усыновить. Они вправе усыновить ребенка на общих основаниях, наравне с российскими гражданами, независимо от их гражданства и места жительства.

Источник: https://nauchniestati.ru/bank/primery/diplomnaja-rabota-na-temu-osnovopolozhenija-usynovlenija-rebenka/

Диплом усыновление детей оставшихся без попечения родителей

Диплом усыновление детей оставшихся без попечения родителей

  • Формы воспитания детей оставшихся без попечения родителей по законо
    • > Дипломная работа >Государство и право
  • Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей
  • Дипломная работа — пример
  • Усыновление как правовой институт
  • Обеспечение здоровья, физического, психического, духовного и нравственного развития ребенка.

    Усыновление как приоритетная форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Правовые условия усыновления, основания его отмены; субъекты отношений.

  • Дипломная работа на тему: Усыновление как одна из форм устройства детей оставшихся без попечительства
  • План работы:
    • Преимущества покупки этой работы:
  • Усыновление (удочерение) как приоритетная форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей
  • Усыновление (удочерение)- основная форма устройства детей, оставшихся без родительского попечения диплом.doc
  • Проблема устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
    • > Курсовая работа >Социология
    • Читайте так же:

Московский Гуманитарно-Экономический Институт

Кафедра Гражданского права и процесса

На тему: Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей по законодательству Российской Федерации.

Студент-дипломник Слепова Александра Валерьевна

Научный руководитель Романова В. Х.

Консультант ____________ ______________________

Допустить к защите

Зав. кафедрой ________

«___» ________________200__ г.

Глава I Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей

Глава II Усыновление (удочерение) детей, оставшихся без попечения родителей

2.1 Понятие усыновления (удочерения)

2.2 Условия усыновления

2.3 Порядок усыновления и его правовые последствия

2.4 Отмена усыновления

Глава III Опека и попечительство над детьми, оставшимися без попечения родителей

3.1 Основания и порядок установления опеки и попечительства над детьми

3.2 Права детей находящихся под опекой или попечительством

3.3 Права и обязанности опекуна (попечителя) ребенка

Глава IV Приемная семья

.1 Образование приемной семьи и содержание договора о передачи ребенка (детей) на воспитание в приемную семью

4.2 Права и обязанности приемных родителей

4.3 Права ребенка (детей), переданного на воспитание в приемную семью

Актуальность дипломной работы обусловлена тем, что дети уязвимы и завися от мира взрослых.

По этой причине у них есть особые права по сравнению со взрослыми, что закреплено в Конвенции о правах ребенка.

и эти особые — по сравнению со взрослыми – прав нуждаются в особых механизмах ее осуществления, позволяющих обеспечить целенаправленную и приоритетную защиту прав каждого ребенка и детей в целом.

В соответствии с требованиями норм международного права ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который не может оставаться в таком окружение, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.

В Российской Федерации задачей государственной важности является создание условий для полноценного физического, интеллектуального, духовного, нравственного и социального развития детей, оставшихся без попечения родителей, подготовки их к самостоятельной жизни в современном обществе, а также оказание им психологической, медицинской и педагогической помощи.

Объектом выполненного дипломного исследования являются формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Предметом исследования являются аспекты указанной проблемы.

Цель моего дипломного исследования заключается в исследовании форм устройства детей оставшихся без попечения родителей. Указанные цели определили необходимость решения следующих задач, нашедших свое отражение в содержании работы:

Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей;

Усыновление (удочерение) детей, оставшихся без попечения родителей;

Опека и попечительство над детьми, оставшимися без попечения родителей;

Положения, выносимые на защиту:

1) Под усыновлением или удочерением понимается юридический акт, в результате которого между усыновителями (усыновителем) и его родственниками, с одной стороны, и усыновленным ребенком – с другой стороны, возникают такие же права и обязанности, как между родителями и детьми, а также их родственниками по происхождению. Отсюда следует, что усыновление влечет за собой следующие правовые последствия: а) установление правовой связи между усыновителями (усыновителем) и усыновленным ребенком, а также между усыновленным ребенком и родственниками усыновителя; б) прекращение правовой связи усыновленного ребенка с его родителями и другими родственниками по действительному кровному происхождению. Таким образом, усыновление одновременно является как правообразующем, так и правопрекращающим юридическим фактом.

Усыновление допускается только в отношении несовершеннолетних детей, утративших родительское попечение, и только в их интересах. Лица, достигшие совершеннолетия (18 лет), не могут быть усыновлены. Эта принципиальная норма, соответствует требованиям ст. 21 Конвенции о правах ребенка.

Основной социальной целью усыновления является создание детям, лишившихся попечения родителей, наиболее благоприятных условий для жизни и воспитания в условиях семьи.

Усыновление происходит также и в интересах усыновителей, хотя прямо об этом в законе не говориться, так как оно предоставляет, в частности, возможность лицам, не имеющим детей, удовлетворить чувство родительской любви, потребность в отцовстве и материнстве.

Однако на первое место при усыновление должны быть поставлены интересы ребенка.

Поскольку при усыновлении ребенка в правовом отношении полностью приравниваются к родным детям усыновителя, приобретает в лице усыновителей родителей и родную семью, следует исходить из общей посылки, что усыновление соответствует интересам детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Право на усыновление признается за совершеннолетними лицами обоего пола, если они не входят в число лиц, которым запрещено быть усыновителями.

Усыновителями могут быть как супруги, так и одинокие лица, причем как состоящие в браке с отцом (матерью) ребенка (например, отчим, мачеха), так и являющиеся совершенно посторонними для усыновляемого ребенка.

Однако на практике усыновителями чаще всего становятся супружеские пары, лишенные возможности иметь собственных детей.

К условиям усыновления закон относит получение согласия установленного круга лиц: а) родителей ребенка или лиц, их заменяющих; б) самого ребенка, достигшего возраста десяти лет; в) супруга усыновителя, если ребенок усыновляется одним из супругов. Раскроем содержание этих условий более подробно.

Дела об установление усыновления рассматриваются судом в порядке особого производства, по правилам, предусмотренным ГПК, с обязательным участием самих усыновителей, органов опеки и попечительства, а также прокурора.

Усыновление является добровольным актом и может быть произведено только по волеизъявлению лица, желающего усыновить ребенка. Это означает, что никто не может быть принужден к усыновлению детей вопреки своей воле.

При решении дела об усыновлении усыновления ребенка суд наряду с требованиями заявителей об усыновлении ребенка разрешает и другие просьбы заявителей: а) об изменении имени, отчества и фамилии ребенка; б) об изменение даты и места рождения усыновленного ребенка; в) о записи усыновителя (усыновителей) в качестве родителей усыновленного ребенка. Кроме того, по просьбе заинтересованных лица без гражданства суд рассматривает вопросы о сохранении личных неимущественных и имущественных прав одного из родителей усыновленного ребенка или родственников его умершего родителя – то есть дедушки и бабушки.

По просьбе усыновителя усыновляемому ребенку присваивается фамилия усыновителя, а также указанное им имя. Отчество усыновленного ребенка определяется по имени усыновителя, если усыновитель мужчина, а пари усыновлении ребенка женщиной – по имени лица, указанного ею в качестве отца усыновленного ребенка.

Усыновление – это не только форма устройства на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, но и юридический факт, вызывающий определенные правовые последствия.

В результате усыновления усыновленные дети и их потомство по отношению к усыновителям и их родственникам, а усыновители и их родственники по отношению к усыновленным детям и их потомству во всех личных и имущественных правах и обязанностях приравниваются к родственникам по происхождению, то есть ребенок приобретает новых родителей и других родственников.

Специальные меры, обеспечивающие тайну усыновления, закреплены в ряде статей Семейного кодекса.

Так для обеспечения тайны усыновления Кодекс допускает по просьбе усыновителей изменение места рождения, а также даты рождения ребенка (в возрасте должно одного года), но не более чем на три месяца.

В этих же целях изменяется не только дата рождения в записи акта о рождении, но и дата регистрации акта о рождении.

Дела об отмене усыновления рассматриваются судом в порядке искового производства. Обязательное участие в рассмотрение таких дел должен принимать орган опеки и попечительства, так как они относятся к категории споров, связанных с воспитанием детей.

Требование об участии органа опеки и попечительства в разрешении спора вытекает из определенных семейным и гражданским законодательством задач органов опеки и попечительства и направленно на обеспечение надлежащей защиты законных прав и интересов усыновленных детей.

Орган опеки и попечительства обязан провести обследование условий жизни усыновленного ребенка и представить суду заключение, о соответствии отменны усыновления интересам ребенка.

К лицам, имеющим право требовать отмены усыновления, относятся: а) родители ребенка; б) усыновители ребенка; в) усыновленный ребенок, достигший возраста четырнадцати лет; г) орган опеки и попечительства; д) прокурор.

2) К несовершеннолетним детям, оставшимся без попечения родителей, относятся дети, родители которых умерли, лишены родительских прав, ограниченны в родительских правах или признанны недееспособными.

Отсутствие родительского попечения может быть вызвано также болезнью родителей, препятствующей выполнению ими родительских обязанностей, длительное отсутствие родителей (в связи с командировкой, отбыванием наказания в местах заключения и т. п.

), уклонение родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов и иными причинами.

Основанием установления опеки и попечительства над детьми является факт утраты ими по тем или иным причинам родительского попечения. Опека и попечительство над детьми преследует две основные цели: а) воспитание детей, оставшихся без попечения родителей; б) защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей.

Законодательством установлено, что опека устанавливается над малолетними детьми, то есть не достигшими четырнадцати лет, а попечительство – над несовершеннолетними детьми в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет. Орган опеки и попечительства назначает опекуна или попечителя ребенку в течение месяца с момента, когда ему стало известно о необходимости установления опеки и попечительства.

Опекун или попечитель может быть назначен только с его согласия. Это обязательное условие, что естественно, поскольку принуждение к исполнению опекунских или попечительских обязанностей интересам ребенка соответствовать не может и цели опеки (попечительства) вряд ли будут достигнуты.

При решении органом опеки и попечительства вопроса о назначении конкретного лица опекуном или попечителем ребенка должны учитываться также следующие обстоятельства: а) способность лица к выполнению обязанностей опекуна (попечителя); б) его личные и нравственные качества; в) отношение между ним и ребенком, нуждающимся в опеки или попечительстве; г) отношение к ребенку членов семьи опекуна (попечителя); д)если это возможно – желание самого ребенка.

Опека (попечительство) могут быть прекращены в результате освобождения опекунов или попечителей от исполнения ими своих обязанностей. Так, освобождение опекунов или попечителей от исполнения ими своих обязанностей производиться органом опеки и попечительства при возвращении несовершеннолетнего подопечного родителям или передача его на усыновление.

Дипломная работа — пример

Введение 3 Глава 1. Правовой статус детей оставшихся без попечения родителей и правовые основы их устройства 8 1.1.Понятие и особенности правового статуса детей оставшихся без попечения родителей: история и современное состояние 8 1.2. Источники правового регулирования устройства детей, оставшихся без попечения родителей в РФ 17 1.3.

Правовой статус органов опеки и попечительства и особенности их деятельности по выявлению и учету детей оставшихся без попечения родителей 22 Глава 2. Теоретико-правовая характеристика усыновления как приоритетной формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей. 29 2.1. Условия и порядок усыновления детей, оставшихся без попечения родителей. 29 2.2.

Права и обязанности усыновителей. Отмена усыновления. 36 Глава 3. Теоретико-правовая характеристика альтернативных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей. 44 3.1. Опека и попечительство над детьми, оставшимися без попечения родителей. 44 3.2. Приемная семья. 52 3.3.

Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 60 Заключение 68

Литература и нормативный материал 71

Введение

Источник: https://yunturist58.ru/diplom-usynovlenie-detej-ostavshihsja/

Проблемные вопросы усыновления (удочерения). Дипломная работа

Диплом усыновление детей оставшихся без попечения родителей

Введение

Настоящая работа посвящена теме усыновления (удочерения) в Российской федерации.Актуальность данной темы не вызывает сомнений. В соответствии с международным и российским правом и законодательством, обеспечение интересов детей – основополагающая задача семейного права. Дети рассматриваются как самостоятельные личности, имеющие с момента рождения определенные права.

Одно из самых важных из них – право жить и воспитываться в семье – закреплено в новом Семейном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу с 1 марта 1996 года.К сожалению, многие дети остаются по различным причинам без родительского попечения; в этом случае защита их интересов возлагается на государство.

Именно оно в лице своих органов должно содействовать реализации права каждого ребенка жить и воспитываться в нормальной и полноценной семье. В связи с этим возникает много проблем. Их решение непосредственно связано со степенью их изученности. Поэтому данная тема является актуальной.20 ноября 1989 г.

в мировом сообществе произошло важное событие: Генеральная ассамблея ООН единогласно проала за принятие Конвенции о правах ребенка. 13 июня 1990 г. Конвенция была ратифицирована Верховным Советом СССР, а 15 сентября 1990 г. вступила в силу для Российской Федерации.

Подписав конвенцию, Россия признала приоритетность семейных форм устройства детей-сирот перед распространенной длительное время практикой передачи таких детей на воспитание в государственные учреждения.Тем не менее, в настоящее время в России продолжают сохраняться негативные тенденции, создающие угрозу национальной безопасности.

По данным прокурорской и следственной практики отмечается снижение числа детей, устроенных в семью, и рост числа так называемых «государственных детей», тех, кто воспитывается в детских домах и интернатных учреждениях. Продолжает существовать внутренний рынок детей, которые могут быть переданы на усыновление, отмечается значительная коммерциализация межгосударственного усыновления.

На территории Российской Федерации продолжают незаконную посредническую деятельность по выявлению детей, подлежащих усыновлению, представители различных российских и иностранных организаций. Тем самым нарушается установленный законом принцип приоритета устройства детей – граждан РФ, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи российских граждан.

По сведениям компетентных источников наблюдаются многочисленные нарушения и злоупотребления в области как внутригосударственного, так и международного усыновления.Законодательная база, регулирующая усыновление в России, развивается в последние годы достаточно быстро. Государственная Дума весьма болезненно реагирует на коммерциализацию усыновления.

Отсюда желание законодателя как можно детальнее описать этот весьма деликатный и сложный процесс и оградить его от произвольных толкований.Тем не менее, защита прав и интересов биологических родителей при усыновлении оставляет желать лучшего. Особенно часто их права и интересы игнорируются при международном усыновлении.

Острота и актуальность этих проблем, стоящих перед российским обществом, требует неотложного разрешения, принятия грамотных мер по борьбе с коррупцией в деятельности органов, ответственных за подготовку и принятие решений по установлению усыновления.К сожалению, многие дети остаются по различным причинам без родительского попечения; в этом случае защита их интересов возлагается на государство.

Именно оно в лице своих органов должно содействовать реализации права каждого ребенка жить и воспитываться в нормальной и полноценной семье.Существует несколько традиционных форм принятия детей на воспитание в семью. Среди них выделяют усыновление, опека и попечительство, так же Семейным кодексом РФ была введена и принципиально новая форма – приемная семья.

Однако наиболее актуальным институтом является именно усыновление. Это связано, прежде всего, с тем, что в нашей стране приоритет отдается воспитанию именно семейному, которое в полной мере может обеспечить институт усыновления.Проблемные аспекты института усыновления освящаются многими российскими юристами. Среди них А.Чучаев, А.Черняк, В.Г. Глухарева, А.З. Дзугаева, Е.Л. Невзгодина, О.

Косова, А.Нечаева, С.Трошина и некоторые другие правоведы теоретики и практики. Они принимают активное участие в работе по изучению проблем реализации отдельных положений семейного законодательства на практике, дают рекомендации по повышению эффективности функционирования этого института, использования передового опыта зарубежных стран.

В связи с этим было бы справедливо начать рассмотрение данной темы с раскрытия некоторых основных понятий.Предметом исследования данной дипломной работы является институт усыновления в Российской Федерации. Объект исследования – правоотношения и социальные последствия, возникающие в результате усыновления ребенка-сироты.

Целью данной работы является анализ проблем и перспектив развития института усыновления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Для реализации цели поставлены следующие задачи: изучить общую характеристику института усыновления детей-сирот; рассмотреть преимущества усыновления перед другими формами устройства детей-сирот; проанализировать проблемы и перспективы развития института усыновления детей-сирот.В работе использованы такие методы исследования как контент-анализ, анализ статистических данных, анализ социологических исследований и анализ нормативно-правовых актов.Структура дипломной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка нормативных актов, материалов судебной практики и специальной литературы.

В заключении делаются выводы и даются рекомендации по некоторым вопросам, входящим в предмет рассмотрения настоящей работы.

Заключение

Подводя краткие итоги рассмотрению темы, можно с уверенность сказать, что проблемы и сложности, связанные с усыновлением детей существовали на всех исторических этапах становления этого института и были присущи практически всем правовым системам.

Это связано как со сложностью самого института усыновления, так и с внутренней политикой каждого конкретного государства на определенном этапе его развития. Существующим уровнем развития законодательной техники, накопленном и обобщенном опыте решения практических задач в области усыновления. Меняющейся геополитической обстановкой в мире.

В представленной работе, сделана попытка охарактеризовать историю становления и развития самого института усыновления в России; современное состояние законодательства об усыновлении в Российской Федерации; основные направления развития теории и практики в этой сфере, а также в области международного сотрудничества.

Наиболее значимыми событиями за всю историю существования института усыновления (удочерения) в России стали: законодательное закрепление приоритета устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью; в отношении усыновления детей – российских граждан иностранными гражданами и лицами без гражданства – признание и законодательное закрепление приоритета устройства их в семьи российских граждан; возобновление судебного порядка рассмотрения и разрешения дел об установлении усыновления в РФ.Вскрытие основных проблем, связанных существованием и функционированием института усыновления (удочерения) в Росси, позволило определить первоочередные задачи, стоящие перед российским обществом на пути совершенствования данного правового института, выявить наиболее общие тенденции, наметившиеся в области международного усыновления.В первую очередь, это сближение сотрудничества государств, в сфере международного усыновления. За сравнительно небольшой промежуток времени было принято множество международно-правовых актов, подписано договоров и соглашений по оказанию правовой помощи при рассмотрении дел об усыновлении. Россия присоединилась ко многим из них.Заслуживает внимания тот факт, что в настоящее время в России продолжает сохраняться устойчивая тенденция к снижению количества случаев усыновления детей гражданами Российской Федерации. Приоритет в этой области по-прежнему принадлежит иностранным усыновителям. И хотя статья 124 СК РФ закрепила условия наибольшего благоприятствования для российских усыновителей, чем для иностранных, реально это не привело к положительной динамике усыновления детей российскими гражданами.Несмотря на правозглашение социально ориентированной экономики в Российской Федерации отмечается снижение финансирования детских образовательных программ, программ реабилитации инвалидов и детей с отклонениями в умственном и психическом развитии. Остро стоит жилищная проблема. Снижение эффективности детского здравоохранения, неуклонная коммерциализация медицинских услуг также оставляют все меньше надежд для родителей, в том числе и усыновителей, вылечить больного ребенка. Очевидно, этим отчасти и объясняются крайне низкие показатели количества усыновленных детей гражданами РФ в российских регионах.Наряду с этим результаты социологических опросов общественного мнения, проводимых за последние годы в России, свидетельствуют о росте негативного отношения российских граждан к практике усыновления детей из России иностранцами.С принятием законодательства об уголовной ответственности за торговлю детьми, за незаконные действия по усыновлению стало вскрываться все больше случаев нарушения законодательства в области охраны прав усыновленных детей, криминализации этой сферы. Частыми становятся случаи негуманного, а порой бесчеловечного обращения иностранных граждан с усыновленными ими российскими детьми.По результатам прокурорских проверок за последние годы была отмечена неудовлетворительная работа Министерства образования России по централизованному учету детей, оставшихся без попечения родителей, оказанию содействия в устройстве детей на воспитание в семьи граждан РФ, учету иностранных граждан и лиц без гражданства, изъявивших желание усыновить детей. Выявлены нарушения в порядке организации компьютерной системы, которая позволила монополизировать всю поступающую информацию о детях-сиротах узкой группе чиновников министерства. Располагая обширными данными о детях, подлежащих усыновлению, Минобразования России, как оказалось, практически их не использовало. Выдавая тысячи справок в год для рассмотрения дел об установлении фактов усыновления иностранцами, министерство, намеренно вводило суды в заблуждение, указывая на то, что возможности передать детей на воспитание в семьи российских граждан не представилось. Косвенно это подтверждается итогами проверки за 2001 год с помощью федерального банка данных. За более чем трехлетний период его функционирования было усыновлено лишь 19 детей.Тем не менее, анализ работы высших исполнительных и представительных органов власти РФ за последние годы позволяет полагать, что вопросы усыновления детей находятся в центре внимания Правительства РФ и Государственной Думы. Остается надеяться, что они впредь будут решаться в соответствии с российским законодательством и гуманными принципами международного права.Таковы основные положения, связанные с проблемой усыновления (удочерения) на современном этапе. Их следует учитывать всем, кто решился на этот очень ответственный и, хочется верить, глубоко продуманный шаг.Оценка работы различных органов и организаций в сфере усыновления, в том числе и международного, основанная на материалах прокурорских проверок и с учетом показателей обобщенной статистической отчетности в области усыновления за последние годы в России, позволила прийти к следующим выводам:1. Для повышения эффективности работы органов и должностных лиц РФ, располагающих соответствующей компетенцией в области усыновления, необходимо налаживание контакта с органами исполнительной власти субъектов РФ, местными органами исполнительной власти. Сотрудничество с международными организациями и представительствами, находящимися на территории РФ, оказание взаимной помощи в вопросах усыновления (удочерения).2. Будет справедливым использование положительного опыта других стран по борьбе с коррупцией в органах власти, наделенных компетенцией в области осуществления усыновления. В том числе и в области международного усыновления. Необходима разработка механизма своевременного выявления и принятия мер реагирования на нарушения, допускаемые в этих структурах власти. Повышение эффективности мер воздействия на правонарушителей в целях предотвращения угрозы нанесения ущерба интересам и безопасности государства.3. Обновление действующего законодательства, приведение его в соответствие с потребностями российского общества. В литературе не раз высказывались предположения относительно введения обязательного коллегиального рассмотрения дел этой категории. По мнению В.В. Кустовой это предположение заслуживает пристального внимания законодателя. Внесение соответствующего изменения в законодательство повысило бы гарантии соблюдения прав детей и иных лиц, участвующих в делах об установлении усыновления.Представляется, что эти предложения имеют реальное значение для обеспечения эффективного функционирования всей социальной сферы общества. Играют немаловажную роль в процессе становления и развития Российской Федерации как правового и социального государства, его интеграции в мировое сообщество.

В завершение сказанного, хотелось бы еще раз подчеркнуть, что именно усыновление дает возможность создать ребенку максимально близкие к семейным условия жизни и воспитания.

А реализация на практике новых положений российского законодательства, направленных на защиту прав и законных интересов детей при усыновлении, позволит избежать злоупотреблений в этой важной социальной сфере деятельности государства, а главное – поможет детям под контролем суда с учетом их интересов обрести нормальную полноценную семью.

Библиографический список

Источник: http://xn--b1admmflbe.xn--p1ai/?p=110

Закон 24/7
Добавить комментарий