Ч 1 ст 447 упк

Статья 447 УПК РФ. Категории лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам

Ч 1 ст 447 упк

1.

Требования настоящей главы применяются при производстве по уголовным делам в отношении:

1) члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы, депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления;

2) судьи Конституционного Суда Российской Федерации, судьи федерального суда общей юрисдикции или федерального арбитражного суда, мирового судьи и судьи конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, присяжного или арбитражного заседателя в период осуществления им правосудия;

3) Председателя Счетной палаты Российской Федерации, его заместителя и аудиторов Счетной палаты Российской Федерации;

4) Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации;

5) Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, а также кандидата в Президенты Российской Федерации;

6) прокурора;

6.

1) Председателя Следственного комитета Российской Федерации;

6.

2) руководителя следственного органа;

7) следователя;

8) адвоката;

9) члена избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса;

10) зарегистрированного кандидата в депутаты Государственной Думы, зарегистрированного кандидата в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

2.

Порядок производства по уголовным делам в отношении лиц, указанных в части первой настоящей статьи, устанавливается настоящим Кодексом с изъятиями, предусмотренными настоящей главой.

1.

Членом Совета Федерации является представитель от субъекта Российской Федерации, уполномоченный в соответствии с федеральным законом о порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ осуществлять в Совете Федерации Федерального Собрания РФ законодательные и иные полномочия, предусмотренные Конституцией РФ и Федеральным законом «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

2.

Депутатом Государственной Думы является избранный в соответствии с Федеральным законом о выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ представитель народа, уполномоченный осуществлять в Государственной Думе Федерального Собрания РФ законодательные и иные полномочия, предусмотренные Конституцией РФ и Федеральным законом «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

3.

Членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы не может быть гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства (ст. 1 Федерального закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» ).

———————————

См.: Федеральный закон от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // Собр. законодательства РФ. 1999. N 28. Ст. 3466.

4.

Депутат — это лицо, избранное избирателями соответствующего избирательного округа в представительный орган государственной власти или в представительный орган муниципального образования на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном ании (п. 13 ст. 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).

5.

Органами государственной власти субъектов Российской Федерации признаются законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, избираемые непосредственно гражданами РФ в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», иными федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов РФ, высшие должностные лица субъектов РФ (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ), а также иные органы государственной власти субъектов РФ, предусмотренные конституциями (уставами) субъектов РФ (п. 47 ст. 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).

6.

Органы местного самоуправления — это избираемые непосредственно населением муниципального образования и (или) образуемые представительным органом муниципального образования в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим федеральным законом, иными федеральными законами, уставами муниципальных образований органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (п. 49 ст. 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).

7. Выборным должностным лицом местного самоуправления является должностное лицо местного самоуправления, избираемое на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном ании на муниципальных выборах.

Причем должностным лицом местного самоуправления считается выборное либо заключившее контракт (трудовой договор) лицо, наделенное исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления (ст.

2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

8. Судьями являются лица, наделенные в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе (ч. 3 ст. 1 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации»).

К числу лиц, на которых распространяется неприкосновенность судьи, законодатель также отнес судей, пребывающих в отставке (абз. 2 п. 4 ст. 3 Закона РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» ).

Таким образом, под судьей в настоящей статье понимается не только должностное лицо, осуществляющее правосудие. Судья, находящийся в отставке, правосудие осуществлять не вправе .

———————————

См.: Ведомости Совета народных депутатов и Верховного Совета РФ. 1992. N 30. Ст. 1792.

См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 16 июля 2009 г. N 14-П «По делу о проверке конституционности статьи 7.

1 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», части первой статьи 1, части третьей статьи 8 и статьи 297 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина В.В. Милехина» // Собр. законодательства РФ. 2009. N 31. Ст. 3998.

9. Согласно ч. 1 ст. 12 Федерального закона «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации», установленные Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г.

N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», п. 1 (за исключением абз. 3, 4 и 6), и абз. 1 п. 2 ст. 9, ст. 10, п. п. 1, 2, 5, 6, 7 и 8 ст. 16 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации», Федеральным законом от 20 апреля 1995 г.

N 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» и Федеральным законом «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» гарантии неприкосновенности судьи в полном объеме распространяются на присяжных заседателей в период осуществления ими правосудия.

10.

Судьей Конституционного Суда РФ является гражданин Российской Федерации, достигший ко дню назначения возраста не менее 40 лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права, назначенный на эту должность Советом Федерации Федерального Собрания РФ (ст. ст. 8, 9 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»).

11.

Мировой судья — это гражданин РФ, достигший возраста 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта РФ, назначенный (избранный) на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации либо избранный на должность населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъекта РФ.

12.

Председателем Счетной палаты является гражданин Российской Федерации, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, имеющий высшее образование и опыт профессиональной деятельности в области государственного управления, государственного контроля, экономики, финансов, назначенный на эту должность Государственной Думой Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ.

13.

Заместитель председателя Счетной палаты — это гражданин Российской Федерации, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, имеющий высшее образование и опыт профессиональной деятельности в области государственного управления, государственного контроля, экономики, финансов назначенный на должность Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ (ст. 5 Федерального закона «О счетной палате Российской Федерации»).

14. Аудиторами Счетной палаты являются должностные лица, возглавляющие определенные направления деятельности Счетной палаты, которые охватывают комплекс, группу или совокупность ряда доходных или расходных статей федерального бюджета, объединенных единством назначения (ст. 6 Федерального закона «О счетной палате Российской Федерации»).

15. Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации является гражданин Российской Федерации, не моложе 35 лет, имеющий познания в области прав и свобод человека и гражданина, а также опыт их защиты, назначенный на должность Государственной Думой Федерального Собрания РФ большинством от общего числа депутатов Государственной Думы тайным анием.

16. Президентом РФ, прекратившим исполнение своих полномочий, о котором идет речь в коммент. ст.

, именуется Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности либо досрочно в случае его отставки или стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия (ст. 1 Федерального закона «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи»).

17. Кандидат в Президенты РФ — это лицо, выдвинутое в установленном Федеральным законом «О выборах Президента Российской Федерации» порядке в качестве претендента на замещаемую посредством прямых выборов должность Президента РФ.

Источник: https://zknrf.ru/upk-rf/CHAST-CHETVERTAYA/Razdel-XVII/Glava-52/Statya-447/

Уголовно-процессуальное право

Ч 1 ст 447 упк

Расследование по уголовным делам в отношении рассматриваемой категории лиц производится с соблюдением общих правил, а также дополнительных правил, установленных главой 52 и некоторыми другими статьями УПК РФ.

Независимо от формы предварительного расследования и подследственности расследование по всем уголовным делам о преступлениях, совершенных лицами, указанными в ст. 447 УПК РФ, проводят следователи Следственного комитета РФ. Они проводят и предварительное следствие, и дознание (поди, «б» п. 1 ч.2 и п. 7 ч. 3 ст. 151 УПК РФ).

Порядок примечания соответствующего лица в качестве обвиняемого. Если уголовное дело в отношении лица, указанного в ч. 1 ст. 447 УПК РФ, возбуждено в порядке, установленном ст. 448 УПК РФ, то привлечение такого лица в качестве обвиняемого в дальнейшем проводится в общем порядке без каких-либо особенностей.

Если уголовное дело было возбуждено по факту совершения преступления или в отношении других лиц и одно из лиц, указанных в ч. 1 ст.

447 УПК РФ, появилось в уголовном деле уже в ходе расследования, то привлечение его в качестве обвиняемого производится в порядке, аналогичном порядку принятия решения о возбуждении уголовного дела в отношении этого лица, установленного ст. 448 УПК РФ.

При принятии решения о привлечении в качестве обвиняемого в отношении некоторых лиц, пользующихся процессуальным иммунитетом, необходимо учитывать положения законодательных актов, регламентирующих правовой статус этих лиц.

Так, в соответствии со ст.

29 Закона «О Счетной палате» Председатель этой палаты, его заместитель и аудиторы не могут быть привлечены к уголовной ответственности без согласия той палаты Федерального Собрания, которая их назначила на должность в Счетную палату.

Привлечение к уголовной ответственности Уполномоченного по правам человека в РФ возможно только с согласия Государственной Думы (ст. 12 Федерального конституционного закона от 26 февраля 1996 г. № 1-ФЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»).

Задержание ниц, пользующихся процессуальным иммунитетом, по подозрению в совершении преступления в порядке, установленном ст. 91 УПК РФ. В соответствии со ст.

449 УПК РФ не могут быть задержаны по подозрению в совершении преступления член Совета Федерации, депутат Государственной Думы, судья, прокурор, Председатель Счетной палаты РФ, его заместитель и аудитор Счетной палаты РФ, Уполномоченный по правам человека в РФ, бывший Президент РФ.

И если все-таки такое задержание состоялось, то после установления их личности они должны быть немедленно освобождены. Исключение составляет задержание на месте преступления. В этом случае они могут быть задержаны в порядке ст. 91 УПК РФ, но с соблюдением правил, установленных иными законами, в которых определен их правовой статус.

Так, задержание члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы осуществляется только с согласия соответствующей палаты Федерального Собрания (п. «б» ч. 2 ст. 19 Закона «О статусе члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы Федерального Собрания российской Федерации»).

В случае задержания Уполномоченного по правам человека в РФ на месте преступления лицо, производившее задержание, немедленно уведомляет об этом Государственную Думу, которая должна принять решение о даче согласия на дальнейшее применение этой процессуальной меры. При неполучении в течение 24 часов согласия Государственной Думы на задержание Уполномоченный должен быть немедленно освобожден (ч. 2 ст. 12 Закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»).

Порядок применения меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении судей, члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, бывшего Президента РФ, Уполномоченного по правам человека в РФ.

Избрание данной меры в отношении указанных лиц осуществляется в общем порядке, установленном ст. 108 УПК РФ, согласно которой, напомним, она применяется по судебному решению, принятому на основании ходатайства следователя, ведущего расследование по уголовному делу. Однако исполнение данного судебного решения в отношении вышеуказанных лиц возможно только с согласия соответствующей инстанции.

Такое согласие истребуется: в отношении судьи Конституционного Суда РФ от Конституционного Суда РФ, в отношении судей иных судов — от соответствующей квалификационной коллегии судей (ч. 2 ст. 450 УПК РФ)

В отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, бывшего Президента РФ и Уполномоченного по правам человека в РФ согласие истребуется либо от Совета Федерации, либо от Государственной Думы (ч. 3 ст. 450 УПК РФ).

Для получения согласия Председатель Следственного комитета РФ направляет в соответствующую инстанцию представление, к которому прилагается судебное решение об избрании указанной меры пресечения.

Это представление должно быть рассмотрено не позднее пяти суток со дня его поступления и принято мотивированное решение о даче согласия на применение указанной меры пресечения (ч. 2 и 4 ст.

450 УПК РФ).

В особом порядке избирается эта мера пресечения в отношении зарегистрированного кандидата в депутаты Государственной Думы, кандидата в Президенты РФ, а также зарегистрированного кандидата в депутаты законодательного (исполнительного) органа государственной власти субъекта РФ.

Ходатайство перед судом об избрании в отношении этих лиц указанной меры пресечения следователь, ведущий расследование по уголовному делу, должен согласовать соответственно с Председателем Следственного комитета РФ или руководителем следственного органа Следственного комитета РФ по субъекту РФ (ч. 4.

1 ст. 450 УПК РФ).

Порядок производства отдельных следственных действий. После возбуждения уголовного дела либо привлечения лица в качестве обвиняемого в порядке, установленном ст. 448 УПК РФ, о котором говорилось выше, следственные и иные процессуальные действия в отношении такого лица производятся в общем порядке, без каких бы то ни было изъятий и особенностей.

Лишь в отношении одного следственного действия — обыска, проводимого в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, бывшего Президента РФ, Уполномоченного по правам человека в РФ и судей всех уровней, законом предусмотрено дополнительное требование, направленное на защиту их процессуального иммунитета. Судебное решение о производстве обыска в отношении этих лиц может быть исполнено только с согласия соответственно Совета Федерации, Государственной Думы, Конституционного Суда РФ либо соответствующей квалификационной коллегии судей (ч. 3 и 4 ст. 450 УПК РФ).

Порядок получения такого согласия такой же, как и при получении согласия со стороны указанных инстанций на исполнение судебного решения об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу (см. ч. 4 ст. 450 УПК РФ).

И еще на одно обстоятельство, связанное с производством следственных действий, следует обратить внимание. Согласно ч. 5 ст.

450 УПК РФ следственные или иные процессуальные действия, осуществляемые на основании судебного решения в отношении лица, пользующегося процессуальным иммунитетом, по уголовному делу, по которому оно не проходит ни в качестве подозреваемого, ни в качестве обвиняемого, должны производиться в порядке, предусмотренном ч. 1 ст. 448 УПК РФ.

Досудебное производство по уголовным делам в отношении лиц, пользующихся процессуальным иммунитетом, завершается в обычном порядке — составлением обвинительного заключения или обвинительного акта. Затем уголовное дело направляется прокурору, который после утверждения обвинительного заключения (обвинительного акта) направляет дело по подсудности в соответствующий суд.

Как вытекает из положений ст. 451 УПК РФ, уголовные дела в отношении рассматриваемой категории лиц направляются в тот суд, которому они подсудны в соответствии с подсудностью, установленной ст. 31-36 УПК РФ.

Каких-либо иных особенностей, связанных с рассмотрением и разрешением в суде уголовных дел в отношении лиц, указанных в ст. 447 УПК РФ, закон не устанавливает. Судебное разбирательство этих дел, обжалование судебных решений и их исполнение осуществляются в общем порядке.

Источник: https://isfic.info/crimpro/lodne146.htm

30.3. Особенности досудебного производства по уголовным делам в

Ч 1 ст 447 упк
Досудебное производство по уголовным делам в отношении отдельных категорий должностных и иных лиц имеет свои особенности, которые выражаются в дополнительных условиях принятия следующих процессуальных решений: 1)

задержания в порядке ст. ст. 91 и 92 УПК РФ; 2)

избрания меры пресечения; 3)

производства отдельных следственных действий и сопутствующих им мер процессуального принуждения; 4)

привлечения в качестве обвиняемого; 5)

направления уголовного дела в суд.

Так, в соответствии с требованиями ст. 449 УПК РФ, не подлежит задержанию в порядке ст. ст. 91 и 92 УПК РФ, за исключением случаев задержания на месте преступления: 1)

член Совета Федерации, 2)

депутат Государственной Думы, 3)

судья федерального суда, 4)

мировой судья, 5)

Председатель Счетной палаты РФ, его заместитель и аудитор Счетной палаты РФ, 6)

Уполномоченный по правам человека в РФ, 7)

Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий, 8)

прокурор.

Однако неприкосновенность должностных лиц применительно к институту задержания урегулирована не только УПК РФ, а по некоторой категории лиц вообще не УПК РФ, а другими нормативно-правовыми актами.

К примеру, зарегистрированные кандидаты в депутаты представительного органа местного самоуправления; зарегистрированные кандидаты на должность выборного должностного лица местного самоуправления на территории муниципального образования не могут быть задержаны в порядке ст. ст.

91 и 92 УПК РФ без получения на то согласия прокурора субъекта Российской Федерации (ч. 4 ст.

24 «Временного положения о проведении выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления в субъектах Российской Федерации, не обеспечивших реализацию конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления»).

Положения ст. 450 УПК РФ не предусматривают специальных требований к порядку проведения следственных и иных процессуальных действий в отношении лиц, перечисленных в ч. 1 ст. 447 УПК РФ, если были соблюдены требования закона к процедуре возбуждения в отношении них уголовного дела или превлечения в качестве обвиняемого.

https://www.youtube.com/watch?v=oqkuEpuScsU

Дополнительные гарантии неприкосновенности данной категории лиц указанной статьей введены лишь для тех случаев, когда, во-первых, уголовное дело в отношении него не было возбуждено и такое лицо не было привлечено в качестве обвиняемого, во-вторых, в отношении лица принимается решение о производстве следственного или иного процессуального действия, которое согласно УПК РФ может быть осуществлено не иначе как на основании судебного решения. В приведенной ситуации по общему правилу рассматриваемое процессуальное действие производится с согласия суда, указанного в ч. 1 ст. 448 УПК РФ.

Более того, на исполнение судебного решения о заключении под стражу члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, Уполномоченного по правам человека в РФ или о производстве у кого-либо из них обыска должно быть истребовано согласие Совета Федерации или Государственной Думы. УПК РФ предусмотрены также дополнительные гарантии неприкосновенности судьи Конституционного Суда РФ, судьи иного суда. В отношении названных должностных лиц мера пресечения заключение под стражу может быть исполнена только с согласия на то соответственно Конституционного Суда РФ или квалификационной коллегии судей.

Приведенные правила закреплены в ст. ст. 449 и 450 УПК РФ. Между тем особенности досудебного производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц урегулированы не только данными нормами права. Так, в ч. 3 ст.

19 Федерального закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ» обращается внимание на то, что неприкосновенность члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы распространяется на занимаемые ими жилые и служебные помещения, используемые ими личные и служебные транспортные средства, средства связи, принадлежащие им документы и багаж, на их переписку.

Неприкосновенны также и судьи.

Неприкосновенность судьи включает в себя неприкосновенность личности, неприкосновенность занимаемых им жилых и служебных помещений, используемых им личных и служебных транспортных средств, принадлежащих ему документов, багажа и иного имущества, тайну переписки и иной корреспонденции (телефонных переговоров, почтовых, телеграфных, других электрических и иных принимаемых и отправляемых судьей сообщений) (ч. 1 ст. 16 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации»).

Решение об избрании в отношении судьи в качестве меры пресечения заключения под стражу принимается: —

в отношении судьи Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, федерального арбитражного суда — судебной коллегией в составе трех судей Верховного Суда РФ по ходатайству Генерального прокурора РФ; —

в отношении судьи иного суда — судебной коллегией в составе трех судей соответственно верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа по ходатайству Генерального прокурора РФ (ч. 6 ст. 16 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации»).

Когда в отношении должностного лица не возбуждено уголовное дело и он не привлечен в качестве обвиняемого, процессуальные (следственные) действия, осуществляемые в соответствии с УПК РФ не иначе как на основании судебного решения, принимается: 1)

в отношении члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы — с согласия коллегии, состоящей из трех судей Верховного Суда РФ, и соответственно Совета Федерации или Государственной Думы; 2)

в отношении Генерального прокурора РФ, судьи Конституционного Суда РФ, судьи Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа, федерального арбитражного суда, окружного (флотского) военного суда — с согласия коллегии, состоящей из трех судей Верховного Суда РФ; 3)

в отношении иных судей — с согласия коллегии, состоящей из трех судей верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа, военного суда соответствующего уровня;

4) в отношении депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации — с согласия коллегии, состоящей из трех судей верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа.

Неприкосновенность Уполномоченного по правам человека в РФ распространяется на его жилое и служебное помещения, багаж, личное и служебное транспортные средства, переписку, используемые им средства связи, а также на принадлежащие ему документы (ч. 1 ст.

12 Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»). Уполномоченному по правам человека в РФ предоставлено право отказаться от дачи свидетельских показаний по уголовному делу об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с выполнением его обязанностей (ч. 2 ст.

24 Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»).

Частью 2 ст. 42 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» не допускаются привод прокурора и следователя прокуратуры.

Зарегистрированный кандидат, то есть лицо, которое зарегистрировано соответствующей избирательной комиссией в качестве кандидата (претендента на замещаемую посредством прямых выборов должность или на членство в органе (палате органа) государственной власти или органе местного самоуправления) не может быть без согласия прокурора (соответственно уровню выборов) арестован. При даче согласия на арест прокурор обязан известить об этом избирательную комиссию, зарегистрировавшую кандидата (ст. 2, ч. 4 ст. 41 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).

Зарегистрированный кандидат на должность Президента РФ не может быть арестован без согласия Генерального прокурора РФ. При даче такого согласия Генеральный прокурор РФ немедленно извещает об этом Центральную избирательную комиссию Российской Федерации (ч. 6 ст. 42 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации»).

Зарегистрированный кандидат в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ также не может быть арестован без согласия Генерального прокурора РФ.

При даче такого согласия Генеральный прокурор РФ немедленно извещает об этом избирательную комиссию, зарегистрировавшую кандидата (ч. 7 ст.

50 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»).

Уголовно-процессуальные меры могут быть применены к кандидату в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ только по постановлению Верховного Суда РФ (ст. 25 Указа Президента РФ от 21 сентября 1993 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации»).

Зарегистрированный кандидат в депутаты представительного органа местного самоуправления; кандидат на должность выборного должностного лица местного самоуправления не может быть на территории муниципального образования арестован без согласия прокурора субъекта Российской Федерации.

Меры пресечения или иные уголовно-процессуальные меры на территории муниципального образования могут быть применены к нему только по постановлению суда (ч. 4 ст.

24 «Временного положения о проведении выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления в субъектах Российской Федерации, не обеспечивших реализацию конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления»).

Следственные действия в отношении адвоката (в том числе в жилых и служебных помещениях, используемых им для осуществления адвокатской деятельности) могут быть произведены только по судебному решению (ч. 3 ст. 8 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»). 30.4.

Рассмотрение уголовного дела в отношении отдельных категорий лиц

Порядок рассмотрения уголовного дела в суде не зависит от того, какую должность занимает или занимал обвиняемый. Однако некоторая категория должностных лиц в определенной степени имеет право решить, какой суд будет рассматривать его уголовное дело.

Так, по заявленному до начала судебного разбирательства ходатайству члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, судьи федерального суда (ст. 452 УПК РФ), мирового судьи и судьи конституционного (уставного) суда Российской Федерации (ч. 3 ст. 1, ч. 11 ст.

16 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации»), уголовное дело в отношении него будет рассматривать не суд, которому оно подсудно, а Верховный Суд РФ. 30.5.

Контрольные вопросы 1.

В отношении кого применяется особый порядок производства по уголовным делам? 2.

Каков порядок возбуждения уголовного дела и привлечения в качестве обвиняемого данных лиц? 3.

Каковы особенности досудебного производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц? 4.

Имеются ли особенности рассмотрения уголовного дела в отношении отдельных категорий лиц? 30.6.

Рекомендованная литература 1.

Агаев Ф.А., Галузо В.Н. Иммунитеты в российском уголовном процессе.- М.: ТЕИС, 1998. 2.

Халиков А. Возбуждение уголовного дела в отношении прокуроров, следователей и адвокатов// Законность.- 2003. № 7. 3.

Источник: https://uchebnikfree.com/ugolovnoe-pravo/303-osobennosti-dosudebnogo-proizvodstva-5800.html

Производство по уголовным делам в отношении отдельной категории лиц

Ч 1 ст 447 упк

Конституция РФ, устанавливает равноправие всех перед законом и судом, а также провозглашает высшей значимостью государства защиту прав и свобод человека (ст. 2). Конституционный Суд Российской Федерации, раскрывая сущность, принципа равноправия, закрепленного в предоставленной статье, в своем постановлении от 27.12.1999 г.

№ 19-П указал, что государство обеспечивает равноправность и независимость каждого человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и ряду других обстоятельств. В ст.

6 УПК в РФ, устанавливающей функцию уголовного судопроизводства, на первое положение поставлена защита прав и законных интересов лиц и учреждений, пострадавших от преступных правонарушений. При этом в качестве изъятия из всеобщего правила ст. 447 УПК РФ именует категории лиц, в связи с которыми учтен специальный порядок привлечения к уголовной ответственности.

Необходимость законодательного закрепле­ния особого порядка производства по уголовным делам в отношении определен­ных лиц была обусловлена в первую очередь их должностным статусом, связанным с предоставлением им дополнительных гарантий.

Такие гарантии способст­вуют их самостоятельности и независимости, обеспечивают повышенную охрану их личности и в большем объеме ограждают от незаконного или необоснован­ного уголовного преследования, осуждения или иного нарушения прав.

Особенности производства по уголовным делам, в соответствии с ч. 1 ст. 447 УПК, предусмотрены в отношении следующих категорий лиц:

1) членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц органов местного самоуправления;

2) судей Конституционного Суда РФ, судей федерального суда общей юрисдикции или федерального арбитражного суда, мировых судей и судей конституционных (уставных) судов субъектов РФ, присяжных или арбитражных заседателей в период осуществления ими правосудия;

3) Председателя Счетной палаты РФ, его заместителя и аудитора Счетной палаты РФ;

4) Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации;

5) Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, а также кандидатов в Президенты РФ;

7) Председателя Следственного комитета РФ;

8) Руководителя следственного органа;

11) Членов избирательных комиссий, комиссий референдумов с правом решающего голоса;

12) Зарегистрированных кандидатов в депутаты Государственной Думы, зарегистрированных кандидатов в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ.

Специальный статус установлен в отношении свыше 20 категорий лиц, помимо указанного списка. Проанализировав, предоставленный перечень, допускается совершить вывод о том, что ст. 447 УПК РФ ввела вспомогательные гарантии профессиональной деятельности лиц, нацеленных на стандартное функционирование государства, а кроме того исполнением правоохранительной функции государства.

Государство обеспечивает равноправность и независимость самостоятельно от официозного положения и других условий. В таком случае в гл.

52 УПК РФ учтены специализированные обязательства невозможности случайного привлечения к уголовной ответственности лиц, которые реализовывают необходимые государственные и общественные функции в существовании государства.

Так же можно справедливо отметить, что неприкосновенность не является личной привилегией гражданина, занимающего определенную должность, а имеет публично-правовой характер, призвана служить средством защиты публичных интересов, обеспечивая повышенную охрану законом личности, осуществляющей государственные функции, ограждая ее от необоснованных преследований. Иммунитет никак не представляется индивидуальной прерогативой гражданина, занимающего некоторую должность, а обладает открыто-правовой направленностью, призвана предназначаться средством охраны общественных заинтересованностей, обеспечивая высокую охрану законодательством личности, исполняющей государственные функции, отгораживая от нее безосновательных преследований. Законодатель нормативно не фиксирует концепцию исследуемого законного института. В концепции уголовно-процессуального права присутствует масса позиций, касательно создания по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц, указанных в гл.52 УПК РФ.

Некоторые авторы обусловливают характерные черты производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц как регламентированный особыми нормами специальный, затрудненный порядок уголовного судопроизводства с целью отдельных категорий граждан, заключающихся в определенной изъятой из всеобщей системы судопроизводства и формулировании отличительных юридических преимуществ. Вторая категория ученых особенности производства в отношении отдельных категорий лиц обусловливают как множество редких управомочивающих, обязывающих и воспрещающих юридических норм, регулирующих особенную процедуру производства процессуальных действий в отношении или с целью установленной законодательством категории граждан. Отмеченные субъекты владеют иммунитетом в ходе всего времени пребывания в правовом статусе. В зависимости от исполняемых в публичной и общегосударственной жизни функций

Допускается разбить субъекты (лиц) на 3 категории: 1. Лица, принимающие содействие в деятельности по исполнению правосудия или содействующие такому роду деятельности. 2.

Лица, исполняющие прочие государственно-императивные функции (помимо судебных), а также лица, что ранее реализовывали подобные функции или, может быть, станут их реализовывать в перспективе. 3.

Лица, в компетенцию, которых входит исполнение необходимых контрольных функций в той или иной деятельности.

К первой группе нужно отнести судью, прокурора, следователя, адвоката. Ко второй группе можно отнести члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, кандидата в Президенты РФ. К третьей группе можно отнести председателя Счетной палаты РФ, аудитора Счетной палаты РФ и др.

Зарождается вопрос: является ли список лиц, отмеченных в уголовно — процессуальном законе, полным? Предполагаем, что есть и иные субъекты, на которых расширяется порядок, предусмотренный гл. 52 УПК РФ, однако которые нормативно никак не зафиксированы в уголовно-процессуальном кодексе. Так, согласно ч. 3 ст.

29 Федерального закона «О Счетной палате Российской Федерации» статусом неприкосновенности в Счетной палате обладает также инспектор Счетной палаты. Без согласия Коллегии Счетной палаты РФ он не имеет возможности быть привлеченным к уголовной ответственности, если им производится круг должностных обязанностей.

Своеобразие уголовного судопроизводства в отношении ранее упомянутых лиц формируется из подобных свойств как порядок: возбуждения уголовного дела; задержания в порядке ст.

91 и 92 УПК РФ; избрание меры пресечения; производство отдельных следственных действий; привлечение лица в качестве обвиняемого; окончание производства по уголовному делу; направление уголовного дела в суд. Необходимо обозначить, что не всегда законные предписания, заключающиеся в гл.

52 УПК РФ, в одинаковой степени используются к абсолютно всем категориям должностных лиц, отмеченных в законе. Проанализировав процессуальную процедуру института возбуждения уголовного дела, допускается акцентировать отличительные черты возбуждения уголовного дела, которые формируются из составляющих, предусмотренных ст. 448 УПК:

1) пребывание установленного субъекта, уполномоченного принимать решение о возбуждении уголовного дела.

2) вынесение заключения о присутствии в действиях личности признаков правонарушения.

3) наличие согласия учрежденного органа на возбуждение уголовного дела.

4) необходимости потери неприкосновенности.

В соответствии с вышеназванным законом впоследствии завершения дознания, предварительного следствия дело не может быть передано в суд без согласия надлежащей палаты Федерального Собрания Российской Федерации.

Необходимо, заметить, что в предоставленном законе не прописана процессуальная модель документа, процедура передачи согласия и его сроки изучив описанное, предполагаем важным — во избежание вероятных патологий, общепризнанных мер уголовно-процессуального закона — внести модифицирования в нормы уголовно- процессуального законодательства с целью приведения в соотношение общепризнанных мер федерального законодательства нормам УПК РФ.

Список литературы:

Источник: http://nauka-rastudent.ru/42/4252/

Ст 447 упк рф

Ч 1 ст 447 упк

Основной целью статьи является дать полное понятие особого производства, исследовать круг субъектов, в отношении которых осуществляется производство по гл.

Основной целью статьи является дать полное понятие особого производства, исследовать круг субъектов, в отношении которых осуществляется производство по гл.

52 УПК РФ и определить особенности производства в отношении отдельной категории лиц, обладающих неприкосновенностью.

Конституция РФ, устанавливает равноправие всех перед законом и судом, а также провозглашает высшей значимостью государства защиту прав и свобод человека (ст.

Конституционный Суд Российской Федерации, раскрывая сущность, принципа равноправия, закрепленного в предоставленной статье, в своем постановлении от г.

  • Конституционный Суд Российской Федерации, раскрывая сущность, принципа равноправия, закрепленного в предоставленной статье, в своем постановлении от г.
  • № 19-П указал, что государство обеспечивает равноправность и независимость каждого человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и ряду других обстоятельств.
  • В ст.6 УПК в РФ, устанавливающей функцию уголовного судопроизводства, на первое положение поставлена защита прав и законных интересов лиц и учреждений, пострадавших от преступных правонарушений.
  • При этом в качестве изъятия из всеобщего правила ст.
  • 447 УПК РФ именует категории лиц, в связи с которыми учтен специальный порядок привлечения к уголовной ответственности.

Необходимость законодательного закрепле­ния особого порядка производства по уголовным делам в отношении определен­ных лиц была обусловлена в первую очередь их должностным статусом, связанным с предоставлением им дополнительных гарантий.

Такие гарантии способст­вуют их самостоятельности и независимости, обеспечивают повышенную охрану их личности и в большем объеме ограждают от незаконного или необоснован­ного уголовного преследования, осуждения или иного нарушения прав.

Особенности производства по уголовным делам, в соответствии с ч.

447 УПК, предусмотрены в отношении следующих категорий лиц: 1) членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц органов местного самоуправления; 2) судей Конституционного Суда РФ, судей федерального суда общей юрисдикции или федерального арбитражного суда, мировых судей и судей конституционных (уставных) судов субъектов РФ, присяжных или арбитражных заседателей в период осуществления ими правосудия; Специальный статус установлен в отношении свыше 20 категорий лиц, помимо указанного списка.

Проанализировав, предоставленный перечень, допускается совершить вывод о том, что ст.

  • 447 УПК РФ ввела вспомогательные гарантии профессиональной деятельности лиц, нацеленных на стандартное функционирование государства, а кроме того исполнением правоохранительной функции государства.
  • Государство обеспечивает равноправность и независимость самостоятельно от официозного положения и других условий. 52 УПК РФ учтены специализированные обязательства невозможности случайного привлечения к уголовной ответственности лиц, которые реализовывают необходимые государственные и общественные функции в существовании государства.
  • Так же можно справедливо отметить, что неприкосновенность не является личной привилегией гражданина, занимающего определенную должность, а имеет публично-правовой характер, призвана служить средством защиты публичных интересов, обеспечивая повышенную охрану законом личности, осуществляющей государственные функции, ограждая ее от необоснованных преследований.
  • Иммунитет никак не представляется индивидуальной прерогативой гражданина, занимающего некоторую должность, а обладает открыто-правовой направленностью, призвана предназначаться средством охраны общественных заинтересованностей, обеспечивая высокую охрану законодательством личности, исполняющей государственные функции, отгораживая от нее безосновательных преследований.

Законодатель нормативно не фиксирует концепцию исследуемого законного института.

В концепции уголовно-процессуального права присутствует масса позиций, касательно создания по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц, указанных в гл.52 УПК РФ.

Источник: http://boltprom.spb.ru/st-447-upk-rf.html

Закон 24/7
Добавить комментарий